О том, что нужно для успокоения

Новости Москвы 
0
223
Время на чтение 5 минут

Программы Аркадия Мамонтова, который рассматривает события вокруг известной панк-группы, вызвали в интернете немалое раздражение и бурную дискуссию. То, что показывает Мамонтов, действительно тяжело и неприятно. Видеозаписи того, что происходило в храме, интервью с участницами группы, сделанные ими самими съемки групповухи в зоологическом музее, рассуждения Толоконниковой про то, что групповой секс на девятом месяце беременности ничуть не вреден для уже готового родиться ребёнка, и даже напротив, показан беременным, даже за четыре дня за родов - все это у обычного человека, не принадлежащего к креативному классу, может вызвать тошноту. Это вызывает естественную реакцию - держаться от всего этого подальше, всего этого креатива не видеть и запаха его не обонять. Нужно ли было транслировать все это? Признаюсь, я охотно бы уклонился от просмотра всего этого вообще - но как-то реагировать приходится, и я с пониманием отношусь к тому, что это показали.

Проблема с кощунством - в том, что если вы не покажете его людям, вам будут говорить, а в чем проблема-то? Эта такая нестандартная молитва, а вы тупые и не понимаете; а показать - значит оттранслировать его ещё раз. Возможно, у такой трансляции (я говорю это с тяжёлым сердцем) есть смысл. Группа поддержки должна знать, что они одобряют и под чем они подписываются - а все остальные должны знать, почему мы под этим подписываться не хотим. Почему мы считаем, что групповой секс - это не искусство, а выкрики «ср*нь» - это не молитва. Даже если весь креативный народ, все прогрессивное человечество  во главе с Amnesty International, сэром Полом Маккартни, Луизой Чиконе и мэром Рейкьявика в розовом платье стремятся убедить нас в обратном. Впрочем, прогрессивному человечеству отчасти извинительно - русский язык чрезвычайно труден для изучения, наша грамматика приводит бедных иностранцев в отчаяние, и все, с чем они там имеют дело - это весьма приглаженный пересказ про то, как некие девушки помолились в храме об избавлении от Путина, и злой Путин их за это вверг в темницу. Наивные иностранцы могут думать, что «с*ка» и «ср*нь» - это такая молитва, а «убей сексиста, смой его кровь» - это призыв к братской любви. У людей, которые по-русски понимают, извинения такого нет; но многие из них просто избегают смотреть в лицо ситуации и задаваться вопросом о том, кого они, собственно, поддерживают.

Да, мир культов разнообразен, если служение некоей общины включает в себя известную лексику в качестве литургического языка, а групповуху в качестве служения - это странно и удивительно, но у нас, в конце концов, свобода вероисповедания. Но зачем же ломиться в храмы совершенно другой религиозной общины - Русской Православной Церкви, чтобы учинять свои камлания там? У русских православных людей есть какие-то права?

Есть истина, которая почему-то совершенно недоступна пониманию тех, кто называет себя «либералами» - у других людей, не-либералов, тоже есть права. В странах, которые относятся к аутентичной либеральной традиции - в тех же Соединённых Штатах, например, ломиться в помещение, принадлежащее чужой религиозной общине, считается нарушением права на свободу вероисповедания. Это наказуемо согласно тамошним законам, о чем еще раз напоминается в фильме. Потому что у религиозной общины есть право распоряжаться в ее культовом здании. Ломиться в это здание, и требовать от этой общины, чтобы она пересмотрела свои внутренние установления - значит отрицать за ее членами право на свободу вероисповедания. Мы, русские православные люди, здесь, в Москве, у себя дома. Мы не согласны с теми, кто отрицает за нами эти права.

Программы Мамонтова вызвали яростную критику из-за того, какую реакцию на происшедшее предложил его автор. Действительно, тут есть что покритиковать -  реакция некоторых участников обсуждения была гневной, а Апостол напоминает нам, что «гнев человека не творит правды Божией.(Иак.1:20)». Однако я не могу разделить - в свою очередь неоправданно гневную - реакцию о. Андрея Кураева.

Меня тоже напрягли некоторые фрагменты передач. Человек, которому плюнули в лицо, может выглядеть неэстетично - плевок никому не добавляет привлекательности, а тут он ещё может начать совершать резкие и неизящные телодвижения, говорить не вполне сладким голосом, высказывать не вполне обоснованные предположения, и вообще проявлять некоторую негативно окрашенную эмоциональность. Особенно, когда плюющий настаивает на том, что в плевке нет ничего неправильного, и он твердо намерен продолжать в том же духе. Некоторые предположения, высказанные в программах, кажутся мне недоказанными, а некоторые формы реакции на происшедшее - неправильными. Но я не считаю, в отличие от о. Андрея, что его резкость чему-то поможет.

Если мы хотим успокоить страсти, давайте подумаем, как это сделать. То, что произошло в Храме Христа Спасителя, было плевком в лицо множеству людей - благочестивых и не очень, воцерковленных и тех, для кого Православие - скорее часть национальной идентичности. Разговоры о том, что так и надо, что это дело похвальное, заслуживающее всяческой поддержки, были продолжением того же плевка.

Что можно сделать для того, чтобы успокоить человека, в лицо которому плюнули? Начать сурово упрекать его за то, что он реагирует на плевок недостаточно кротко и смиренно? Упрекать, конечно, можно, только как это поможет восстановлению мирного духа? Боюсь, что выйдет ровно наоборот - когда человеку сначала наносят тяжкое оскорбление, а потом ещё выговаривают за то,  что он на него  реагирует с гневом и обидой, это выглядит так, будто за ним не признают человеческого достоинства - так, будто ему имеют право плевать в лицо, а вот он не имеет права оскорбляться. Я понимаю, что это не то, что о.Андрей хочет сказать - но то, что мы говорим, и то, что (вполне предсказуемо) услышат другие, это не совсем одно и тоже. Гневно упрекать людей за то, что они гневно реагируют на тяжкие оскорбления - это не способ внести успокоение в эту тяжёлую ситуацию.

Я думаю, надо начать с другого - с ясного обозначения того, что плевать людям в лицо нельзя. Измываться над национальными и (хотя бы и не очень правильно поставленными) религиозными чувствами людей нельзя. Чтобы успокоить оскорбленного человека, надо сначала признать факт - да, оскорбление имело место, и это неправильно. Да, у Вас есть достоинство, и оскорблять его нельзя. Да, мы постараемся, чтобы Вас больше так не оскорбляли. Точка. Пробел. О том, правильно ли человек реагировал на плевок, не впал ли в грех осуждения и гнева - будем говорить в следующем абзаце. Твердо установив, сначала, что у человека - и у народа - есть достоинство, и оскорблять его нельзя.

Собственно, принципиальный вопрос данного конфликта не в том, правильно ли посадили безобразниц на два года - я вот считаю, что неправильно, надо было дать им пятнадцать суток, а потом уже принять нормальную уже статью о наказании за бесчинства в местах поклонения, как в тех же Штатах. И не в том, уместно ли реагировать на такую провокацию с гневом и яростью, сдирать с безобразников майки и творить тому подобное - я тоже считаю, что неуместно.

Принципиальный вопрос данного конфликта в том, есть ли у русских православных людей в их столице право на свободу вероисповедания, или любой желающий может устраивать какие угодно бесчинства в православных храмах, в частности, воздвигнутых для поминовения павших за Отчество воинов - а те, кому это оскорбительно, обязаны утираться. И надо иметь в виду, что односторонне гневные упрёки в адрес тех, кто недостаточно кротко реагирует на плевки, будут использованы стороной, полагающей, что у православных нет прав.

И вот общему успокоению могло бы содействовать другое - ясное признание того, что у нас всех есть общественный консенсус в отношении того, что наносить тяжкое намеренное оскорбление своим согражданам нельзя. Гнев, который мы видим в программах Мамонтова, прямой результат того, что есть люди, которые настаивают - можно. Поэтому надо сначала обозначить - нет, нельзя, так не пойдёт, больше вам не будут плевать в лицо. Мы этого не допустим. Мы все согласны, что так нельзя.

И поэтому, при всей возможной критике, мы можем - и должны - поблагодарить Аркадия Мамонтова за его намерение сказать именно это. Плевать людям в лицо нельзя. Признав это, мы много поспособствуем общему успокоению.

http://www.radonezh.ru/analytic/16871.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06