Идея, что «мы промолчим, и само рассосется», - неправильная

0
754
Время на чтение 11 минут

Мы встречаемся в кофейне на Покровке. У Петра Олеговича, - прекрасное настроение. Еще тепло, и можно сидеть на веранде. Этим летом Толстой ушел из программы «Воскресное время», которую вел семь лет, и теперь запускает на Первом канале новую. «Предполагается некое политическое ток-шоу, - говорит он в ответ на мой вопрос о том, что это будет, - сейчас мы с моими товарищами как раз придумываем, как оно должно выглядеть. Чтобы отличалось от того, что уже есть. Чтобы было остро, - политика же возвращается у нас в жизнь». И нам почему-то делается очень весело.

Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Не могу не спросить - почему вы ушли из «Воскресного времени»?

Семь лет - в общем, такой срок, за который любой проект начинает нуждаться в обновлении. И «Воскресное время» тоже нуждалось - в новом ведущем, новом подходе. Нужно давать дорогу молодым! Или, как говорят, я слишком одиозен для этого нового, прекрасного мира, - конец цитаты. (смеется)

Давайте поговорим о ТВ в целом. Многие говорят, что оно становится все безнравственней. Вопрос: ТВ показывает всякий ужас вроде «прокурорских проверок» и «ментовских войн» потому, что зритель такой, что ему это нравится? Или зрители становятся такими, потому что ТВ им все это показывает?

Это вечный вопрос. Что было сначала - курица или яйцо. Не знаю.

Дело в том, что телевидение, вопреки нашему расхожему представлению о журналистике, не искусство, а ремесло, и для кого-то - бизнес. А потому ставка делается на то, что будет иметь успех у публики.

Как говорит директор НТВ Кулистиков, «я бы показывал "Весну" Ботичелли, если бы смотрели "Весну" Ботичелли». А так приходится показывать вот это, - про «прокурорские проверки».

Впрочем, сейчас, с развитием тематических каналов, все идет к тому, что всякий контроль над этим процессом будет утрачен вовсе. Каждый будет выбирать то, что интересно ему. Вот интересна человеку рыбалка - он смотрит канал про рыбалку. Интересна десяти людям опера - они смотрят канал Mezzо.   И так далее.

Никакого общего, сверстанного на самую широкую публику, телевидения через десять лет уже может и не быть. Поэтому дискуссия о нравственности на телевидении - она большой перспективы не имеет. То телевидение, в котором выросли мы, постепенно уходит в прошлое, молодежь совершенно по-другому к нему относится и по-другому им пользуется. Для них это средство доставки информации, и не более того.

А у нас-то как это все было? «Спокойной ночи, малыши», программа «Время»...

Но пока-то эти десять лет не прошли, поколение успеет смениться.

Понимаю. Но я могу только про себя говорить: я стараюсь не участвовать ни в чем, что мне кажется сомнительным с этической точки зрения.

Это не значит, что таким образом можно изменить телевидение или массовые предпочтения на телевидении. Но я с уважением отношусь к людям, которые хотя бы пытаются это сделать. Многие ведь даже и не пытаются. Пускают на целый день этот «Аншлаг», - и «цифра» есть, и гипотетическая Марьиванна довольна.

Возвращаясь к недавнему прошлому. Насколько трудно в контексте современного ТВ начать на Пасху программу на Первом канале словами «Христос Воскресе»? (Что вы и сделали - поясню для наших читателей).

Ну, это я вообще не затрудняюсь. Я не считаю, что я у кого-то должен спрашивать разрешения.

А другие что думают по этому поводу? Те, кто мог бы его дать или не дать?

Разное есть к этому отношение. Кто-то морщится, кто-то на эту тему думает ровно противоположное...

 

Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Вот мне, например, тут на днях говорят - надо сделать сюжет про попов. «Почему про попов?» «Ну, чего-то они на машинах разъездились, аварии кругом, и так далее».

Я спрашиваю - ну и что? О чем сюжет-то? «Ну, вот это же безобразие!» «Конечно, безобразие, а вы сделайте сюжет про журналистов, которые тоже разъездились на машинах, тоже в аварии попадают, тоже кому-то в морду накатывают»... «Нет, журналисты - это другое!» «Да почему другое?» «Как? Попы же влияют на сознание людей, учат их прекрасному, доброму..»

А журналисты что - нет? Тоже влияют! И вот эта дискуссия - она на самом деле бесконечна.

Но каждый имеет право думать по-своему. И средняя линия освещения вопросов, связанных с Церковью, в СМИ, - общая температура по больнице, так сказать - отвечает запросам общества: люди хотят услышать ...ну какую-нибудь гадость. Это всегда доставляет удовольствие человеку - и понятно, почему: «ну и мы тоже такие», - думают люди, «да, посмотрите на них - ходят с кадилами, а тут раз, и какой-то тетке подзатыльник дали. Очень хорошо! Они тоже гады! И мы гады. Так что все гады, - все нормально».

Но я еще раз повторяю: разрешения на то, как мне говорить о Русской Церкви или о попытках ее дискредитации, я никогда не спрашивал, и не буду, где бы я ни работал. Потому что очень сложно объяснить людям, которые хотят снимать «сюжеты про попов», почему в России такое отношение к Русской Церкви, - такое, и никакое иное. И почему Русская Церковь является, на мой взгляд, одним из скрепляющих институтов в государстве.

Ну, хорошо - а вот эта волна антицерковных публикаций, она с чем связана, на ваш взгляд? Это кампания или случайная цепь событий?

 

Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Это реакция на историю с выходкой в храме Христа Спасителя в том числе. «Вы такие правильные, решили нас учить, - ну вот сейчас мы подберем ряд фактов, и вы посмотрите, какие вы на самом деле».

Сложно сказать, делается ли это осознанно или не осознанно. Но то, что это определенный способ освещения событий, - это очевидно.

Скажем, три года назад, - да еще даже и год назад, - никому не приходило в голову коллекционировать все аварии, связанные со священнослужителями. Что их, не было, что ли? Тоже были. Просто они не попадали на ленты информационных агентств. А сейчас это событие: как же так - в подряснике, и на машине ездит? Он должен на осле, - а чего он на машине-то? Что, и голову он моет шампунем? Ну, это вообще безобразие!

А почему батюшкам не надо водить машину? Чтобы не попасть в ДТП? Ну, тогда много кому не надо водить машину. Женщинам, например, - потому что как же так: женщина, а попала в ДТП! Так можно далеко зайти.

То есть это все... натуральная такая бесовщина. А кампания это или не кампания, - ну в каком-то смысле, как отклик на какую-то общую обиду, на то, что чьи-то амбиции были задеты - наверное, да, конечно, кампания.

Но, слава Богу, я думаю, у нашей Церкви есть возможность этому противостоять, - и силы, и главное, историческая традиция, которую никакими автомобильными авариями не расшатаешь.

Какой может быть, на ваш взгляд, ответная реакция?

Я думаю, это должна быть жесткая позиция: не надо говорить «с одной стороны, с другой стороны», - вот это никого не убеждает, все эти благодушные рассуждения.

А говорить надо о том, что тысячи священнослужителей по всей стране делают то, чего не делает ни власть, ни журналистика, ни телевидение. И даже не верующие люди понимают, что существуют нематериальные, скажем так, стороны жизни, в которых Церковь гораздо сильнее, чем любой другой общественный институт.

Но вот идея, что «мы на все промолчим, и оно само рассосется», - она неправильная. Боюсь, что не рассосется, потому что, к сожалению, агрессии гораздо больше, чем какого-то духа примирения. И эта агрессия - она будет продолжаться.

Поводов для нее много. Например, преподавание Основ православной культуры в школах, начавшееся с этого года, - это нравится не всем.

А как бы вы, Петр Олегович, оценили ситуацию в современной культуре, в которой начали происходить какие-то удивительные вещи?

 

Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Культура - это вообще что такое? Это соотношение традиций и попыток проникнуть во что-то новое. Значит, должны быть и люди, которые сохраняют традиции, и люди, которые пытаются пробуровиться в какую-то новую даль. Вопрос, в том ли направлении они движутся, никогда до конца не ясен их современникам.

Мы сейчас находимся в той ситуации, когда все пути в искусстве уже испробованы и даже скомпроментированы. У нас же сейчас и не декаданс, и не серебряный век, и даже не пост-модернизм. Пост-модернисты - уже скучная вещь какая-то, не правда ли?

Конечно, человечество должно совершать прорывы, но как это сделать, неизвестно. Никто не знает.

Другой вопрос, что произведение, которое только отрицает, не предлагая ничего взамен - это, в общем, не искусство. Это просто...вред. В чистом виде. Потому что расшатывает наше, и без того убогое, представление о морали и нравственности.

Так что в целом про культуру мне сложно говорить. Я не большой знаток.

Это во-первых. Ну а во-вторых, как говорил один персонаж, «когда я слышу слово "культура", я перекладываю бумажник во внутренний карман». Наша власть также относится к культуре - тоже перекладывает бумажник во внутренний карман.

Ведь что такое культура, начиная с 90-х годов? Это пересдача в аренду помещений. Очень выгодное занятие. Бедствующие режиссеры просят здание своему театру, затем отгрохают его, а потом смотришь - раз, а полздания уже сдано! Офисам, которые вовсе не про культуру. И не просили вроде ничего такого, - а вот сидят уже в центре Москвы.

Поэтому это сложное дело - настоящую-то культуру поддержать.

Да, понимаю. Вот, например, акция в храме Христа Спасителя - взяла да и переплыла в область современного искусства.

Все можно назвать искусством. Вот такая ситуация: допустим, у вас есть дом. Вы принимаете там гостей. Ну и по каким-то причинам двери никогда не запираются, - они все время открыты, люди приходят, сидят, разговаривают...

Вдруг заходит какая-то компания, здороваются, а потом садятся... и какают на полу в гостиной.

Это перфоманс. Куратор выставки «Осторожно, религия» А. Ерофеев нам объяснил - «есть высказывание, и ожидается ответ».

Да, они и говорят - а это у нас акт искусства. В принципе, любой человек, который это представит в рамках своей небольшой квартиры, представит и свою реакцию. Искусство - отлично, но будьте готовы, что вас попросят... Спустят с лестницы вас, вот что.

А когда говорят, что это какие-то мученики современного искусства, то вот я считаю, что каково искусство, таково и мучение. Настоящий панк - он должен готов быть к тюрьме, к испытаниям. Современное искусство! Посидят два годика... Хлебный мякиш там катают - вот пусть покатают немножко. Малые формы. Очень, говорят, мелкая моторика развивает мозг. Может быть, выйдут какими-то изменившимися. Их выставит Марат Гельман в своей очередной галерее. Живьем. С курами.

Пусть будет! Я считаю, искусство - это такая вещь, которую нельзя в какие-то рамки загонять. Хулиганить не надо, а искусство - пожалуйста.

Вот вы, Петр Олегович, когда такие вещи говорите - вы не боитесь вызвать «лучи ненависти»? Это я где-то в интернете прочитала такое выражение - «собирал лучи ненависти» - кстати говоря, в отношении Патриарха. После ваших слов вы будете собирать их пучками.

Ну и что? Почему я не должен говорить того, что я думаю, потому, что какие-то злые лучи посылаются через...не знаю, там ...блоги? Я не собираюсь менять свое мнение.

Я думаю, каждый человек имеет право на свое мнение. Одни люди думают так, другие - по-другому. Это же хорошо. Должны цвести разные цветы. Лучи! Лучей бояться, из дома не выходить.

Ну а потом, если есть возможность иную какую-то точку зрения донести до людей, почему мы должны отдавать все наше поле общественной дискуссии радикальным сторонникам вот этой волны разрушения? С какой стати-то? Они кто такие? Что они о себе вообразили? То, что их дедушки носились с наганами, устанавливали советскую власть, совершенно не дает им права тоже с наганами сейчас бегать, устанавливать здесь демократию. Что они все, решили, что они в Кремль въедут на BMW? Не получится ничего у них. Немцов на белой «Волге», остальные на BMW. Нет, не проедут они никуда. Ничего не будет. Никто им второго шанса не даст. Посидели, покормились, повещали, поглумились, - достаточно.

А насколько она мощная - это волна разрушения, на ваш взгляд? Вот посидишь в фейсбуке - кажется, девятый вал.

Проблема не в том, что волна разрушения мощная, а в том, что нет никакого противодействия этой волне. То есть власть не выдвигает никаких идей, кроме того, что «все будет хорошо, и всем повысим пенсии».

 

Фото: Православие.u
Фото: Православие.u
С такой идеей, в общем, великую страну не построишь, к сожалению. То есть общество потребления худо-бедно... вот уже создали. А противопоставить волне разрушения повышение пенсий не получится.

Проблема не в протесте. Протест - это нормально. Отсутствие противодействия этому протесту - вот главная трагедия нашей страны. Уже было это в нашей истории, и не раз. Все благодушно улыбались. «Да-да-да, конечно». Но никто же не пошел защищать, условно говоря, охранное отделение или дом губернатора. Не ходили же, нет. И сейчас не пойдут, - ну что их защищать-то, они сами как-нибудь!

А сами они - никак. Я не к тому, что власть нужно всеми силами защищать и поддерживать, она тоже во многом ошибается. Но много ли там, в фейсбуке, сидит людей, которые как-то ценит те перемены, которые позволили им завести фейсбук? Нет, немного.

Скажите, а ваша новая программа - она зачем нужна?

Как раз в связи с тем, о чем мы только что говорили, - важно, чтобы были какие-то места, где люди могут обсуждать свои взгляды и попытаться объективно сравнить разные мнения. К сожалению, таких площадок нет. Или есть, но находятся в зачаточном состоянии.

Вот мы хотим такую площадку открыть. Чтобы там можно было обсуждать все злободневные проблемы, которые есть в новостях, и вырабатывать к ним какое-то отношение. Чтобы были представлены разные взгляды. Чтобы были все, - и, так сказать, пост-модернисты, и оппозиционеры, и охранители... «кровавого режима»...

Чтобы все каким-то образом могли обмениваться идеями. Потому что если этого не будет, то будут обмениваться булыжниками. Хочется до этого не доводить.


http://www.pravoslavie.ru/guest/56055.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Рахлина
Способ радоваться
Интервью с Елизаветой Цымбаревич, иллюстратором детских книг Издательства Сретенского монастыря
05.12.2016
«Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил»
К 120-летию маршала Победы Георгия Константиновича Жукова
02.12.2016
«В руки Твои, Господи»
К шестидесятилетию убиенного на Кавказе иерея Игоре Розина
06.10.2016
Все статьи Анастасия Рахлина
Пётр Олегович Толстой
Армия России дойдет до границ Польши, а мы
выпьем кофе на Крещатике
24.05.2024
Политики на Западе не смогут отказаться от своих
русофобских заявлений без последствий
18.04.2024
«Миграционную политику необходимо менять»
Пётр Толстой предложил пересмотреть принципы привлечения трудовых мигрантов
05.04.2024
Все статьи Пётр Олегович Толстой
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50