Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская

0
189
Время на чтение 6 минут

В самом конце августа, по завершении Успенского поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. День празднования - 29 (16) августа.

 

 

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская. Список из Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря. Примерно 1904 год

В нашей истории есть немало примеров чудесной помощи Царицы Небесной земному русскому воинству. Казалось бы, в отчаянной ситуации, при многократном превосходстве сил противника Свое заступничество являла Пресвятая Богородица по особой усердной всеобщей молитве к Ней. Чудотворные образы - Тихвинская, Казанская, Донская, Владимирская, Касперовская и многие другие - тому свидетельство. Но есть пример того, как отвергнувшие Небесную Помощь армия и государство были погружены в пучину войн и нестроений, погубивших и ту армию, и то государство. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы», или Порт-Артурская - именно такой образ Царицы Неба и земли. Однако расскажем о нем по порядку.

В 1903 году в Бессарабии - это территория соприкосновения нынешних Украины и Молдавии - жил отставной матрос, участник Крымской войны и обороны Севастополя. Русско-Японская война тогда еще не началась, но старый воин усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре и был услышан. Пресвятая Богородица явилась ему в сонном видении и повелела написать Свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в этот город. Матрос отнесся к этому видению с духовным трезвением. Он отправился в Киево-Печерскую лавру к старцам, жившим в Дальних Пещерах, для того, чтобы они по своему опыту и молитве рассмотрели, от Бога ли было то явление. Обратим внимание на такой факт: матрос прибыл в Киев 11 декабря 1903 года - ровно за два месяца до начала Русско-Японской войны. Старцы усердно молились, опасаясь диавольского искушения, и только когда японцы неожиданно напали на Порт-Артур, последние сомнения развеялись, истина Божиего откровения простому матросу стала очевидной. Начался сбор пожертвований, причем больше пяти копеек не принимали, но сумма все равно оказалась значительной - десять тысяч богомольцев стали благотворителями. Однако известный мастер-иконописец Павел Федорович Штронда денег ни за работу, ни за материалы не взял.

Образ Пречистой Богородицы был написан точно по видению матроса. На небесно-голубом фоне Порт-Артурского залива на скрещенных и сломанных самурайских мечах стояла Пресвятая Дева в синем хитоне и коричневом верхнем одеянии. В руках Она держала Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. По правую и левую стороны - изображения Архистратигов Божиих архангела Михаила и архангела Гавриила. Над Богородицей располагался царский венец, который держали ангелы, а еще выше, на облаках, - Господь Саваоф. Венчает образ надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 16, 10). По периметру иконы эмалированной вязью была выгравирована надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Размер образа составлял, по сохранившимся некоторым данным, около 124 см в высоту и около 77 см в ширину. Внимательный читатель, наверное, заметил, что автор все данные по этой чудной иконе приводит в прошедшем времени. К великому сожалению, оригинал Порт-Артурского образа Богородицы утрачен, сохранилось его единственное черно-белое фото, сделанное самим иконописцем П.Ф. Штрондой в Киеве, и описание в журнале «Русский паломник» №21 за 1904 год.

 

 

Таким был Порт-Артурский образ Пресвятой Богородицы. Единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала

В феврале 1904 года началась Русско-Японская война. Но только в августе по железной дороге икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена на Дальний Восток. После гибели командующего Тихоокеанской эскадры вице-адмирала С.О. Макарова в Порт-Артуре в 1904 г. его преемником стал вице-адмирал Н.И. Скрыдлов. Причем императрица Мария Федоровна отправила личное поручение Н.И. Скрыдлову непременно доставить икону к месту боевых действий, т.е. в Порт-Артур. Однако вице-адмирал оставил ее в городском соборе Владивостока. Он просто не успел прибыть в осажденный Порт-Артур и осуществлял руководство боевыми действиями эскадры из Владивостока, да и свободного корабля для доставки образа Пречистой в осажденный город не оказалось...

Было предпринято несколько неудачных попыток доставить икону по морю и по суше. Наконец, за дело взялся отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Николай Николаевич Федоров. Он из газет узнал о неудачных попытках доставить икону в Порт-Артур и испросил благословения на этот подвиг у своего духовника - святого праведного Иоанна Кронштадского. Однако к месту назначения и на этот раз образ так и не попал, а остался в ставке главнокомандующего генерала А.Н. Куропаткина в Манчжурии. К этому времени Порт-Артур был уже сдан, Россия потерпела поражение. Сохранилось письмо святого праведного Иоанна Кронштадского: «Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы тем не менее была возвращена в кафедральный собор Владивостока. Молитвы перед этим чудотворным образом спасли практически незащищенный город от японцев. Есть данные, согласно которым благодаря Крестному ходу вокруг города с этой иконой революционные бесчинства октября 1905 года по милости Божией удалось обуздать.

Таким был кафедральный собор Владивостока

Что стало с образом далее, неизвестно. Все известные ныне - а их несколько - иконы с таким названием являются чудотворными списками с утраченного оригинала. Однако от этого они не стали менее почитаемыми.

Ее с любовью называют Вратарницей Дальневосточной, ибо хранит этот образ российский Дальний Восток. Вновь обретен один из списков иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская во Владивостоке в 1998 году. Надпись «Да будет едино стадо и един пастырь» особенно актуальна здесь, на самой дальней восточной границе нашего Отечества.

Интересна история Обретения этой иконы. Группа паломников обнаружила ее в антикварном магазине Иерусалима 17 февраля 1998 года. Заняв необходимые деньги в русском Горненском монастыре, богомольцы выкупили Дальневосточную святыню. И 6 мая она вернулась во Владивосток. Встречать образ своей Небесной Заступницы Крестным ходом вышел весь город.

Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская. После реставрации находится в распоряжении Приморской и Уссурийской епархии, в храме Порт-Артурской иконы во Владивостоке

История иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» тесно связала оба конца Бывшей Российской империи: Юго-Запад - это Украина и Дальний Восток. Также тесно переплетаются события Русско-Турецкой и Русско-Японской войн. Как известно, в войну 1853-1856 годов ужасающим равнодушием и невежеством к Вере Православной и ее святыням была отвернута помощь Божия, и Россия, потерпев поражение, была вынуждена заключить тяжкий для нее мир. История повторилась в годы Русско-Японской войны. По свидетельству православных историков, непослушание повелению Царицы Небесной имело роковые последствия не только на все ХХ столетие, его отголоски захватывают и наше время. Сегодня общеизвестно, что причиной тех событий стал духовный кризис всего русского общества. Например, у либеральной интеллигенции и студенчества считалось хорошим тоном направлять поздравительные телеграммы японскому императору в дни поражения русской армии. Впоследствии революционный вихрь уничтожил их самих. А череда политических потрясений лихорадила наше Отечество еще долгие годы. К слову, мирный договор между Россией и Японией по итогам Второй мировой войны до сих пор так и не подписан...

На литургии

В статье использованы материалы Н. Павлова.

http://odnarodyna.com.ua/node/9972

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26