Марков монастырь

0
342
Время на чтение 14 минут
Марков монастырь. Худ. Дмитрий Струков, 1864
Марков монастырь. Худ. Дмитрий Струков, 1864
Марков монастырь и его главный храм - Казанская церковь - пользуются у жителей Витебска и окрестностей заслуженной славой и уважением. «Намоленное место», - говорят о нем горожане. В это на первый взгляд простое словосочетание вкладывается очень большой смысл, ибо Марков монастырь веками был центром Православия в Витебске. Сейчас в Витебске восстановлены многие величественные храмы, ставшие украшением фестивального города. Эти храмы часто изображаются на открытках и видах Витебска. Марков же монастырь попадает в фотоальбомы редко: со стороны города его буквально прижимают к Западной Двине высотные корпуса промышленной зоны. Если ехать мимо монастыря по улице Горького, то его совсем не видно за этими корпусами. Но в этой, казалось бы, неприметности и скромности - большая духовная сила. Монастырь, веками хранивший православные традиции, как бы борется с наступающими на него со всех сторон промышленными кварталами, словно это зримое подобие нашей Православной Церкви, отстаивающей свой духовный путь среди мира неверия и атеизма.

Неизвестна точная дата возникновения обители, но по легенде Марков монастырь был основан в XIV-XV веках неким Марком Земяниным. Начало было положено строительством часовни, которую Земянин возвел на принадлежащей ему земле. Согласно преданию, Марк поселился в этой часовне, чтобы предаться постоянным молитвам. Постепенно его примеру последовали и другие. Так возник вначале скит, а затем и собственно монастырь. История не сохранила других сведений об этом человеке, нет и более подробных известий об обители того времени. Монастырь же так и стали называть - Марковым. Вначале обитель располагалась вне города, но позднее и в этой местности стали возводиться городские строения, а район получил название по монастырю - Марковщина. Название это сохранилось до наших дней.

Примерно в начале XV века монастырь опустел: монахи или отошли ко Господу, или покинули обитель - вероятнее всего, из-за череды войн. Но во второй половине XV века в Марковом монастыре возобновилась монашеская жизнь. Тогда же была выстроена церковь святого Иоанна. Это было непростое время для Православия в белорусских землях, поэтому не исключено, что сложные и трагические события того периода как-то отразились и на судьбе Маркова монастыря, но точных сведений об этом нет.

Известно, что еще в 1567 году польский король Стефан Баторий жаловал грамоту «Маркову протопопу» Феофану. Тогда же, вероятно, монастырь был упразднен, а его церковь стала приходской.

В 1569 году была заключена Люблинская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским - образовалась Речь Посполитая. Это во многом дало толчок католической экспансии в эти земли. Апеллируя к решениям Ферраро-Флорентийского собора 1439 года, на котором было объявлено об унии Восточной и Западной Церквей, папа Римский и польское католическое духовенство стали насаждать ее в Речи Посполитой. А в 1587 году на трон взошел Сигизмунд III (он правил 45 лет - до 1632 года); воспитанный иезуитами, он отличался большой религиозностью и вел очень активную политику пропаганды и укрепления католицизма.

А в 1596 году на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке лидера белорусских православных гетмана К. Острожского и православной шляхты, была объявлена церковная уния, и большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе. 6 октября 1596 года открыли собор и православные архиереи - под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии К. Острожского. Большинство низшего духовенства и верующих остались верными Православию, но Сигизмунд III, опираясь на решение Брестского собора, объявил православною церковью только тех, кто принял унию, а отвергших унию просто игнорировал.

Сохранившие верность Православию подвергались гонениям. В Витебске, как и во многих других белорусских городах, были закрыты или переданы униатам все православные храмы, школы и братства. Православных священников нередко избивали. Горожане вынуждены были проводить православные богослужения во временных шалашах за городом. Запретили служение и на территории бывшего Маркова монастыря.

Особенно «отличился» униатский Полоцкий епископ Иосафат Кунцевич. Вот что о нем писали в жалобе от имени православной шляхты Белой Руси и Украины Варшавскому сейму: «...епископ Полоцкий пять лет держит церкви опечатанными. В Полоцке и Витебске вследствие этого запрещения нет ни церкви, ни дома, в котором было бы разрешено в городе богослужение. Поэтому мещане города вынуждены по воскресеньям и в другие торжественные праздники слушать богослужения в поле за городом, и то без священника, так как ему запрещено пребывать в городе и поблизости...»[1]. Дальше в этой же жалобе говорилось о том, что в Полоцке Кунцевич, узнав, что, несмотря на его запрет, на кладбище похоронили людей по православному обычаю, в гневе велел выкопать трупы, которые затем рвали на части собаки.

Наконец чаша терпения переполнилась - и в 1623 году, 12 ноября, в Витебске, при попытке расправиться с вернувшимся в Православие священником, народ ударил в набат. Ненавистного униатского епископа растерзала толпа, а его тело проволокли по улицам города и утопили в Западной Двине. Волнения начались и в других городах.

Восстание было жестоко подавлено. Витебск был лишен магдебургского права. Папа Урбан VIII прямо призывал к расправе в своем послании Сигизмунду III от 10 февраля 1624 года: «Там, где столь жестокое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит свой меч от крови. Итак, державный король, ты не должен удержаться от меча и огня». И король внял этому призыву: руководители и зачинщики восстания были жестоко казнены.

Но жертвы эти не были напрасными. В Варшаве понимали, что необходимо пойти на уступки православным, чтобы как-то успокоить ситуацию.

Так уж случилось, что именно после восстания в Витебске и убийства И. Кунцевича стало возможным восстановление Маркова монастыря. И главную роль в этом сыграла супружеская чета Огинских.

Лев-Самуил Богданович Огинский, православный шляхтич, занимал достаточно высокую должность Трокского тиуна. Ему при поддержке браславского земского судьи С. Мирского, хотя и с большим трудом, но все же удалось еще при жизни Сигизмунда III добиться разрешения на восстановление Маркова монастыря.

 

Троицкая церковь Маркова монастыря. Художник И. П. Трутнев. 1866
Троицкая церковь Маркова монастыря. Художник И. П. Трутнев. 1866
В 1633 году Лев Огинский и его супруга София начали строительство новой деревянной Троицкой церкви и монашеских келий - по окончании работ они были переданы монастырю. А еще через пять лет Л.-С. Огинский купил расположенные неподалеку поместья Марково (у Яна Киселя Загоранского) и Шидловщина (у Мартина Шидловского) и также передал их в дар монастырю. Православный монастырь, вопреки католической и униатской экспансии в белорусских землях, постепенно становился на ноги. У него не было государственной поддержки, какую получали католические и униатские монастыри, но витебчане и православные из других городов оказывали инокам поддержку из собственных, часто достаточно скудных, средств.

Монастырь хоть и не без сложностей, но постепенно отстраивался. В 1651 году игумен Каллист Дорофеевич Риторайский построил еще одну деревянную церковь - Покровскую. Марков монастырь стал оплотом Православия, потому что знаменитые Жировичский монастырь и Софийский собор находились в руках униатов. В тот период Марков монастырь подчинялся Киевской митрополии, которая относилась к Константинопольскому Патриархату.

Земский собор 1653 года принял в подданство русского царя Запорожское казачье войско. 8 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславская Рада - военный совет русских воевод и казацких старшин во главе с Б. Хмельницким, на котором было подтверждено, что Украина переходит в русское подданство. Царь Алексей Михайлович вступил в войну, защищая своих единоверцев - белорусов и украинцев. Белорусы радостно встречали русские войска, которые под командованием талантливых воевод Трубецкого и Шереметьева и удалого казацкого полковника Золотаренко достаточно быстро в 1654 году освободили Полоцк, Витебск, Кричев, Оршу, Мстиславль, Копыль, Шклов, Речицу и другие города. Монахи Маркова монастыря, как и другие православные, приветствовали своих единоверцев.

Полоцк и Витебск были присоединены к Русскому царству. По решению царя Алексея Михайловича, патриархом Никоном была восстановлена древняя Полоцкая епархия, образованная еще во времена древнерусского Полоцкого княжества. Марков монастырь был переподчинен Полоцкой епархии и отошел к Московскому Патриархату.

Война тем временем продолжалась. Попытки польско-литовской армии занять весной 1655 года Полоцк, Витебск и Дисну оказались неудачными - немногочисленные русские гарнизоны, опирающиеся на поддержку местного населения, смогли защитить города. Боевые действия приняли затяжной характер. Многие православные белорусы, чувствуя, что положение неустойчиво, начали переселение в Россию. Чтобы морально поддержать единоверцев, в 1657 году патриарх Никона от имени царя Алексея Михайловича передал витебскому Маркову монастырю в дар список Казанской иконы Божией Матери. Это был небольшой образок (42,6 х 23,1 см), писанный на дереве в византийской манере. И с того времени эта икона является главной святыней Маркова монастыря. И эта икона стала символом единения православных Витебска со своими единоверцами и борьбы за свои религиозные и национальные права.

В 1667 году был заключен Андрусовский мир, по которому к России отходила левобережная Украина. Однако правобережные украинские земли и Белоруссия были возвращены Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось еще чуть больше века. Марков монастырь вновь был переподчинен Константинопольскому Патриархату.

В 1680 году в Марковом монастыре произошло несчастье - пожар, который, возможно, не был случайным, но достоверных подтверждений тому, что это был поджог, нет. Тогда дотла сгорели обе церкви обители. Казанскую икону Божией Матери, дар царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, удалось спасти.

Древние православные шляхетские роды переходили постепенно в католичество. Так произошло и с родом Острожских, и с родом Огинских. Стал католиком и сын Льва-Самуила Огинского Симеон-Карл. Но все же сын исполнил завещание отца и в 1687 году подтвердил дарственную отца на имения Марково и Шидловское, а в 1690 году начал восстановление монастыря. Любопытно, что в одном из подтверждающих документов было сказано, что если иноки монастыря решат перейти в униатство или католицизм, то Марков монастырь будет лишен всяческой поддержки С.-К. Огинского, что, несомненно, было сделано по воле Л.-С. Огинского.

 

Марков монастырь. Троицкая церковь и колокольня. 1864-67 гг. Рис. Д. М. Струкова
Марков монастырь. Троицкая церковь и колокольня. 1864-67 гг. Рис. Д. М. Струкова
Нужно было заново отстроить храм, и в течение 1690-1691 годов была возведена соборная церковь во имя Святой Троицы. Она была освящена 31 июля 1691 года - в день Святого Духа. На память об этом вырезали надпись на деревянном восьмиконечном кресте, который долгое время хранился в храме, а в конце XIX века был передан в Витебский церковно-археологический музей.

О внутреннем устройстве храма достаточно подробно говорится в книге А.В. Русецкого и Ю.А. Русецкого «Художественная культура Витебска». По приведенным в ней воспоминаниям современников, это был уникальный деревянный храм, который опоясывала открытая галерея со множеством деревянных, украшенных искусной резьбой колонн. Сам храм был четырехсрубным, его венчали пять куполов. Особенностью церкви была богатая роспись, изображавшая различные библейские сюжеты. Росписи были сделаны на наклеенном на стены полотне Павлом Игнатовичем и вольноотпущенным бывшим крепостным мастером Иваном, сыном Сергеевым.

Вот что писал об этой уникальной росписи много позднее, уже в XIX веке, иеромонах Маркова монастыря Сергий: «Осмотритесь только внимательно и с большим уважением, и вы прочтете здесь всю святую Библию, узнаете всю историю - и старозаветную, и евангельскую, и всей воинствующей Церкви на земле, вплоть до окончания самых последних часов ее существования, которые открыты в Апокалипсисе».

Монастырь постепенно расширялся. В 1730 году в Шидловщине построили деревянную церковь святой Параскевы. Она тоже была окружена изящной деревянной резной галереей. В том же году на Немцевой горе на кладбище, которое находилось сразу за оградой монастыря, построили Николаевскую церковь. На берегу Западной Двины возвели часовню святителя Николая. Витебчане ласково называли ее часовней Миколушки.

Но, несмотря на все грамоты и обещания, униаты не оставляли своих планов захватить Марков монастырь. Примерно в 1751 году Витебский униатский декан Казимир при поддержке шляхты занял монастырь. Игумена Серафима Кочета схватили, монахов разогнали, объявили, что монастырь переходит в униатство. Но грамоты Огинских и позиция православных Витебска помешали этим планам. Поняв, что Марков монастырь им не удержать, захватчики разграбили его, растащили ценные книги и предметы, утварь, старинные грамоты и привилеи.

Новый игумен Маркова монастыря Иакинф Пелкинский построил каменную Покровскую церковь. Этот храм, возведенный в 1760 году, уцелел до наших дней. Помимо каменной церкви была построена каменная колокольня - вначале двухъярусная, потом к ней добавили еще один ярус, - а также дома для настоятеля и монахов, многочисленные хозяйственные постройки.

Следует сказать, что уже при Екатерине II, покровительствовавшей православным в белорусских землях, их положение стало улучшаться - они теперь могли рассчитывать на защиту русской императрицы. А 28 мая 1772 года Россия, Пруссия и Австрия заключили конвенцию, согласно которой к России от Речи Посполитой отошли Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства. Марков монастырь вновь перешел к Русской Церкви, а в 1773 году указом Святейшего Синода Марков монастырь был отнесен к Псковской епархии. Речь Посполитая переживала глубокий упадок всех сторон государственной жизни, поэтому ее дальнейшие разделы были лишь вопросом времени. В 1795 году монастырь отошел к Могилевской епархии. В 1796 году из Полоцкого и Могилевского наместничеств была образована Белорусская губерния с центром в Витебске, а Марков монастырь два года спустя стал архимандрией. В 1802 году Белорусскую губернию вновь разделили на Витебскую и Могилевскую. Все эти административные перипетии были вызваны тем, что в связи с присоединением новых земель на западе власти Российской империи искали оптимальные формы управления.

Марков монастырь, как и весь Витебск, стал постепенно хорошеть и благоустраиваться, но все планы смешало вторжение Наполеона. В ночь на 12 июня 1812 года войска французского императора перешли Березину и успешно стали продвигаться вглубь российской территории. Захватив Витебск, Наполеон провел в нем около месяца, обдумывая план дальнейших военных действий. Вот что писал один из свидетелей о пребывании французской армии в Витебске: «Пылающие вокруг деревни и предместья города, улицы, которые усыпаны ранеными и мертвыми, поля, которые покрыты многими тысячами трупов, грабежи и насилие в городе и деревнях, убийства безоружных в их домах». Был разграблен и Марков монастырь, но Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спасти и спрятать в лесу.

Такое поведение французских властей вызывало ненависть у местного населения. Вокруг Витебска разгоралась самая настоящая партизанская война против иноземных захватчиков и их местных прислужников, из которых французы сформировали местный административный аппарат. Крестьяне при содействии и поддержке русских войск собирались в отряды, вооружались косами, топорами, захваченным у французов холодным и огнестрельным оружием. Белорусские партизаны заставляли Наполеона держать в Белоруссии большие силы. Накануне Бородинской битвы Бонапарт был вынужден направить в Витебск на поддержку 12-тысячного гарнизона еще 10 тысяч человек, потому что партизаны могли занять город в тылу у французов.

После освобождения Витебска Марков монастырь был опять восстановлен, причем в основном на добровольные пожертвования.

В 1833 году Марков монастырь был передан во вновь открытую Полоцкую епархию. Постепенно строились новые храмы и необходимые для монастырской жизни постройки.

В 1890-х годах архимандрит Иларион начал перестройку Свято-Троицкой церкви и едва не закрасил уникальную живопись на наклеенных на стенах холстах, однако все же внял настоятельным просьбам витебских краеведов А.П. Сапунова и Е.Р. Романова и оставил старинные росписи. К 1900 году Марков монастырь был уже первоклассным монастырем, имевшим четыре храма - Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви. В начале ХХ века монастырь возглавил архимандрит Пантелеимон (в миру Павел Рожновский). Он обнес территорию обители каменной оградой.

Новые трудные времена для Маркова монастыря наступили после Октябрьской революции. В 1918 году большевики закрыли монастырь, а в 1919 году и вовсе передали его ВЧК, превратив многовековой оплот Православия в концентрационный лагерь.

В 1922 году в бывшем Марковом монастыре организовали детский дом для примерно 250 детей, прибывших из охваченного страшным голодом Поволжья. Через год детский дом закрыли, а его постройки передали вначале местным комсомольцам, а затем милиционерам.

 

Марков монастырь. Казанская церковь, июль 2011
Марков монастырь. Казанская церковь, июль 2011
В годы Великой Отечественной войны при оккупационных немецких властях была открыта Покровская церковь, переосвященная в церковь Казанской иконы Божией Матери. Бывший архимандрит Пантелеимон стал главой Белорусской Православной Церкви.

После окончания войны и освобождения Витебска от фашистов ряд построек на территории монастыря был снесен, и здания обители были отданы сначала резино-тесемочной фабрике, а затем комбинату шелковых тканей (КШТ). Именно корпуса КШТ сегодня окружают небольшую территорию Маркова монастыря, прижав его к самому берегу Западной Двины. В итоге из всех храмов обители сохранилась лишь Казанская (бывшая Покровская) церковь. Старинная колокольня была снесена уже в конце 1970-х годов.

В послевоенный период Казанская церковь на Марковщине была единственным действующим православным храмом не только в Витебске, но и во всей округе и вновь, как и в прошлые времена, стала оплотом Православия - несмотря на все гонения и преследования верующих. Это был единственный православный храм, где можно было окрестить детей, совершить другие таинства. Возможно, именно то, что остатки Маркова монастыря были закрыты со стороны улицы Горького производственными корпусами КШТ и не бросались в глаза проезжающему руководству, это позволило Казанской церкви действовать в советский период.

23 ноября 2000 года решением Святейшего Синода Белорусской Православной Церкви монастырь восстановили. Помимо самой церкви Казанской иконы Божией Матери сохранились лишь небольшие жилой и хозяйственный корпуса. При монастыре открыли библиотеку и воскресную школу. Помня о традициях монастырского уклада, иноки организовали приют для бездомных и трапезную для малоимущих.

Любопытно, что по иронии меняющегося времени теперь уже Марков монастырь подумывает о том, чтобы принять, переоборудовав под свои нужды, частично пустующие и нависающие над ним производственные корпуса комбината шелковых тканей.

Монастырь выжил, неся свет Православия в течение многих столетий. По праздникам и выходным здесь всегда много людей. Как и в прежние годы, здесь хранится Казанская икона Божией Матери, помнящая прикосновения рук царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, чудесным образом спасенная из огня пожара, пережившая французское нашествие и немецко-фашистскую оккупацию, нелегкие времена атеизма и богоборчества.

Марков монастырь, многократно разорявшийся и восстававший из пепла, и сегодня, как и много веков назад, отражается в водах Западной Двины. Он не может поразить архитектурными изысками и размерами своих строений, но он был и остается чем-то более важным и значимым - хранителем Православия на белорусской земле.

Использованы иллюстрации с сайт: http://www.evitebsk.com/


http://www.pravoslavie.ru/put/55995.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Стрельцов
Все статьи Иван Стрельцов
Последние комментарии
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22