Медицина библейских времен не была ни самостоятельной наукой, ни даже отдельной отраслью знаний. Она представляла собой одну из составных частей религии и философии древних израильтян. Понимая человека как единство двух неразрывных начал - телесного и духовного, древние люди видели причину болезни и смерти в нарушении этого единства.
Грех как нарушение установленных Богом законов был причиной нездоровья и путем к смерти. Выздоровление, исцеление от болезни указывало на очищение человека от скверны, знаком прощения его неправедных поступков. Здоровье души и тела - единственный способ существования человека, отрыв, разделение этих начал так томителен для человека, потому что обозначает его смерть.
Библейская медицина представляет собой свод установлений, правил и законов, которые применялись в повседневной жизни. Они включают в себя общие представления об источниках возникновения болезней - это человеческие слабости и попустительство своей грешной натуре. Это зависть, жадность, гнев, неумеренность в еде, невыполнение предписанных законов питания, гигиены и санитарии.
Главный же и единственный источник всех болезней назван в Книге Исход самим Господом: «Господь сказал ( Моисею): кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)?» Болезнь могла прийти и через главного врага человека: «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но даже в гневе, наказывая недостойного человека, его Создатель не оставляет его без помощи. Эта помощь содержится в четких правилах жизни, данных для сохранения здоровья и долголетия.
Исходным моментом сохранения здоровья Библия считает правильное питание человека. По первоначальному замыслу человеку в пищу предназначались только семена и древесные плоды. Употребление в пищу мяса было разрешено только после потопа: «Все движущее, что живет, будет вам в пищу, как зелень травную дам вам все». После этого разрешения среди животной пищи первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, голубей, горлиц.
«Текущая молоком и медом», древняя земля давала пропитание только трудолюбивым. Земледелие на каменистых и безводных землях, также как скотоводство в оазисах пустыни, под палящим солнцем и иссушающими ветрами, было под силу только здоровым людям. Исходным моментом для сохранения здоровья являлось правильное питание, наверное, поэтому Господь дал своему народу строгие законы о пище. Много веков верующие хранят этот порядок, и интересно, что современные направления диетологии и науки о здоровом образе жизни, зачастую, строятся на основных положениях, которые библейский человек знал с давних времен.
Известно, что в древних общинах употребляли намного меньше белков, особенно животных, чем в других странах, населенных народами белой расы. Большая часть животных, которые употреблялись в пищу другими народами, была для них запретной, разрешалось есть только тех животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. Свинина была под строгим запретом. Из рыб ели только тех, у которых имеются плавники и чешуя. Запрещалось есть многих птиц, особенно питающихся падалью.
Даже те животные, которых можно есть, шли в пищу не целиком: запрещалась кровь и наиболее жирные части, так что уменьшалось количество потребляемых жиров и протеинов. С какой целью были даны эти особые законы о пище, нигде не объяснялось.
В Ветхом завете также запрещено есть молочную пищу в течение шести часов после мясной. Поскольку это условие усложняло систему питания в древней семье, большинство питалось в будние дни исключительно молочными продуктами, хлебом и фруктами. В пищу не допускались гнилые и червивые фрукты, воду и любые другие жидкости не разрешалось оставлять на ночь в незакрытой посуде. Вода должна была храниться в сосудах, резервуарах и других емкостях, имеющих крышку. Древние учили, что «от переедания умирает больше людей, чем от голода».
Законы о пище неразрывно связаны с указаниями о гигиене питания и быта. Перед любой трапезой предполагалось омовение рук, в праздничные дни за столом строго соблюдался особый «этикет» омовения рук, молитвы. Пример соблюдения правил гигиены подавали священнослужители. В Книге Исход, где подробно описано устройство Храма и порядок богослужения, отдельная глава посвящена омовению священников. При входе в храм священник обязан омыть руки и ноги в специальном медном умывальнике: «пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть». И еще раз подчеркивалась важность этого правила: «И будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их».
Простые члены общины должны были соблюдать чистоту тела и одежды, если они заболевали, то священники следили за тем, чтобы они выходили из стана на время болезни, а возвращались только после совершения тщательных омовений.
Гигиена подразумевала не только определенные обязательства человека перед общиной, но и перед своей семьей. Святость семьи была одним из доминирующих догматов морали и этики древнего человека. Запрещалось вступать в брак с близкими родственниками. Ветхозаветный закон прямо настаивает на том, что муж и жена не должны прелюбодействовать, деля ложе только друг с другом. Создав мужчину и женщину, Господь называет их «одной плотью» и, давая впоследствии законы жизни, подчеркивает святость брачных уз.
В окружении народов, допускающих человеческие жертвоприношения, отвратительные магические обряды, половые контакты с животными, Господь строго указывает своему народу не допускать сексуальных извращений. Гибель Содома и Гоморры, погрязших в грехе была ужасна: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих». Не знали пощады и другие грехи - «Всякий скотоложник да будет предан смерти» - жестокий закон, который помогал израильтянам избегать половых инфекций.
Многие правила санитарии и гигиены были направлены на поддержание чистоты в пределах города, например, сокрытие экскрементов: «Место у тебя должно быть вне стана, куда тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка, и когда будешь садиться вне стана, выкопай яму и опять зарой ее». Поразительно то, что профилактика инфекционных заболеваний охватывала и такие вопросы, как стерилизация военных трофеев. После возвращения евреев, воевавших с мадианитянами, священник говорит воинам следующее: «Вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтобы оно очистилось, а кроме того и очистительною водой должно очистить, все же, что не проходит через огонь, проведите через воду, и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан».
Как правило, все установки, касающиеся медицины и гигиены ветхозаветный человек получал от священника. Будучи носителем божественных знаний он на земле осуществлял функции целителя, врача. В его ведении находилась диагностика заболеваний, назначение лечения, контроль его выполнения и вынесение заключения о выздоровлении больного. Наиболее подробно освящены в Ветхом Завете все правила, касающиеся лечения очень распространенных в то время кожных заболеваний.
Древние тексты скрупулезно описывают не только правила поведения больных, но и симптоматику, которую должен знать священник для установления диагноза: цвет, характер и глубину поражения кожи и другое. Понятие «проказа» включало не только кожные заболевания человека, но и различные виды грибков, поражающих не только ткани, но и камень. Одежду, зараженную «язвой» следовало по указанию священника сжечь. Это была строгая мера, т.к. члены общины, как правило, имели только одну смену одежды. Для бедняка нормой было иметь только то, что на нем надето. Зараженные грибком дома разрушались, а камни, из которых они были построены, выносились за пределы стана.
Можно предположить, что первые врачи у древних евреев существовали с ветхозаветных времен. Скорее всего, обрезание Исаака мог осуществить кто-то знакомый с врачебным искусством. Трудные роды, неоднократно описанные в Библии, явно проходили при помощи опытных акушерок.
В период своего пребывания в Египте Моисей изучал египетскую премудрость. Медицина в то время там находилась на достаточно высоком уровне. В отличие от израильтян, у которых существовал запрет на прикосновение к мертвому телу и тем более его вскрытие, египтяне, которые мумифицировали своих покойников, хорошо знали анатомию. Геродот говорит, что в Египте врач занимался лечением какой-нибудь одной болезни, поэтому страна не только «изобиловала» болезнями, но и врачами.
Каждое семейство должно было иметь по каждой болезни отдельного врача - глазного, ушного, зубного и пр. Поэтому не удивительно, что когда Иосифу понадобилось забальзамировать тело своего отца Иакова, он обратился к египетским врачам. В Ветхом Завете не случайно употребляется множественное число: «Иосиф повелел своим слугам врачам бальзамировать отца его».
Конечно, медицина древних израильтян была довольно примитивной и состояла главным образом в лечении наружных болезней. Раны очищали, обвязывали и смягчали елеем. Есть свидетельства того, что при переломах конечностей накладывались шины, но также известно, что количество людей, страдающих от последствий неправильного срастания костей, было очень велико.
Несколько позже наступает период понимания внутренних и даже душевных болезней. Самыми распространенными лечебными средствами в то время были бальзам Галаадский, елей, или деревянное масло, иногда в соединении с вином. К нарывам рекомендовалось прикладывать разные пластыри, чаще всего из плодов смоквы - инжира. К ранам и нарывам также прикладывали примочки из частей тела животных - сердце, печень и желчь рыб. Как мягчительное и очищающее средство использовался мед, который был очень популярен как продукт питания. Древние израильтяне уже знали целебные свойства минеральных источников, водой которых лечили некоторые заболевания.
Постепенно на смену представлению о том, что единственным целителем человека является священник приходит понимание значения врача. Не отметая мнение благочестивых евреев о том, что единственным целителем является Господь, Ветхий Завет постепенно формирует концепцию его земных помощников. Вначале ими считаются только священники как непосредственные знатоки и исполнители Божьих законов. По мере развития медицины возникает фигура врача как Божьего творения, исполнителя воли Бога, помощника страждущего:
«И дай место врачу, ибо и его создал Господь,
и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
В иное время и в их руках бывает успех.
Ибо и они молятся Господу,
Чтобы Он помог подать им больному
Облегчение и исцеление к продолжению жизни».
В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова целый раздел отведен разъяснению роли и значения врача, это настоящий гимн врачу и медицине. «Почитай врача честью по надобности в нем...Знание врача возвысит его голову...Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими...» Однако, и здесь подчеркивается несамостоятельность и бесплодность усилий врача, который не слышит голоса Бога.
На протяжении всей истории развития древнего Израиля самым главным принципом здоровья, который получил народ, было повеление возлюбить Бога своего всем сердцем и душей и довериться ему во всем. Здоровье, покой, долгая жизнь без болезней были обещаны тем, кто слышал голос Бога. «Служи Господу, Богу твоему, и Он благословит хлеб твой и воду твою, и отвратит от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей, число дней твоих будет полным».
Сменилось множество поколений, ушли в небытие страны и народы, которые их населяли, но желания людей остались такими же, как у наших древних предшественников - мы хотим долгой полноценной жизни без болезней и страданий. А если болезнь приходит, мы точно также как и те, кто жил до нас, ищем опоры и помощи. Прогресс в науке и в частности в медицине, продлил жизнь многим людям, помог человечеству избавиться от тяжелых недугов. Но медицина еще очень молода, чтобы заявить о своей победе над болезнями, ей предстоит открыть много неизвестного и по-новому осознать то, что знали предшествующие поколения.