Избирательность памяти

0
225
Время на чтение 6 минут
Великий Устюг

Мои школьные годы чудесные закончились довольно быстро, началась трудовая деятельность. Я устроился работать фотографом в Комбинат бытового обслуживания. Однажды летом подвернулась работа в детском садике на окраине Устюга, куда и автобус-то ходил очень редко.

Отработал, вымотался. Снимать детишек - дело хлопотное: вертятся, разбегаются, не сразу усадишь. Возвращаться пешком не близко, да и сумка фотографа в те годы весила килограммов двадцать, а потому решил-таки дождаться автобуса. От жары укрылся в густой высокой траве у кирпичной школьной ограды.

Спустя какое-то время ко мне подошла пожилая женщина, спросила, кто я и откуда. Город маленький, почти все друг друга знают. Оказывается, эта женщина - Глафира - когда-то знала и моих родителей. Она мне сказала, что лежу я на могиле святого. Огляделся: на кладбище не похоже - откуда тут могиле взяться? Глафира рассказала, что здесь был монастырь с двумя храмами. Один - в честь иконы Божией Матери «Знамение», другой - в честь митрополита Филиппа Московского. Ещё ребёнком она приходила сюда на службу. Монахов хоронили как раз у стены, где я устроился. После революции разобрали обе церкви. Оставили только здание, где раньше жили монахи, а сейчас в нём школа. «Для православных это место святое, до сих пор сюда ходят молиться и просить святых угодников Божиих во всякой нужде, - сказала она. - Многие и сегодня по вере получают просимое».

Только Глафира рассказала об этом, как в траве я разглядел выгоревшие бумажные образки. А о монастыре позднее я нашёл такие сведения:

«Знамено-Филипповский монастырь расположен в двух верстах от города Великого Устюга, при деревне Яикове, на левом берегу реки Сухоны. Был основан в XVII столетии. Предание называет основателем монастыря инока Филиппа, который в это время подвизался на Яиковой горе и пользовался большим почитанием устюжских жителей, впоследствии пожелавших создать на месте его подвигов обитель. В 1654 году обитель была действительно основана и при ней сооружён храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Филипп до своей смерти (17 августа 1662 г.) управлял братией, хотя по своему крайнему смирению уклонился от сана и скончался простым иноком. В этом храме и доселе под спудом почивают его мощи. В 1753 году построен был второй храм - во имя св. Филиппа, митрополита Московского».

Пока автобус не пришёл, словоохотливая Глафира успела рассказать мне об иконе Божией Матери «Знамение», которая приплыла по реке в Яиковскую Запань вместе с лесом, сплавляемым с верховий Сухоны. Образ, несмотря на долгое пребывание в воде, замечательно сохранился. Его позднее передала в собор Прокопия Праведного работница Яиковской Запани Лидия, большая молитвенница и почитательница блаженного Прокопия. Было это ещё до закрытия храма. Неизвестно, что сталось с иконой впоследствии. Дай Бог, уцелела.

Слышал я об этой иконе не только от Глафиры. Летом 1968 года довелось мне поработать на той самой Запани. Лидию не застал, она ушла на пенсию, а те, кто моложе, помнили эту историю. На сплаве работать интересно, но физически тяжело. Самой тяжёлой для меня была третья смена - с полуночи до восьми утра. После обеденного перерыва, под утро, солнце начинает припекать и глаза сами закрываются. Хочется спать, глаза устают от бликов на воде, а смотреть надо внимательно, чтоб не загнать бревно не в тот коллекторный коридор-накопитель. Перекуров не бывает, лес идёт - только успевай разворачивать брёвна, чтобы не образовался залом или пыж. Если зазеваешься, потом наломаешь багром руки, растаскивая залом, а это потеря времени, значит, и премиальных всей бригаде. В смене работали в основном женщины - учётчицы, маркировщицы, - а кто-то и с баграми управлялся не хуже мужиков. Обычно вместе с лесом в ворота Запани плывёт всё, что способно держаться на воде. Так же пришла и икона.

Рассказывали, что смена в тот день ничем особо не отличалась. На воротах, куда идёт лес, были двое: Вася и та самая Лидия. Образ увидели, лишь когда он развернулся ликом к рабочим. Вася занёс багор и собрался остриём пробить икону, как острогой, а затем вытащить из воды.

В этот момент случился сильный толчок - и багор вместо иконы ударил в пустоту между брёвен. Вася, потеряв равновесие, оказался в воде, а образ выхватила из воды Лидия. Сняв с головы платок, бережно обтёрла ценную находку, перекрестилась и поцеловала дорогой образ. Рука Васи, та самая, что только что занесла багор (теперь утопленный), чтобы пронзить святой образ, тоже потянулась ко лбу. К иконе устремилась вся смена. Солнце осветило образ, и всем показалось, что Божия Матерь благословила присутствующих.

Выставили икону на самое высокое место - на крышу кабины сплоточного станка. До конца смены стихли обычные разговоры, мужики воздерживались от крепких словечек. Все поняли: произошедшее нельзя объяснить случайностью или совпадением.

*    *    *

Глафира оказалась хорошей рассказчицей. От неё же тогда я услышал про милостивого блудника.

На западной стене многих старинных православных храмов изображается Страшный суд и геенна огненная, куда отвратительные рогатые черти волокут не менее отвратительных грешников. Здесь же праведники в белых одеждах восходят в рай. А посередине к столбу привязан странный человек, я никогда не обращал на него внимания. Оказывается, это - милостивый блудник, человек, который в земной жизни много грешил, но его грехи уравновесились его благодеяниями, и он остался посередине: ни в рай, ни в ад его не пускают. Так и мается он, сердешный, почему-то без зависти глядя в сторону тех, кто теперь в белых одеждах шествует на свободу - в рай.

Позднее я прочитал об этом в православной литературе.

В царствование императора Льва Исавра (VIII век) в Константинополе жил некий богатый человек, который, хотя и был милосердным, до старости пребывал в грехе разврата и блуда. Пришло время, и он скончался. Патриарх Герман приказал молиться об этом человеке во всех храмах, прося у Бога открыть его посмертную участь.

Участь его была открыта некоему затворнику, который по требованию Патриарха рассказал о своём видении. Он увидел стонущего блудника, прикованного между раем и адом. Открылось также, как на плач несчастного явился Ангел, который пояснил, что благодаря милостыне он избавлен от адских мук, но так как не оставил прелюбодеяния, то лишён и райских блаженств. С тех пор этого человека называют милостивым блудником.

...В молодости одним из моих увлечений было конструирование радиоприёмников. Всегда стараешься усилить его чувствительность, чтобы принимать даже самые слабые станции. Но в этом есть и недостаток: приёмник будет принимать всё, в том числе и помехи. В наушниках будет полнейший хаос. Чтобы избежать этого, надо ввести в схему устройство, которое позволяет принимать только нужную частоту. Эта характеристика называется избирательностью.

Наша память напоминает мне это устройство, она избирательна. Забывается то, что не нужно, и сохраняется необходимое. Вроде случайно узнал я о монастыре, явившейся иконе и милостивом блуднике. Прошло с тех пор около сорока лет. Много всего было за эти годы. Что-то уже не помню совсем, а эта встреча с Глафирой запомнилась и, наверное, в чём-то определила мой жизненный путь.

В начале августа этого года Бог дал некоторое облегчение в болезни. Свою родину - Великий Устюг - всегда посещаю охотно. Вот и в этот раз съездил на пару дней, чтобы поклониться местным святыням, побывать на службе у Прокопия, попросить благословения на будущее. Приехав, посетил Знамено-Филипповский монастырь, точнее, то, что от него осталось. Смотреть уже не на что, а что осталось, так заросло кустами, что трудно разобраться, где что раньше было. Хотел сфотографировать, но со всех сторон какие-то строения, деревья, не подступишься. Где могилы праведников, не сыскать уже. Глядя на это разорение, помолился с верой, что у Бога все живы.

Господь в Святом Писании учит нас избирать главное, то, с чем мы предстанем перед Ним. Благая часть для нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Обязательно приложится, только было бы к чему прилагать.

*    *    *

Пользуясь возможностью, благодарю сердечно всех, кто прислал мне пожертвования для приобретения дорогих лекарств, прислал поздравления к праздникам. Прошу прощения у тех, кого сам не поздравил и не ответил вовремя на ваши письма или огорчил кого из вас возможными по немощи ошибками в письмах. Это вашими заботами и молитвами обо мне я имею возможность жить без боли и о всех вас молиться. Апостол Павел пишет: «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 25, 26).

Иеродиакон ВАРНАВА (Трудов)

http://www.rusvera.mrezha.ru/665/5.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Варнава (Трудов)
Все статьи Иеродиакон Варнава (Трудов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06