Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

София Новгородская - среди трех русских Софий

Станислав  Минаков, Фонд "Русское единство"

17.09.2012

post thumbnail

Величие наших памятных дат порою поражает воображение и неизменно согревает: 14 сентября 1052 г., то есть 960 лет назад (!) - почти тысячелетие, состоялось освящение Софийского собора - первой и важнейшей святыни Великого Новгорода, одной из трех великих Софий, почти одновременно, в середине XI в., построенных на Руси: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Это символы общерусской соборности, своеобразная храмовая троичная русская многовековая скрепа. На протяжении веков случались, увы, и междоусобные нестроения, в частности, мы все, к прискорбию, являемся участниками и свидетелями расчленения и рассеяния Русского мира в последние двадцать лет. Слава Богу, маятник, похоже, качнулся в другую сторону, и обозначились тенденции к срастанию, к новому собиранию и земель русских, и наших спутников.

И есть у нас три Софии, три великих русских древних храма, за которые удерживаются друг возле дружки три Руси - Великая, Малая и Белая.

* * *

Собор Святой Софии в Киеве был первым из трех древних русских Софий, построен он предположительно в 1037-1042 гг., с недавних времен называется и 1020-й. Храм этот посвящен Премудрости Божьей - Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Предание гласит, что Софию Киевскую строили 12 греческих каменщиков. Это были братья-монахи, которых «Пресвятая Богородица прислала из Царь-града», по мере многолетних трудов они не уезжали обратно в Грецию, а с кончиной каждого захоранивались в Киевских пещерах.

Софийский киевский собор стал первым из внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины (1990). Его венчают тринадцать куполов, символизирующих Христа и апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, посвящены четырем евангелистам.

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы князя Ярослава Мудрого (считают, что это он мог быть первостроителем храма) и его жены Ирины сохранились. 10 сентября 2009 г. в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды - в 1936, 1939 и 1964 гг. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха, были утрачены.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль соответствует так называемому византийскому аскетическому стилю.

* * *

Если считать Софию Киевскую украинской (в нынешних границах), а Новгородскую Софию -  российской, то из трех великих русских Софийских соборов полоцкая София - белорусская.

Храм, расположенный в древнем городе Киевской Руси, ныне белорусском Полоцке (первое летописное упоминание относится к 862 г. - «Повесть временных лет», Лаврентьевский список), построен византийскими зодчими за пять строительных сезонов между 1044-1066 гг. при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) на правом берегу Западной Двины. В «Слове о полку Игореве» очень образно говорится об этом храме: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Был разрушен взрывом в 1710 г. и в середине XVIII в. восстановлен в стиле так называемого виленского барокко. Претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками. Одна из особенностей полоцкого Софийского собора - граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются.

Занимательно для нашей ретроспекции поглядеть на Софийские соборы в контексте современной духовной борьбы, которую ведут западные христианские конфессии на наших территориях. Увы, на внешнем облике двух русских Софий - киевской, а более всего полоцкой - сказалась эпоха униатства. Обе Софии сегодня имеют черты так называемого общего «иезуитского барокко», которое начиналась со строительства в Риме архитектором Джакомо дела Порта в 1575-1584 гг. храма, названного Иль Джезу (итал. «Il Gesu» - «Во имя Иисуса»).

Скажем несколько слов и о строителе изначальной Софии Полоцкой. Правнук Владимира Святославича и Рогнеды Всеслав Брячиславич был дедом святой Евфросинии Полоцкой. Это - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 г.). Когда Всеслав занял трон, ему было всего 15 лет. Ходили легенды, что он мог превращаться в волка, тура, сокола (у восточных славян есть былины про мудрого Волха Всеславича). В 1065 г. он захватил деревянный детинец Великого Новгорода.

Так что наш рассказ приблизился к Софии Новгородской.

* * *

Это тоже старейший (1045-1050 гг.) храм на территории России, сооруженный по образцу Киевской Софии, построенной несколькими годами ранее. Кроме Новгородской Софии, в России больше нет сохранившихся памятников архитектуры XI в.

Уверяют, что князь Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Мол, за то и дал он им в князья любимого своего сына Владимира, по повелению коего и был возведен за 7 лет новгородский Софийский собор. Святой князь Владимир по освящении храма прожил менее месяца, почил 4 октября 1052 г. и похоронен в соборе Святой Софии.

Исследователи архитектурной стилистики утверждают, что сооружен храм под явным воздействием знаменитого киевского собора: те же крестчатые своды, наличие хоров для князя. Однако конструкция новгородского храма более массивна, приземиста, внутреннее пространство более статично и замкнуто, а галереи в Софии Новгородской вдвое шире, чем в Киеве, поскольку здесь размещались небольшие придельные храмы.

С храмом на протяжении почти десяти веков связана не просто религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но сама душа, духовная суть города. Наши предки относились к Святой Софии как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Святая София как храм и как древняя подвижница-покровительница, как вселенская православная премудрость участвовала в прекращении разного рода бедствий - избавлении от татар в 1238 г. и спасении от тяжкого мора в 1391 г. Православные говорили: «Нас спасла святая София».

У храма 6 глав, из которых 5 находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Средняя глава в 1408 г. была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Эту же цветовую гамму куполов мы видим и сегодня.

В конце XI в. князя посаждали на престол всего лишь на два-три года. Считают, что поэтому София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Отчасти потому в течение 58 лет собор оставался нерасписанным. О первоначальной настенной росписи собора точных сведений нет. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие богомазы. Только в 1108 г. по заказу епископа Никиты в Софии Новгородской началась роспись стен, продолжавшаяся и по кончине епископа.В главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии прежде взирал с небес Пантократор, Вседержитель. О Его изображении сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Мастера поначалу изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако наутро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою [напишите мя со сжатою рукою]. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия [рука] моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны изображение это было утрачено из-за разрушения купола. Как и многие древние росписи.

Однако кое-что, к счастью, сохранилось.

В архитектурном смысле новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Вместе с галереями длина собора составляет 34,5 м, ширина - 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтесана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толченого кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.На кресте центрального купола храма находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 г. царь Иоанн Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Интересна и такая история из ХХ века. 15 августа 1941 г. фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепежных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и в качестве трофея крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 г. было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение возвратить крест Софийского собора. 16 ноября 2004 г. в храме Христа Спасителя он был возвращен патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещен внутри Софийского собора.

По заказу новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста и передана испанцам взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 г. и установлен 24 января 2007 г.

Завершим наш краткий осмотр трех древних русских Софий еще одним скрепляющим фактом из наших дней. Во время визита на Украину в 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил собору Святой Софии в Киеве копию иконы Богоматери «Знамение», оригинал которой хранится в Софии Новгородской.

_____________

Фото - kolizej.at.ua; fotki.yandex.ru; ppegasoff.livejournal.com; РИА «Новости»

http://rusedin.ru/2012/09/15/sofiya-novgorodskaya-%E2%80%93-sredi-trex-russkix-sofij/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме