В самом конце августа, по завершении Успенского поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. День празднования - 29 (16) августа.
Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская. Список из Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря. Примерно 1904 год
В нашей истории есть немало примеров чудесной помощи Царицы Небесной земному русскому воинству. Казалось бы, в отчаянной ситуации, при многократном превосходстве сил противника Свое заступничество являла Пресвятая Богородица по особой усердной всеобщей молитве к Ней. Чудотворные образы - Тихвинская, Казанская, Донская, Владимирская, Касперовская и многие другие - тому свидетельство. Но есть пример того, как отвергнувшие Небесную Помощь армия и государство были погружены в пучину войн и нестроений, погубивших и ту армию, и то государство. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы», или Порт-Артурская - именно такой образ Царицы Неба и земли. Однако расскажем о нем по порядку.
В 1903 году в Бессарабии - это территория соприкосновения нынешних Украины и Молдавии - жил отставной матрос, участник Крымской войны и обороны Севастополя. Русско-Японская война тогда еще не началась, но старый воин усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре и был услышан. Пресвятая Богородица явилась ему в сонном видении и повелела написать Свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в этот город. Матрос отнесся к этому видению с духовным трезвением. Он отправился в Киево-Печерскую лавру к старцам, жившим в Дальних Пещерах, для того, чтобы они по своему опыту и молитве рассмотрели, от Бога ли было то явление. Обратим внимание на такой факт: матрос прибыл в Киев 11 декабря 1903 года - ровно за два месяца до начала Русско-Японской войны. Старцы усердно молились, опасаясь диавольского искушения, и только когда японцы неожиданно напали на Порт-Артур, последние сомнения развеялись, истина Божиего откровения простому матросу стала очевидной. Начался сбор пожертвований, причем больше пяти копеек не принимали, но сумма все равно оказалась значительной - десять тысяч богомольцев стали благотворителями. Однако известный мастер-иконописец Павел Федорович Штронда денег ни за работу, ни за материалы не взял.
Образ Пречистой Богородицы был написан точно по видению матроса. На небесно-голубом фоне Порт-Артурского залива на скрещенных и сломанных самурайских мечах стояла Пресвятая Дева в синем хитоне и коричневом верхнем одеянии. В руках Она держала Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. По правую и левую стороны - изображения Архистратигов Божиих архангела Михаила и архангела Гавриила. Над Богородицей располагался царский венец, который держали ангелы, а еще выше, на облаках, - Господь Саваоф. Венчает образ надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 16, 10). По периметру иконы эмалированной вязью была выгравирована надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Размер образа составлял, по сохранившимся некоторым данным, около 124 см в высоту и около 77 см в ширину. Внимательный читатель, наверное, заметил, что автор все данные по этой чудной иконе приводит в прошедшем времени. К великому сожалению, оригинал Порт-Артурского образа Богородицы утрачен, сохранилось его единственное черно-белое фото, сделанное самим иконописцем П.Ф. Штрондой в Киеве, и описание в журнале «Русский паломник» №21 за 1904 год.
Таким был Порт-Артурский образ Пресвятой Богородицы. Единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала
В феврале 1904 года началась Русско-Японская война. Но только в августе по железной дороге икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена на Дальний Восток. После гибели командующего Тихоокеанской эскадры вице-адмирала С.О. Макарова в Порт-Артуре в 1904 г. его преемником стал вице-адмирал Н.И. Скрыдлов. Причем императрица Мария Федоровна отправила личное поручение Н.И. Скрыдлову непременно доставить икону к месту боевых действий, т.е. в Порт-Артур. Однако вице-адмирал оставил ее в городском соборе Владивостока. Он просто не успел прибыть в осажденный Порт-Артур и осуществлял руководство боевыми действиями эскадры из Владивостока, да и свободного корабля для доставки образа Пречистой в осажденный город не оказалось...
Было предпринято несколько неудачных попыток доставить икону по морю и по суше. Наконец, за дело взялся отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Николай Николаевич Федоров. Он из газет узнал о неудачных попытках доставить икону в Порт-Артур и испросил благословения на этот подвиг у своего духовника - святого праведного Иоанна Кронштадского. Однако к месту назначения и на этот раз образ так и не попал, а остался в ставке главнокомандующего генерала А.Н. Куропаткина в Манчжурии. К этому времени Порт-Артур был уже сдан, Россия потерпела поражение. Сохранилось письмо святого праведного Иоанна Кронштадского: «Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».
Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы тем не менее была возвращена в кафедральный собор Владивостока. Молитвы перед этим чудотворным образом спасли практически незащищенный город от японцев. Есть данные, согласно которым благодаря Крестному ходу вокруг города с этой иконой революционные бесчинства октября 1905 года по милости Божией удалось обуздать.
Таким был кафедральный собор Владивостока
Что стало с образом далее, неизвестно. Все известные ныне - а их несколько - иконы с таким названием являются чудотворными списками с утраченного оригинала. Однако от этого они не стали менее почитаемыми.
Ее с любовью называют Вратарницей Дальневосточной, ибо хранит этот образ российский Дальний Восток. Вновь обретен один из списков иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская во Владивостоке в 1998 году. Надпись «Да будет едино стадо и един пастырь» особенно актуальна здесь, на самой дальней восточной границе нашего Отечества.
Интересна история Обретения этой иконы. Группа паломников обнаружила ее в антикварном магазине Иерусалима 17 февраля 1998 года. Заняв необходимые деньги в русском Горненском монастыре, богомольцы выкупили Дальневосточную святыню. И 6 мая она вернулась во Владивосток. Встречать образ своей Небесной Заступницы Крестным ходом вышел весь город.
Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская. После реставрации находится в распоряжении Приморской и Уссурийской епархии, в храме Порт-Артурской иконы во Владивостоке
История иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» тесно связала оба конца Бывшей Российской империи: Юго-Запад - это Украина и Дальний Восток. Также тесно переплетаются события Русско-Турецкой и Русско-Японской войн. Как известно, в войну 1853-1856 годов ужасающим равнодушием и невежеством к Вере Православной и ее святыням была отвернута помощь Божия, и Россия, потерпев поражение, была вынуждена заключить тяжкий для нее мир. История повторилась в годы Русско-Японской войны. По свидетельству православных историков, непослушание повелению Царицы Небесной имело роковые последствия не только на все ХХ столетие, его отголоски захватывают и наше время. Сегодня общеизвестно, что причиной тех событий стал духовный кризис всего русского общества. Например, у либеральной интеллигенции и студенчества считалось хорошим тоном направлять поздравительные телеграммы японскому императору в дни поражения русской армии. Впоследствии революционный вихрь уничтожил их самих. А череда политических потрясений лихорадила наше Отечество еще долгие годы. К слову, мирный договор между Россией и Японией по итогам Второй мировой войны до сих пор так и не подписан...
На литургии
В статье использованы материалы Н. Павлова.