Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

Проблемы церковной жизни 
0
531
Время на чтение 7 минут

Итак, после приговора Хамовнического суда по «делу пусек» настало время честно ответить на вопрос: могло ли такое богохульство в главном храме Русской Православной Церкви произойти всего лишь каких-нибудь пять лет назад ...? Ведь и пять, и десять лет назад были те же самые либерально-атеистические СМИ, ныне информационно поддерживающие «Бунт Влагалищ» как неотъемлемую составную часть белоленточного болотного протеста; были те же самые люди либерально-атеистической и нетрадиционной ориентации (только тогда они ещё себя не называли представителями «креативного класса»), не скрывавшие своих глубоких антипатий к Церкви и Православию, ныне подписавшие обращение от имени «деятелей культуры» в защиту арестованных кощунниц. Они и раньше не любили нашу Церковь, однако только сейчас вся информационная машина либеральных СМИ объявила настоящую войну Православию (см. например, Игорь Эйдман. «Раздавите гадину!». Эхо Москвы, 2 августа 2012 г.). Но авторитет Церкви Русской ещё несколько лет назад был настолько непререкаем, что проведение чего-то похабного и протестного на амвоне Храма Христа Спасителя было просто немыслимым. 

Так что же стало меняться за последние три года в отношении Церкви и общества? Что стало меняться в представлении простого обывателя в отношении Русской Православной Церкви? Простой человек видит, как Церковь в лице ее некоторых представителей не чурается роскоши, живет по законам мiра сего, все более срастается и дружит с этим мiром, несмотря на ясное предупреждение апостола: «Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Он видит сращивание церковных структур с бизнесом и чиновниками, тем более, что часто приобретаемые Церковью средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определённых элитарных церковных структур. Он видит, как представители Церкви участвуют в светских мероприятиях, различных теле-шоу, ездят на шикарных иномарках с сопутствующими приключениями на больших дорогах и т.п. Поэтому в глазах людей создается искаженный образ Русской Церкви как некоей вполне светской бизнес-элитной политической структуры, в силу чего с такой светской структурой вполне допустимы отношения, царящие в светском обществе, лишенном понятия сакрального. Раз сама Церковь так неудержимо рвется в пучины мiра, чтобы там играть какую-то роль по правилам этого мiра, то и получает рикошетом симметричный ответ, иногда со стороны самых неожиданных и экстравагантных представителей мiра сего в разноцветных балаклавах, видящих в Церкви только лишь равного себе политического соперника или бизнес-партнера. Беда в том, что сакральность Церкви рушится порой самими ее представителями.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: а не виноваты ли в проявляющемся росте антиклерикальных настроений в нашем обществе, в частности - осквернении православных храмов - и сами инициаторы новой церковной политики тотальной «миссионеризации всей страны»? Может стоит наконец найти причины своих ошибок и мужественно признать их?

Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви. В результате такой концепции миссии мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются многие верующие, идет мощный отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Авторитет священноначалия стремительно падает, многие разочаровываются в самой Церкви, и как результат - социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений...

Об этом пишет православный публицист Владимир Семенко: «Последние годы ... прошли под знаком либерально-модернистских церковных реформ. Нам много рассказали об "открытости", о "новой миссии" (в частности, через субкультуры), о "православии с человеческим лицом", о том, что, отказавшись от "фанатизма" и убрав прочь "ревнителей" мы (то есть Церковь) станем привлекательны для мiра, и "народ к нам потянется"...

Все эти излюбленные действия церковных либералов (понижение аскетических требований, ослабление евхаристической дисциплины, терпимость к свободе нравов и стяжательству среди духовенства и т.д. и т.п.) никого и никогда еще до добра не доводили, и "новая миссия" может привести и непременно приведет не к воцерковлению мiра, но к обмiрщению самой Церкви, как это уже и случилось у католиков...

И вот - в акции  "Pussy Riot" Господь подставил им зеркало: вы хотели быть ближе к мiру, вы хотели "нового христианства", "терпимости и открытости", многообразия культурных форм? Вы не хотели "фанатизма" ревнителей, но хотели миссии через субкультуры? Вы противопоставляли традиционному церковному народу, всем этим замшелым консерваторам, которых в Церкви пока еще большинство, передовую и "продвинутую", динамичную "церковь будущего"? Вы ожесточенно травили каждого, кто смел вам наперекор что-то там бубнить о Традиции и святых канонах? Ну что ж, получите! (Как там у Пелевина? "Ты зачем это сделал? - Хотел ощутить полноту жизни... - Ну, ощути...") Вы хотели поиграть с субкультурами и даже принимали специальные документы, кардинально перестраивая обучение будущих пастырей? Что ж, теперь субкультуры сами пришли к вам!

Если бы "пусек" не было, их следовало бы выдумать, дабы вразумить зарвавшихся церковных реформаторов! Акция (виноват, "перфоманс") "Pussy Riot" - это материализовавшийся вирус церковного модернизма, отравляющий церковный организм изнутри, и глубоко не случайно то, что идеологи реформ во главе с бродячим протодиаконом Кураевым столь активно бросились на защиту мусорных девок» (http://amin.su/content/analitika/9/102/).

Те же мысли развивает и иеромонах Арефа (Гарбузов): «Ветер "миссионерского диалога", "разговора с мiром на его языке" дует уже давно. Сегодня уже мало кого удивишь проповедью священника на рок-концерте. Уже было и "миссионерское байк-шоу", уже была и выставка "актуального искусства" в притворе храма, и открытие "арт-клуба" в стенах Московской духовной академии. Существовала, к счастью недолго, и "миссионерская" рок-группа "Экзорцист", в которой на посту солиста последовательно сменили друг друга православный иеромонах-"экзорцист" и небезызвестный... Никита Джигурда.

"Диалог" - все чаще слышим мы это слово. Но диалог предполагает равноправие. Обмен мнениями. Так что если всерьез говорить о диалоге с субкультурами, не будем удивляться симметричным жестам с их стороны.

Священники идут на рок-концерты? Панки и "актуальщики" нанесли ответный визит и "отожгли" на амвоне! Неформалы нас неправильно поняли? А может, это мы плохо проработали концепцию "диалога"? Поторопились записать всю рок-культуру в "поиск истины" и "жизнь не по лжи"? Поторопились подружиться с "актуальным искусством" - как культурным феноменом? Недооценили "недокументированные возможности" байк-шоу?

Проповедь о Христе необходима, отрицать это невозможно. Пожалуй, она нужна сегодня как никогда. И она не имеет ограничений по какому-либо формальному признаку. У Христа нет пасынков. Но мы не должны недооценивать масштабы пропасти между Святой Христовой Церковью и "мiром, лежащим во зле". Механическая попытка "навести мосты" между Церковью и мiром обречена на фиаско. Она является системной ошибкой, потому что миссия - это не диалог в собственном смысле. И равноправия не предполагает, если говорить по самому большому счету. Тем более, когда речь идет о субкультурах, выросших при отравленных грехом источниках. Миссия по своей природе - это монолог, благая весть о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, о "Свете, в котором нет никакой тьмы".

Задача миссии - просветить людей "Светом Тихим", а не подделаться под их вкусы. На практике же нередко происходит обратное. И тогда миссия, которая задумывалась "для внешних", оборачивается серьезным искушением для "внутренних". Особенно для церковной молодежи, которая с удовольствием следует риторике наших миссионеров о том, что "чистому все чисто". Да, апостол Павел "для всех был всем, чтобы спасти некоторых". Но он никогда не потакал грехам своей паствы и не льнул к языческим сборищам.

Если же мы произносим слово "диалог" лишь из педагогических соображений, чтобы не оттолкнуть тех, кто не готов к "твердой пище", то не будем удивляться, если наша "маленькая хитрость" будет раскрыта. И в ответ на нее мы получим то, что получили в Храме Христа Спасителя.

Мир стремительно секуляризуется, при этом деградируя нравственно. Он постепенно теряет способностьвоспринимать Церковь как сакральное сообщество, водимое Богом, и все более рассматривает ее как организацию, осуществляющую "эффективный менеджмент". В том числе и в вопросах миссии, в которой видит лишь банальную вербовку новых адептов. И если по отношению к Святой Христовой Церкви неформалы еще были бы готовы проявлять пиетет, то по отношению к "организации" они его испытывать явно не собираются. Хотя в гости заходят.

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви, но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая "безбожная пятилетка". И в этой связи стоит подумать о пересмотре некоторых миссионерских подходов, которые при всей своей новизне уже перестают быть эффективными».

 

В заключение скажем, что привлекать неверующих в Церковь обязательно надо, но не такими методами, которые используют нынешние апологеты «новейшего миссионерства» - проповедники обмiрщения Церкви и подстраивания православия любыми способами под стихии мiра сего, ибо методы эти способны навсегда оттолкнуть от Церкви наших сограждан.

Беда наших «миссионеров» именно в том, что они в своей гордыне забывают или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни. И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). 

Напомним слова о. Серафима (Роуза): «Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении "миссионерского отдела"».   



Как поддержать сайт «Благодатный Огонь»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

Я сам противник либеральных тенденций в церковной жизни, вижу ошибки многих миссионеров. особенно тех кто напрямую заигрывает с обществом, тем не менее сворачивать полностью миссионерскую деятельность читаю не верным. Нужен, на мой взгляд. более жесткий и принципиальный подход, то есть не за количество нужно бороться, а единственное за- качество. При этом я бы не сказал, что имеет место рост антиклерикальных отношений. Просто активировалась "сопрофитная флора" как говорят в таких случаях врачи. Иного и ждать не приходилось, зато мы имеем представление о том кем она представлена, ее численность и влияние. Как говориться, это тоже результат.

5. Re: Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

Настоящих миссионеров я видел не более трех человек за всю свою жизнь. А вот лжемиссионеров полно - куда ни плюнь, в миссионера попадешь. Толку от них никакого нет, кпд их "миссии" - 0. Они только дискредитируют Церковь и больше ничего. Вопрос о миссии должен быть однозначно пересмотрен.
М.Яблоков / 27.08.2012, 08:10

4. Кто виноват ...

Хорошая статья. Спасибо. Вот только, боюсь, уже поздно. Как можно повернуть назад и свернуть "миссионерскую деятельность"? Не случайно ведь год назад и журнал Благодатный огонь не получил грифа синодального отдела и т.п. т. д. ... Мало кто сейчас хочет заниматься самим собой, своими грехами, своей душой, а не "совершенствовать и наставлять на путь истинный" других ...
Митрич / 27.08.2012, 06:36

3. Дружба с миром это католицизм,католицизм это вражда против Бога.

Всё просто,нас окатоличивают и я лично знаю кто главные враги и причины бед Нашей Святой Православной Церкви. Я думаю знают многие ,да глас их глушат модераторы всех мастей. Сила сейчас у вас,да Правды нет! Мы малое стадо С НАМИ БОГ.
боец / 27.08.2012, 06:35

2. Не одна ли рука?

А мне давно интересно - почему кощунство пусек обеспечило внутрицерковный резонанс, а выcтупление Гребенщикова в МДПиА - подавались вроде бы как чуть ли не мёд?
Пестерев Егорий / 27.08.2012, 05:15

1. Re: Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

Я не вполне согласен с авторами статьи, то есть, есть много отдельных верных высказываний, но общий срез проведен, на мой взгляд, не правильно. Pussy Riot- не месть за либерализм в церковной жизни, а как раз наоборот. Месть за ее принципиальность и верность традиции. Собственно, в статье утверждается то, чего и хотели добиться своим действием Pussy Riot- " Попы,не лезьте в жизнь своей страны." Но это утверждение не верно. Не возможно быть Православным и быть безучастным в миру. Так, что конфликт не куда не девался, он был и будет пока мы наблюдаем несправедливость.Церковь имеет право на позицию, хотя бы потому, что у нее есть чада. И их жизнь ей не безразлична. Отношения к Римским императорам со стороны Православных тоже было различным и понятно почему. Так, что , на мой взгляд авторы не правы. Явление либерализма в церкви- это отдельное явление, а действие Pussy Riot- месть скорее за церковный патриотизм.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каверин
Все статьи Николай Каверин
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26