Пастырь добрый

Памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова

0
197
Время на чтение 5 минут

«Я плакал о всяком печальном, я воздыхал, видя человека в бедствии, я не отказал нищим в просьбе, не томил я глаз вдовы. Я не ел хлеб мой один, а ели со мною бедняки и сироты. Немощные согревались шерстью овец моих, я помогал убогому, был оком слепому и ногой хромому, нищим был отцом или другом, вникал в дела человека незнакомого...»

(Иов. 31; 16)

Протоиерей Валентин Амфитеатров
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Многие дивные пастыри были явлены в Русской земле, но были среди них те, которые оставили о себе добрую память и заслужили наибольшего почитания в народе. Одним из таких служителей был московский священник Валентин Амфитеатров.

Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (1836-1908) - знаменитый московский священник, проповедник и духовник, родился в семье священника из Орловской губернии - прославленного рода Амфитеатровых. Эта фамилия дала Русской Православной Церкви целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения. С 1847 по 1853 год учился в Орловской духовной семинарии, затем перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Далее продолжил обучение в Московской Духовной академии. В 1858 году закончил МДА со степенью кандидата богословия.

После завершения образования совмещал преподавательскую и административную деятельность в Калужских духовных школах. В Калужской духовной семинарии отец Валентин знакомится с Александром Ивановичем Чупровым, в будущем знаменитым экономистом и политологом. Добрые и теплые отношения о. Валентин и Александр Иванович сохранили на протяжении всей жизни. В 1860 году Валентин Николаевич женится на сестре Александра Ивановича, Елизавете Ивановне, и принимает священный сан. Брак о. Валентина оказался счастливым. У четы Амфитеатровых родились сын Александр и три дочери Александра, Любовь и Вера.

Первым приходом, где о. Валентин начал своё служение, был Благовещенский собор г. Калуги. До наших дней храм не сохранился. (Сейчас на этом месте находится сквер имени А. Карпова, а церковь была разобрана в 30-е гг. XX в. и ее материал пошел на строительство детского сада и хлебозавода). До середины 1870-х годов о. Валентин продолжал работать в церковных учебных заведениях калужской и московской епархий.

В 1874 году отец Валентин был назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, который находился у Спасских ворот Кремля. В народе храм получил другое название по чтимому образу Божией Матери «Нечаянная Радость». Из-за того, что по близости жилых домов не было, церковь пустовала, и первое время, батюшка служил практически один. Прошло некоторое время и храм начал наполняться верующими. Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в «покинутые», «безприходные» храмы.

В 1892 году о. Валентин был определен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, в котором прослужил до 1902 года.

В 1902 году о. Валентин, постепенно теряя зрение и возможность совершения Богослужений, выходит за штат. С этого момента даже будучи тяжело больным, он вплоть до своей смерти в 1908 году, принимал всех желающих у себя дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, точное местоположение могилы неизвестно. С конца 1990-х годов стоит вопрос о его канонизации.

Отдельно стоит остановиться на делах милосердия, которыми изобилует пастырская практика о. Валентина на протяжении всей его жизни.

Целые семьи много лет опекались отцом Валентином. Бывали случаи, когда глава семьи терял место на работе, и вся семья оказывалась в тяжелом положении. Отец Валентин не давал погибнуть семье, он шел и просил, чтобы уволенного снова взяли на работу. Когда после смерти кормильца вся семья оставалась без средств к существованию, отец Валентин находил для вдовы подходящий труд. В другом случае, одна женщина осталась после смерти мужа без всяких средств с тремя малолетними детьми. Заботами отца Валентина семья получила покровительство богатых людей, которые выделяли ей денежные средства.

Отец Валентин особо покровительствовал осиротевшим детям. Детей, оставшихся без родителей батюшка устраивал в учебные заведения и сам оплачивал их содержание. Учили детей и духовные чада отца Валентина: Такие учителя занимались с детьми бесплатно, готовили их к поступлению в другие учебные заведения. Другие примеры: одна семья после смерти отца осталась в безвыходном положении: больная мать не могла прокормить своих детей. С деятельной помощью о. Валентина одна из дочерей вышла замуж за порядочного человека, другие дочери стали помощницами матери в старости.

Часто сиротам после смерти родителей было некуда деваться и отец Валентин старался устроить их в хорошие семьи. И семьи оправдывали оказанное им отцом Валентином доверие, они растили и заботились о таких детях, как о своих. Например, в одной такой семье было своих одиннадцать детей. К сиротке Саше они относились как к родным детям, окружая ее заботой и лаской. И таких сиротинок на попечении отца Валентина было не мало.

Более подробного рассмотрения требует взаимопомощь между духовными чадами отца Валентина, их дела милосердия. Батюшка старался воспитать во всех своих духовных чадах чувство сострадания и любви к ближним. И его прихожане много и охотно помогали в делах милосердия своему пастырю, используя свои профессиональные знания, умения и навыки.

Как правило, отец Валентин оказывал помощь через других людей, сам при этом оставаясь в стороне. Отец Валентин старался сблизить богатых с бедными и его духовные дети, которые имели материальный достаток, с готовностью откликались на чужое горе.

В делах милосердия у отца Валентина было много преданных ему помощников. Друг и духовный сын отца Валентина Митрофан Николаевич Маслов активно участвовал в благотворительности, помогал многим бедным. Если у кого-то возникали трудности, и требовалась юридическая помощь, то и здесь находились благодетели. Другая духовная дочь отца Валентина посещала больных и всячески оказывала им помощь. Еще одна несла другое послушание: она ездила по семьям, узнавала об их положении, и туда, где это было нужно, привозила от батюшки материальную помощь и мудрые советы.

Фельдшер Надежда Николаевна Мешкова, долго проработавшая в больницах, была знакома со многими докторами, на протяжении многих лет помогала о. Валентину организовывать медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Надежда Николаевна не только устраивала нуждающихся в больницы, но и сама посещала их, наблюдала и ухаживала за ними.

При деятельном участии отца Валентина Амфитеатрова княгиней Натальей Борисовной Шаховской в Лефортово была устроена община сестер милосердия «Утоли моя печали». Многие годы Наталья Борисовна занималась делами милосердия: она помогала в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, открытой стараниями знаменитого доктора Федора Петровича Гааза, с любовью и умением ухаживала за больными. Затем княгиня основала общину сестер милосердия. Сестры оказали огромную помощь москвичам во время эпидемий холеры и тифа, разразившихся во второй половине ХIХ века. Таким образом, община стала одним из тех источников и средств совершения дел милосердия, к которому мог обращаться отец Валентин.

Стоит особо остановиться на личной благотворительности протоиерея Валентина Амфитеатрова. Для отца Валентина никогда не было различия между бедным и богатым, никому не отдавалось особого предпочтения, он всех он любил и о каждом заботился. Толпы бедняков собирались около храма, где служил отца Валентин, чтобы получить от него безотказно выдаваемую милостыню. Но и сам батюшка искал обездоленных и спешил им помочь. Не довольствуясь раздачей милостыни нищим, отец Валентин прилагал огромные усилия, чтобы вернуть человека к нормальной жизни. Его трудами беднота снова начинала оживать, и заниматься полезной деятельностью.

Пример жизни и деятельности протоиерея Валентина Амфитеатрова - это яркий образец выдающего пастырского служения.


http://www.pravoslavie.ru/put/56082.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06