В своей статье декабря 2010 г. «Духовная высота нерыжего рыжего человека», посвященной безвременной кончине еще молодого, но вполне известного на Украине публициста, я написал: «Последние годы Геннадий Сысоев оказался на линии обороны, держа с соратниками фронт, который кто-то политически назовет антиоранжевым, а я бы назвал стоянием за Русское дело. Даря мне в августе 2005 г. свою книжицу «Я не рыжий» (название я бы трактовал как «я не оранжевый лох»), еще пахнущую типографской краской, Гена написал на обороте обложки: «Наше дело правое. Победа будет за нами!»
У Геннадия Сысоева (1964-2010) было несколько собственных острых публицистических книг, выход каждой сопровождался значительным резонансом, поскольку выходили они в период оранжевого безвременья, который я назвал и называю «помаранчевым помрачением», и всякий раз полемичность пера Сысоева, аналитическая безупречная глубина и историческая неопровержимость его формулировок действовали на оппонентов убийственно и неотвратимо. Г. Сысоев в тот период осознанно встал на сторону гонимого политика Е. П. Кушнарева, олицетворявшего и озвучивавшего тогда идеологические чаяния русской, несвидомитской Украины. Именно Сысоев весомо помогал Кушнареву в создании книг «Конь рыжий. Записки контрреволюционера» (2005) и «Выборы и вилы» (2007). Мы видим, сколь высокую цену за отстаивание своих убеждений и прав сограждан заплатили в результате оба - и Кушнарев, и Сысоев.
Сысоев был, что называется, «нутряком», как и многие глубоко размышляющие о мире, не стремился к плотному общению, вел уединенный, интровертивный образ жизни, писал наедине с собой. Но слышали его многие. И те редкие часы, когда нам доводилось встречаться, мы старались говорить о важном, существенном, наболевшем.
По кончине Геннадия пришлось с сожалением отметить, что оставалась неизданной его книга «Фашизофрения». И вот, спустя два года, благодаря усилиям его младшего коллеги, историка и публициста, директора Восточноукраинского центра стратегических инициатив Романа Травина, при поддержке народного депутата Украины, главы Харьковского обкома Коммунистической партии Аллы Александровны Александровской эта книга вышла в свет.
В адрес А. А. Александровской нельзя не сказать слов благодарности, поскольку без ее усилий книга не вышла бы. К слову, Александровская - единственный политик такого уровня, кто прибыл два года назад назад на церемонию прощания с Г. Сысоевым в харьковский крематорий. Согласимся, подобные поступки характеризуют политика как человека.
На презентации «Фашизофрении» было подчеркнуто, что «издание посвящено проблеме фашизации современного общества. На многих примерах из истории и современности показана опасность возрождения в сегодняшней Украине человеконенавистнических идеологий националистического, неонацистского толка. Автор вскрывает манипулятивные технологии, характерные для отечественных и зарубежных СМИ, развенчивает ряд мифов из истории Украины, указывает на двойные стандарты, плотно укоренившиеся в отечественной и мировой политике, а также предупреждает о пагубности бездумного «импорта демократии» и преклонения перед Западом».
В самом деле, за полтора месяца до парламентских выборов строки из «Фашизофрении» Сысоева читаются как не утратившие, а, увы, набравшие актуальности. «Организация, способная вывести избирателей Партии регионов на протестные акции, должна была существовать до события, в данном случае, до указа о награждении Шухевича. Такая организация была - это сама Партия регионов, и почему она не организовала протест своих сторонников - это вопрос ведь не к избирателям, а к партийцам. Коммунисты, насколько помнится, протесты против награждения Шухевича организовали».
Не правда ли, эта реплика абсолютно описывает сегодняшние недоуменные вопрошания электората, обращенные к правящей партии, к нынешней власти, заигрывающей с необандеровщиной, фактически попустительствующей продолжающейся фашизации украинского общества. Еще несколько лет назад Сысоев поставил диагноз этой болезни регионалов: «Партия регионов, в силу присущей украинскому бизнесу привычки, не любит ссориться с властью. Особенно по гуманитарным вопросам, которые из-за ошибок своей идеологии ПР полагает второстепенными».
Г. Сысоев находил адекватные саркастические формулы для описания состояния общественного сознания: «...наиболее эффективным (и эффектным) было бы присваивать украинским вузам строго ограниченное количество националистических имен. Например, академия имени Стецька-мужа, университет имени Стецьки-жены, колледж имени их дочки-Стецькивны... Или - имени Шухевича-отца, Шухевича-сына, Шухевича-духа... пардон, внука... Дети, конечно, за отцов не отвечают, но славой их пользуются регулярно. Даже такой непритязательной. Получилось бы здорово: каждому вузу - по своему Стецьку. Можно было бы и упорядочить: технические - имени Стецьков, гуманитарные - имени Шухевичей. Или наоборот, это не важно, а важно, чтобы была упорядоченность. Сами-то выдающиеся деятели значение орднунга понимали хорошо».
И дальше: «...почему мы начинаем такую важную кампанию по ревизии почитай всего полувекового нашего прошлого с гауптмана Шухевича (или, гауптштурмфюрера, не суть важно)? И забываем фюрера, рейсхфюрера, рейхсмаршала? Уж они-то для борьбы с Совiтамi сделали поболе даже самого Бандеры! Представляете эффект: университет внутренних дел имени Г. Мюллера (Мюллера-гестапо)... Юридическая академия имени Э. Кальтенбруннера... Авиационный институт им. Германа Геринга... Медицинский университет имени доктора Менгеле... Звучит? Проект пригоден для распространения и вглубь, и вширь. Например, супермаркетам можно присваивать имена гитлеровских концлагерей. Супермаркет «Бухенвальд»... или «Дахау»... Каждый, кто взглянет на их ценники, сразу поймет и что «работа делает свободным», и что «каждому - свое»...
Завершу свою реплику цитатой из главки «Гитлер был бы в восхищении»: «И начинать следует, конечно, не с вузов, а с органов власти. Для начала - переименовать облгосадминистрации во всех областях Украины в управы (как при нацистах), а голов держадминистраций - в гауляйтеров. Имею в виду - официально. Для Вас, Виктор Андреевич, я полагаю, уже давно не секрет, что несознательный народ всех Ваших голов-назначенцев на юго-востоке неофициально и так давно называет гауляйтерами. А если в областных администрациях имеются отделы или управления демографии, то им обязательно нужно присвоить имя Эриха Коха. Хотя, возможно, такой отдел или управление нужны и при Секретариате президента, и тогда столичный отдел имеет больше прав претендовать на имя гаулятера рейхскомиссариата «Украина». Судите сами: за время оккупации, то есть правления Э. Коха мирное население на территории тогдашней УССР сократилось более чем на пять миллионов человек. И за годы независимости - тоже более чем на пять, с 52 до 47 миллионов человек. И это - заметим -без войны, оккупационной армии, зондеркоманд. Фюрер был бы в восхищении.
Обратим внимание, что «Фашизофрения» писалась Геннадием Сысоевым в период правления нелегитимно воцарившегося в президентском кресле В. Ющенко. Нынче у нас президент избран по закону, но оглядев трезвым взором украинские окрестности, спросим себя, намного ли мы идеологически ушли от тех лет?
Потому о книге с современным, постмодернистским, даже игровым названием «Фашизофрения» следует говорить сегодня не в игровом, а, увы, в актуальном болезненном контексте. Слово харьковского публициста Геннадия Сысоева жжет глаголом уже в отсутствие самого автора в наших рядах. А значит, его дар, его поручение продолжают свою важную работу.
Станислав Минаков - поэт, прозаик, переводчик, эссеист, публицист. Автор книг стихов и прозы, энциклопедий и альбомов. Родился в 1959 году в Харькове (Украина), где и живет. С 1961 по 1978 жил в Белгороде (Россия). В 1983 окончил радиотехнический факультет Харьковского института радиоэлектроники. Член Национального союза писателей Украины, Всемирной организации писателей International PEN Club, Союза писателей России. Лауреат Международной премии Арсения и Андрея Тарковских (2008) и других литературных и журналистских премий России и Украины.