Религиозное образование против исламского экстремизма

Государству необходим эффективный контроль над качеством и содержанием исламского образования

Новости Москвы 
0
312
Время на чтение 11 минут

Иначе эта сфера окажется в руках у радикалов Никто не знает, сколько медресе существует в России Никто не знает, сколько медресе существует в России Фото: Homas Dworzak / Magnum Photos / Agency.Photographer.Ru

В последние месяцы на Северном Кавказе и в Поволжье совершена целая серия терактов, направленных против исламских священнослужителей. Экстренная встреча президента с представителями традиционных конфессий в Татарстане свидетельствует о крайней серьезности складывающейся ситуации.

Ранее основным объектом террористических атак были прежде всего военные, однако сейчас вектор атак террористов меняется. Не силовики, а исламские идеологи становятся их главной мишенью. В чем причина такого сдвига? Представляется, что одна из причин - накопившиеся деформации в системе религиозного образования.

Не первый раз в стране вспыхивают дискуссии о религии. Провокационные выставки и акции художников, жесткие заявления сторонников религиозных традиций, дискуссии религиозных деятелей и их конкуренция на информационном поле, наконец, угрозы духовным лидерам со стороны радикалов - все эти будоражащие умы политиков и журналистов события требуют оценок на более глубоком уровне, нежели осуждение радикальных форм проявления религиозности или атеизма. Другими словами, встает вопрос о месте религии в обществе, о роли культурного и религиозного просвещения, о том, каким образом государство и общество должны взаимодействовать с религиозными институтами. Эти размышления касаются большей частью ислама, так как именно ислам в России стал в последнее время той призмой, сквозь которую видны проблемы всего религиозного образования и просвещения.

Заполнение вакуума

Распад Советского Союза породил масштабный идеологический вакуум. Ценностные модели, привычные для советского человека, перестали работать в рыночных условиях, а новые общепринятые ценности так и не утвердились. В результате этот идеологический вакуум стали заполнять религиозные структуры, которые могли предложить четкое мировосприятие и устоявшийся ценностный набор. Ключевую роль в этом процессе играла Русская православная церковь, которая создала как серьезную кадровую базу, так и всю необходимую образовательную инфраструктуру. Исламские религиозные деятели оказались в более сложном положении. Учитывая, что в советский период был предпринят целый ряд шагов по деисламизации общества, в частности была уничтожена система религиозного мусульманского образования, закрыты практически все мечети, можно сказать, что мусульмане начали воссоздавать свои религиозные институты практически с нуля. В 1990-е этот процесс происходил при значительной подпитке из-за рубежа, как кадровой, так и финансовой.

И кадры в этом процессе, как всегда, «решали всё». Не имея возможности получить исламское образование в России, сотни и тысячи молодых людей уехали учиться за рубеж. Университеты и медресе Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Египта, Турции с распростертыми объятиями принимали россиян на учебу, обеспечивая их общежитиями, питанием и стипендиями. Естественно, подготовка студентов осуществлялась на основе взглядов, которые доминировали в этих странах, без учета российских культурных и национальных традиций. Уже невозможно точно установить, сколько россиян получило исламское образование за рубежом. Этим процессом никогда и никто не управлял: региональные духовные управления мусульман только в последнее время начали контролировать выезд молодых людей на учебу по официальным каналам, но остается и множество неофициальных.

Как результат, в части российских медресе и мечетей появились радикальные проповедники, в том числе вербовщики различных исламистских структур, призывавшие сражаться против неверных. Некоторые из таких медресе были закрыты («Расул Акрам» в Москве, «Аль-Фатх» в Ижевске, «Йолдыз» в Набережных Челнах, «Аль-Фуркан» в Бугуруслане и ряд других). Однако это лишь часть проблемы. Практически все выпускники зарубежных исламских учебных заведений вернулись в Россию носителями совершенно другого восприятия мира, общества и ислама и быстро обнаружили несоответствие многовековых исламских традиций, принятых на территории России, тем взглядам, которые они почерпнули за рубежом.

Стремлением новых духовных лидеров стало «приведение в соответствие с мировыми канонами» отечественного ислама. Этот тезис тут же дополнялся обличениями в адрес духовных авторитетов страны, уничижительными заявлениями в отношении гуманитарного образования в России и достижений российских мусульман в исторической науке, культурологии, востоковедении, эстетике. Вернувшиеся из мировых исламских центров выпускники начали убеждать своих единоверцев в том, что «истинные духовные ценности находятся за пределами сложившихся локальных традиций, а вероисповедание выше национальности и гражданства».

Структуры контроля

Государство фактически оказалось не готово к подобным трансформациям. Процесс возрождения исламского образования в России начался и проходил без какого-либо контроля со стороны федеральных структур. Еще раз напомню, что в России живут десятки миллионов мусульман, а во многих регионах ислам является доминирующей религией. Российский ислам наиболее интернационален и имеет наибольший потенциал роста среди традиционных религий как за счет положительной демографической статистики в регионах с преимущественно исламским населением, так и за счет постоянного притока мигрантов из государств Средней Азии.

Осознание простого факта многоконфессиональности России, проведение государством осмысленной политики взаимодействия с мусульманской уммой, последовательное содействие процессу возрождения исламских образовательных институтов могли бы предотвратить многие острые конфликты. И не только на Северном Кавказе. География подобных конфликтов расширяется. Сложная ситуация складывается в Татарстане, где поднимает голову радикальный ваххабизм, совершаются покушения на высших исламских священнослужителей.

На федеральном уровне понимание необходимости перемен в сфере исламского образования обозначилось только в 2002 году. Тогда Владимир Путин дал поручение «разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».

Только в 2005 году был создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России, в который вступили высшие исламские учебные заведения, а также небольшая часть медресе. Совет оказывает влияние на программы обучения, методику и методологию преподавания различных дисциплин. В целях координации деятельности высших исламских учебных заведений были созданы Центр исламских вузов на Северном Кавказе и Совет ректоров высших исламских учебных заведений России.

Государство собирается аттестовать имамов expert_818_089.jpg Фото: Vlad Sohin / Agentur Focus / Agency.Photographer.Ru
Государство собирается аттестовать имамов Фото: Vlad Sohin / Agentur Focus / Agency.Photographer.Ru

Однако органы государственной власти в полной мере включились в реализацию поручений президента только в 2007 году, когда правительство РФ утвердило «План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах», который предусматривал государственное финансирование в объеме 300 млн рублей в год. Эта программа была продлена на период до 2013 года с сохранением уровня финансирования. Кроме того, в 2008 году в результате внесения изменений в ряд законодательных актов религиозным образовательным учреждениям было предоставлено право получать лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Таким образом, религиозное образование стало частью правового поля России, а Минобразования получило рычаги контроля над учебными программами религиозных учебных организаций.

Две модели

В настоящее время в мире существуют две модели построения системы исламского образования. Первая де-факто сложилась в России и представляет собой систему воскресных школ при мечетях, а также сеть медресе и исламских высших учебных заведений. Географически все исламские учебные заведения расположены в европейской части России, за Уралом нет ни одного, что приводит к необходимости привлекать к работе в качестве имамов выходцев из Средней Азии.

Исламские воскресные школы при мечетях не играют ключевой роли в формировании системы профессионального духовного образования, однако оказывают существенное влияние на рядовых мусульман, привлекают молодежь. Точное количество таких школ сегодня не известно никому. Эти школы, как и все остальные учебные заведения, должны иметь государственную регистрацию и лицензию на ведение преподавательской деятельности, однако на практике эти требования выполняют только единичные школы при мечетях. Безусловно, государство должно создать такие условия, при которых школы будут заинтересованы в том, чтобы находиться в правовом поле.

Еще более сложная ситуация сложилась с системой средних профессиональных исламских учебных заведений - медресе. Как и в случае с воскресными школами, ни государство, ни федеральные исламские религиозные структуры не располагают информацией о том, сколько именно медресе существует в России. Причина опять-таки в том, что многие из них действуют вне правового поля. Так, в Дагестане зарегистрировано 24 негосударственные мусульманские образовательные структуры, из которых лишь 11 имеют лицензию Минобразования. Точное количество действующих в Дагестане медресе неизвестно, но, по некоторым оценкам, оно приближается к сотне. Похожая ситуация и в других северокавказских республиках. Есть, конечно, и исключения: в Татарстане все существующие медресе имеют государственную регистрацию, а большинство из них - лицензию Министерства образования на ведение преподавательской деятельности. При участии Духовного управления мусульман разработана единая программа подготовки, срок обучения в высших медресе определен в пять лет, в средних - три года.

Высшие исламские учебные заведения - наименее проблемное звено в системе исламского образования. Будучи участниками Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России, они имеют стандартизированную программу обучения. Кроме того, все они лицензированы или находятся в процессе получения лицензий на ведение преподавательской деятельности в Министерстве образования и науки РФ и, соответственно, выдают дипломы государственного образца. Сложность, которую отмечают все ректоры исламских вузов, - принцип финансирования. Каждый негосударственный исламский вуз имеет партнера - светский государственный вуз, через который и получает государственное финансирование. Однако зачастую выделенные деньги расходуются, частично или полностью, светским вузом и не доходят до конечного получателя. По оценке ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова, более половины этих средств остается у светских вузов-партнеров. При этом связка между медресе и высшими учебными заведениями отсутствует.

Вторая модель исламского образования создана, к примеру, в Германии и Швейцарии и подразумевает открытие кафедр исламской теологии в светских вузах. В России такая модель используется только в Уральском государственном горном университете, где на кафедре теологии при поддержке регионального духовного управления мусульман и Российского исламского университета (Казань) осуществляется подготовка студентов по направлению «исламская теология». Такая модель имеет свои преимущества: студенты получают больше знаний по светским дисциплинам, что приводит к повышению общего уровня эрудиции, который особенно важен для имамов в крупных городах. Думается, в нашей стране с успехом могут использоваться обе модели построения религиозного образования, так как они не противоречат друг другу.

Нужен единый стандарт

Думаю, что ключевой проблемой российского ислама по-прежнему является проблема кадров: велик процент пожилых священнослужителей, существует острая нехватка священнослужителей в сельских районах, а среди сотрудников образовательных заведений разного уровня до сих пор много людей, получивших исламское образование за рубежом. Первым шагом в деле проведения осмысленной государственной политики по отношению к исламу должна стать реформа системы управления исламским образованием на территории России, целью которой, наряду с подготовкой необходимого числа исламских ученых, квалифицированных священнослужителей, преподавателей медресе и вузов, должна стать активная просветительская деятельность в обществе.

Сейчас нам необходимы последовательные шаги в этой области. Целесообразно мусульманские образовательные учреждения зарегистрировать и давать лицензию Минобразования. Кроме того, министерству совместно с Советом муфтиев России необходимо продвигать единые образовательные стандарты и программы, разработанные Советом по исламскому образованию, для всех типов исламских учебных заведений на федеральном уровне. Сейчас учебные заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами. Необходимо двигаться в сторону стандартизации и унификации исламского образовательного пространства на всей территории России. Существующий хаос в образовательной среде ведет не только к размыванию многовековых традиций российского ислама, но и создает практические сложности для российских мусульман вследствие нехватки имамов, а также низкого образовательного уровня отдельных действующих исламских священнослужителей.

Параллельно с созданием упорядоченной системы мусульманского образования должна быть проведена переаттестация действующих исламских преподавателей и священнослужителей, оценка их профессиональной компетенции и ценностных установок. Именно в этом направлении и ведется работа в Татарстане, которая, как показывают трагические события, нравится далеко не всем.

Большой опыт в этом плане накопила Турция, где подобная работа ведется на государственном уровне: никто не может занять пост имама или преподавателя исламских наук, не получив образование на теологическом факультете турецкого университета. Подобным путем следует и Азербайджан, где государство также проводит осмысленную политику в области религиозного образования.

Какие еще ключевые проблемы отечественного религиозного образования требуют решения? На настоящий момент не существует единой программы обучения в исламских вузах, она находится лишь на стадии разработки. Существенный ограничивающий фактор - катастрофическая нехватка русскоязычных учебных пособий для вузов, причем как по религиозным дисциплинам, так и по светским, которые учитывали бы специфику мусульманской культурной среды. В рамках федеральной программы по углубленному изучению ислама с 2007 года только казанскими вузами было разработано 80 учебных пособий, но даже сами разработчики отмечают их невысокий содержательный и методический уровень.

Идеология современных реформ в образовании (я говорю именно об идеологии, а не о конкретных шагах) включает в себя три компонента: инновационность, универсальные критерии оценки знаний при переходе с одного уровня образовательной системы на другой и одновременное выстраивание образовательной траектории каждого учащегося на основе выявления его способностей и типа одаренности, ранняя профессиональная ориентация. Более того, администрирование образования теперь открыто для критики, в дискуссиях стали участвовать родители, педагоги и сами учащиеся. Однако все эти тенденции и заявленные идеологами реформ ориентиры совершенно не коснулись религиозного образования, будь то православие, буддизм или ислам. С учетом мировоззренческих вызовов последнего времени, усиления межрелигиозной вражды во всем мире, конфликтов и скандалов, так или иначе касающихся религии и религиозной культуры, мы все должны наконец осознать, что образование действительно является фундаментом общества и занижение статуса учителя, преподавателя слишком дорого обходится всем нам. Развивать человеческий капитал с помощью культуры, образования и просвещения - единственный путь в стабильный, современный и цивилизованный мир.    

http://expert.ru/expert/2012/36/religioznoe-obrazovanie-protiv-islamskogo-ekstremizma/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29