«Оптимизм - моё естественное состояние»

Новости Москвы 
0
209
Время на чтение 6 минут

Фото Михаила ПЕРМИНАИзвестный художник, прозаик и публицист Василий Дворцов 25 лет прожил в Новосибирске. Сейчас он - москвич, секретарь правления Союза писателей России. Недавно Василий Владимирович побывал в гостях у нашей редакции, и это был очень интересный разговор.

Вечный зов творчества

- Василий Владимирович, вы сейчас к нам, в Новосибирск, прямо из Москвы?

- Нет, был еще на родине - в Томской области. Там, в 14 километрах от села Могочино, буквально в глубине тайги участвовал в закладке нового, крупнейшего в России Преображенского монастыря.

- Как вы туда попали?

- Это история более чем двадцатилетней давности - мое знакомство с отцом Иоанном, основателем знаменитого сегодня Могочинского Свято-Никольского монастыря. Познакомился с ним у нас, в Черепаново, когда расписывал свой первый храм, потом его перевели в Томскую область. Когда в Могочино был построен Свято-Никольский храм, я занимался его росписью. Так и жил: две-три недели в Новосибирске, столько же в монастыре. И это были пять лет счастья! В 2000 году храм сгорел, и для меня наступил тяжелейший период: я пять лет не был в Могочино, два года не мог взять в руки кисточку... Именно тогда и взялся за роман...

Постепенно восстановился, снова стал приезжать к отцу Иоанну. А тут дочь моя подросла, захотела учиться в монастырской школе. Сейчас закончила, приехала домой. Так что с Могочино и отцом Иоанном жизнь меня связала давно и надолго.

- В вашей биографической справке перечислено более 20 профессий... Прямо как Пётр Первый - «то мореплаватель, то плотник». Откуда такой разброс - жажда самой разнообразной деятельности?

- По основной линии я все равно художник. Другое дело, что разносторонне работал - сколько я Лениных в красных уголках написал, стендов ко Дню Победы оформил... В общем-то в советское время это был реальный способ неделю в месяц повкалывать и три недели отдать творчеству. Причем специализация моя - театральный художник. Но я два года в театре поработал и не выдержал коллективного творчества, хотя позже к этому делу вернулся - оформил более 50 спектаклей, десять из них - в Новосибирской оперетте. Потом в Росреставрации работал. Зимой делать нечего, и я метался - то одну профессию пробовал, то другую.

Вообще говоря, у меня проблема буквально до нынешнего года была - сейчас я перерастаю это состояние - мне никогда не хватало амбиций! Я достиг в трех-четырех профессиях высокого уровня, и вот если, допустим, наступает момент, когда необходимо становиться или главным художником в театре, или главным реставратором в епархии, я чувствую: нет, не хочу! Мне не интересна административная, организационная работа - мне хочется творчества! И когда я к сорока годам подошел, у меня двое детей, а я никак решить не могу, кто я, началась паника: что за колобок такой - катаюсь от одной профессии к другой...

И только когда я стал писать книжки, все встало на свои места, потому что без биографии писателя быть не может. Мне сейчас не нужно искать ни типажи, ни ситуации: все это есть в моем личном опыте - достаешь и работаешь. И вот, считай, 12 лет я в литературе. В 2000 году стал профессионально печататься в журналах. Причем журнал «Москва» меня сразу в 2003 году наградил за лучший роман - «Аз буки ведал». И я понял - надо работать. В последние два года я потихонечку переписал задним числом все свои ранние работы. Не стал менять что-то особо стилистически, но буквально по каждому предложению прошелся, почистил, что называется, свои первые романы и повести...

Рецепт для жизни

- Ничего себе! В наше-то суетное время...

- А Леонов, который по 40 лет свои романы переписывал?! Хотя, признаюсь, я снова дошел до какого-то собственного предела. Меня признали и старики, такие как Виктор Лихоносов, к примеру, прочитали и благословили. Но сегодня я секретарь Союза писателей, что же мне теперь в председатели готовиться?! Это в высшей степени административная должность. Она не даст шансов работать, разве что публицистику писать. Кстати, в последнее время Москва меня так задергала, что я позволил себе маленькую такую, но книжечку стихов выпустить. А то пишу - в основном публицистику, и, по-моему, уже возник такой злобный образ мой - этакого пса от культуры.

- Зря вы так. Как читатель скажу: у вас самая здоровая и позитивная публицистика, какую я за последнее, довольно продолжительное время видела...

- Да? Там есть одна хитрость: вот ты приходишь к врачу, он говорит: «Легкие совсем черные, печень окаменела, почки никуда не годны...» Но при этом тем не менее обязательно выпишет рецепт. Вот этот элемент рецепта-совета в публицистике обязательно должен быть. Потому что чистое критиканство никому не нужно. Если ты разбираешься в проблеме, то чаще всего знаешь, как исправить положение. Поэтому в моих статьях обязательно присутствует оптимизм. И, по большому счету, оптимизм - мое естественное состояние.

Что касается художественной литературы, тут я по случаю зашел в Интернет (как человек советской закалки я к нему относился настороженно - ну, там информация, ну, публицистика) и насчитал более 45 электронных библиотек, которые предлагают мой роман «Аз буки ведал». А когда я недавно переписывал его, то увидел, что это настоящая энциклопедия политической патриотической жизни конца 80-х - начала 90-х, ведь опыт общественной деятельности четверть века назад мы, повторюсь, советские люди, обретали буквально с нуля. И поэтому сегодня этот роман интересен и нужен широкому читателю, в первую очередь новому поколению 90-х.

Как секретарь Союза писателей по связям с регионами я много езжу по стране - одна-две командировки в месяц как минимум - и вижу огромное количество людей, жаждущих нового чтения, с новым опытом осмысления действительности. Потому что литературный процесс, по моему глубокому убеждению, это процесс национального самосознания. В этих же поездках я вдруг увидел и ситуацию в целом - крайнюю поляризацию общества: бедные против богатых, молодые против старых и так далее. Буквально все против всех. Я разговариваю с военными, они говорят только о своих проблемах; предприниматели рассказывают о своих бедах, учителя тоже только о своем. Эгоистичность корпоративная - она во всем. Существовала какая-то надежда, что в данных условиях хотя бы церковь станет зоной переговоров. Но вот последние события показали, что в обществе было много людей равнодушно-благодушных к церкви, а сейчас этот слой тает. Общество делится либо на воцерковляющихся, либо на так называемых антиклерикалов.

Кто, если не я?
- А место писателя?

- Об этом и речь. Как я прежде воспринимал свою профессию? Как передачу определенного духовного опыта от одного поколения другому. Берешь, условно говоря, тысячу фактов, выбираешь самый характерный, эстетизируешь его, возгоняешь до художественного образа и именно таким способом передаешь опыт следующему поколению. То есть работаешь на 20 - 25 лет вперед, а не на свое время. Оно для тебя не так уж и важно - ты создал портрет эпохи для потомков. Но это одно направление нашей профессии. Второе - окружающая действительность. И писатель в ней единственный имеет право быть переговорщиком всех между всеми.

- Вопрос в тему: как утверждают критики, ваши произведения удивительным образом положительно и без раздоров воспринимают все - левые, правые и многие прочие. Это на самом деле так? И в чем секрет?

- Те же критики подсказали, а не сам я сформулировал - я вернул в литературу романтического героя. Да, как истинный герой он перешагнет все барьеры и запреты, но внутренне он ориентирован на высокое, и поэтому он пойдет куда надо, а не в криминал, распущенность или алчность. Это с одной стороны, а с другой - я обращаюсь к душе читателя. Потому что душа, ищущая полноценной жизни, трепещущая, у всех есть. Обращаясь к ней, мы ломаем, сметаем все эти сословные, политические и возрастные заслоны. И в конце концов просыпается понимание, что любовь - единственная истинная связующая нить в этом мире. И это я могу донести, потому как литература, в отличие от всех других видов искусства, общается с человеком один на один: только человек, открывающий книгу, находится в самом прямом контакте с автором.

Эту особенность, эту возможность нашей профессии я только недавно до конца осознал. Я занимался чем угодно - стилем, композицией, психологией, словом, прошелся по всем «дисциплинам», пока увидел эту цельность и ценность писательского труда. Я просто счастлив, что к ней пришел.

К тому же читатель, обложенный сегодня со всех сторон бульварщиной, криминалом, безумными фэнтези, наскучался по душевному разговору и серьезным темам. Я же от самых острых тем стараюсь не уходить, потому что действительно считаю себя исполнителем девятой заповеди - «Не лжесвидетельствуй» и я свидетельствую по мере сил и таланта о мире, в котором сегодня живу.

САМОЕ-САМОЕ

- Самое большое ваше духовное впечатление, событие, переживание последних лет?

- Оно связано, конечно, с Могочино. Это и моя дочь, которая за три года очень изменилась. Я увидел в ней, в ребятишках, которые там учатся, будущее России. Это не пессимисты, я увидел в них новую энергию - это новые люди, духовные люди.

- Самое яркое эстетическое впечатление недавнего времени?

- Внучка родилась. Красота такая!.. А в искусстве я не могу полноценно воспринимать то, что умею и знаю, как это сделано, - театр, живопись. Единственное, что для меня осталось, - классическая музыка.

ФАКТ

Василий Дворцов - лауреат Всероссийской литературной премии им. И.А. Бунина, православной литературной премии им. святого благоверного князя Александра Невского и дважды лауреат премии для юношества им. А.Н. Толстого.

Татьяна ШИПИЛОВА

http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2012&id=4625

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Народный артист России упал в обморок из-за этого: читать
Это может закончиться в течение 2х месяцев: Владимир Путин
Пропала живой в Карелии, а нашли уже тело: видео
Над Каспийском море российский самолет подал сигнал бедствия

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
Любовь к русской литературе и принадлежность к российской цивилизации
Об основах возрождения Совета по прозе Союза писателей России
09.01.2025
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Преемником Франциска станет антихрист?
Новый комментарий от влдмр
24.01.2025 18:40
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Русский человек
24.01.2025 18:15
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.01.2025 17:39
Жители Верхней Курьи в недоумении и разочаровании…
Новый комментарий от Калужанин
24.01.2025 17:38
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Русский Иван
24.01.2025 17:15
Тайна Великой войны
Новый комментарий от р.Б.Алексий
24.01.2025 17:14