Берёза Картузская: забытая история польского концлагеря

0
511
Время на чтение 6 минут

1 сентября - трагическая дата в польской истории. В этот день в 1939 году германский вермахт вторгся на территорию польского государства. Началась Вторая мировая. По всей Польше проходят траурные мероприятия, посвящённые этой дате, но зигзаги польской истории заставляют поляков вспоминать в этот день и о 17 сентября - дне, когда с востока в Польшу вошли советские войска... 

Польский поход Красной армии длился 12 дней. Немецкая оккупация Польши длилась несколько лет. Тем не менее польскому обществу почему-то удобнее, обращаясь к тому времени, гневно клеймить Москву, а не Берлин. Поляки не хотят вспоминать, что за год до этого польская армия точно так же вторглась в чешский Тешин, присоединив его к Польше; что части Красной армии заняли только непольские земли, отошедшие Варшаве в результате несправедливого Рижского мирного договора 1921 г.; что местное население иногда принималось за самочинные расправы над польскими офицерами, вымещая на них обиды за долгие годы панского господства; что сами же польские офицеры рассказывали о странном поведении советских войск, неохотно стрелявших в поляков и настроенных в целом примирительно; что за отдельные военные преступления (мародёрство, грабежи) трибунал карал советских военнослужащих очень строго, вплоть до расстрела. Был случай, когда к расстрелу были приговорены советские солдаты, расстрелявшие нескольких пленных поляков после того, как группа пленных, убив охранника и захватив оружие, открыла огонь по конвою. 

Вслед за воспоминаниями поляков о приходе в 1939 году Красной армии, как тень за телом, следует тема Катыни. Оценки численности захваченных красноармейцами польских пленных разнятся - от 450 000 до 230 000 человек. Как бы то ни было, но несколько десятков тысяч солдат польской армии - уроженцев «кресов всходних» были отпущены по домам. Ещё многих из них, уроженцев «немецкой» части Польши, передали германским властям. Из оставшихся в руках НКВД польских жандармов и военнослужащих в Катыни нашёл свою смерть лишь каждый четвёртый. А вот едва ли не самое главное: многие из расстрелянных в Катыни входили в обслуживающий персонал польского концлагеря Берёза Картузская, и одно это не может не менять взгляд на них самих и на их судьбу. 

Концлагерь Берёза Картузская (теперь это территория Белоруссии) появился в 1934 г., и вплоть до 1939 г. там содержались евреи, украинские националисты, а также поляки - противники режима Юзефа Пилсудского. Идею создания лагеря приписывают тогдашнему премьеру Польши Леону Козловскому, в будущем - агенту гестапо. Он находился под впечатлением речи Геббельса о воспитательной функции концентрационных лагерей. Ю. Пилсудский идею одобрил (1). Существует мнение, что Берёза Картузская  была создана по образцу нацистского концлагеря Дахау. К слову, после нападения Германии на Польшу Л. Козловский перебежал к гитлеровцам и до самой смерти в 1944 г. получал от них пенсию, но в 1943 г. успел принять участие в обнаружении катынских захоронений. 

Ю. Пилсудский ввёл т.н. режим «моральной санации»: вводилась цензура прессы, президент страны получал право издавать декреты в обход парламента, который полностью зависел от его воли. Начались преследования инакомыслящих, в т.ч. поляков, которых массово швыряли в казематы Берёзы Картузской. 17 дней в концлагере пришлось провести даже бывшему соратнику Ю. Пилсудского, знаменитому польскому публицисту Станиславу Мацкевичу - по обвинению «в ослаблении оборонного духа поляков» и «систематическую критику правительства искусственно подбираемыми аргументами». Вот как он описывает свои впечатления: «Пользуюсь случаем рассказать о Берёзе Картузской, вокруг которой столько тайн, ведь при освобождении заключенным говорили: «Будешь болтать, окажешься здесь второй раз, и тогда...»...Берёза Картузская была не местом изоляции, а местом пыток». Далее он описывает верного друга Ю. Пилсудского, Костека-Бернацкого, который был назначен комендантом лагеря: «Это был больной садист...Он с удовольствием выдумывал всякие пытки, с дегенератским удовольствием давая им ласковые названия - «гимнастика», «устав». Главная пытка - отказ в праве справлять нужду. Только раз в день, в 4:15 утра, узников выводили и командовали: «Раз, два, три, три с половиной, четыре!» За эти полторы секунды всё должно быть уже закончено». 

По рассказам С. Мацкевича, кормили заключённых отвратительным хлебом, что никак не способствовало лёгкому пищеварению. С переполненными желудками людей заставляли делать «гимнастику» - сидеть в глубоком приседе с поднятыми вверх руками на протяжении 7 часов! В приседе бегать, ходить, спускаться с лестниц и подниматься обратно. При этом на узников сыпались удар за ударом, особенно, если чей-то желудок не выдержал. Сосед С. Мацкевича по нарам, еврей, получил в положении сидя 280 палок сразу от семи жандармов. С. Мацкевич приводит рассказ этого еврея о том, как узников поставили на колени на острые камешки и заставили двигаться вперёд под градом палочных ударов, а затем через каждые 20 метров принуждали целовать эти палки. 

 «Со всей Польши здесь собрали людей, обожавших избивать безоружных...Уголовники назначались дежурными по бараку, контролировали выполнение «гимнастики»... Им разрешалось избивать остальных заключённых», - пишет С. Мацкевич. Заключённым не разрешалось разговаривать в течение дня. Нарушителей ожидали шесть дней карцера на холодном бетоне, с открытыми окнами зимой, без обуви, только в кальсонах и рубашке. Каждый день провинившихся лишали половины пайка, а каждый второй день вообще не давали есть. Каждые полчаса находящиеся в карцере обязаны были унизительно сообщить в окошко: «Пан комендант, послушно вам рапортую». 

В бараках заключённых лишали сна. Их будили ночью каждые полчаса, заставляли бегать, прыгать, ползать, чтобы потом снова забыться в тяжкой полудремоте на 30 мин. Ползать и падать узников часто заставляли в отхожих местах, прямо в нечистоты. Умываться после этого запрещали. Посуду мыть арестантам тоже запрещалось.  

В Берёзу Картузскую можно было угодить даже за неуплату налогов. С. Мацкевич описывает нескольких таких заключённых, богатых купцов уже пожилого возраста. Некоторые из них сошли с ума. В концлагере всё нужно было делать бегом, и бегать заставляли даже калек с поломанными в результате пыток костями, больных туберкулёзом, артритом, гипертонией. Заключённым даже не разрешалось молиться и носить крестики на шее. За это их тоже избивали. «Всё выглядело, как дантовский ад», - заключает С. Мацкевич. Эпилепсии, психические припадки, внезапная смерть были ежедневной практикой в Берёзе Картузской. Из застенков не выпускали даже ослепших узников. Их заставляли бегать и прыгать вместе со всеми, избивая, если они сбивались с дороги (2). 

Единственным свободным от работы днём было воскресенье. В этот день арестанты обязаны были посвятить полчаса времени лекции о вожде Ю. Пилсудском и воспользоваться библиотекой, заполненной книгами Ю. Пилсудского. Медицинское обслуживание отсутствовало и лишь в крайних, почти смертельных случаях заключёнными занимались врачи (3).

В 1939 г. заключённых концлагеря освободила Красная армия, чей приход они встречали с ликованием. Лагерная охрана разбежалась. Закончились пытки, издевательства и унижения.  

Нельзя сказать, чтобы сегодня в Польше совсем не было публикаций на тему Берёзы Картузской. Однако нельзя также сказать, что в Польше принято тщательно изучать этот исторический эпизод и помнить о нём. Вовсе нет. 

А ведь вопросы остаются. Почему Катынский расстрел в Польше считают актом «геноцида», а убийства и расстрелы советских военнопленных в польских лагерях в 1920-х годах и православного люда в Берёзе Картузской  - нет? За колючую проволоку в межвоенной Польше можно было угодить просто за то, что ты - православный. В Берёзу Картузскую таким образом попал известный украинский православный богослов и историк Михаил Петрович Кобрин.

Кстати, среди расстрелянных в Катыни поляков было немалое число жандармов и тюремщиков (тех, кто занимался пытками заключённых в польских казематах), а также осадников - польских переселенцев, участников советско-польской войны 1919-1920 гг., которые на льготных условиях расселялись правительством Ю. Пилсудского на захваченных землях Западной Украины и Западной Белоруссии. Осадники, как господствующий в политическом и экономическом плане элемент, должны были полонизировать и окатоличить местное население. Только на западно-белорусских землях осело более 300 000 осадников, в чью собственность перешли тысячи гектаров захваченной белорусской земли.  

Почему памятники Сталину и Дзержинскому считаются поляками символами тирании, а памятники Пилсудскому, которыми заставлена вся Польша, к этой категории не относятся? 

Почему песни о сталинских соколах и ворошиловских стрелках клеймятся как акт советской пропаганды в песенном искусстве, а песня легионеров Пилсудского "My, pierwsza brygada" («Мы, первая бригада»), где есть строки «И с нами был наш дорогой Вождь!» (слово «вождь» - с  большой буквы), не только не считается символом польского экспансионизма, но превратилась в официальный гимн вооружённых сил Польши? 

Таких «почему» много. Только внятные ответы на них польская сторона, похоже, дать неспособна. 

____________________________

1) «BEREZA Kartuska - Polski Sanacyjny Obóz Koncentracyjny» (www. eioba.pl 30/08/2008).

2) Там же

3) Rafal Wiechecki «O przewrocie majowym, procesie brzeskim i Berezie Kartuskiej» (Myśl. рl №13, 2009).

http://www.fondsk.ru/news/2012/09/07/bereza-kartuzskaja-zabytaja-istorija-polskogo-konclagerja.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Александрович Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Александрович Гулевич
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22