Лет 10 назад во время одной из наших встреч настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни (Румболова Гора) о.Игорь Скопец (†7
ноября 2009) сказал: «В наше время Церковь, к сожалению, наполнена
новоначальными, поэтому мы должны больше учиться у тех, кто нам веру
преподал, - у святых. Есть также, слава Богу, и чудные наставники среди
священства нашей епархии - о.Иоанн Миронов, о.Павел Красноцветов, о.Михаил Сечейко, о.Иоанн Варламов,
которому я многим обязан. Мало их, это правда, но они есть, и мы
должны у них учиться. И передавать этот духовный опыт другим - тем, кто
идёт за нами». Уже нет с нами о.Игоря. Три года как почил в Бозе
настоятель Свято-Троицкого храма во Всеволожске о.Иоанн Варламов
(†19 августа 2008), но его любовь и мудрые поучения помогают верующим
жить и укрепляться в вере. Сегодня мы публикуем ответы о.Иоанна на
вопросы, которые не вошли в прежние публикации.
- В Евангелии сказано: «Много званых, но мало избранных»
(Лк. 14.24). Как это понимать? Если позвали, значит, избрали... Ведь мы
не зовём к себе домой всех подряд - только тех, кого любим.
- Мы - да, потому что мы - люди и рассуждаем по-людски. У Господа
Свои мерки. Избранные - это православные, а званые - все остальные.
Миллиарды людей званы, потому что Господь всех спасти хочет, никому не
хочет погибели. Но при этом, вдумайтесь(!), неблагоразумного разбойника
на кресте Христос не вразумлял, не учил, не увещевал, мол, что же ты
делаешь? смотри, сейчас в ад попадёшь! Спаситель
терпел крестные страдания ради таких, как этот разбойник, ради всех нас,
и молился Отцу Небесному, чтобы исполнилась воля Его. Это пример нам,
грешным, как молиться за врагов своих. Святые могли это делать. Так,
например, сщмч.Вениамин благословил своих расcтрельщиков. Или другие
страдальцы веры, что уподоблялись Господу, спасая мучителей своих
кротостью и любовью своей от озлобления - таковы были новомученики, в
земле Российской просиявшие. Нам известны случаи, когда гонители после
этого становились верующими. А мы... как говорил ап.Павел: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый...» (1
Кор. 4.13). Господь призвал нас последними, собрал воедино, чтобы мы
делом занимались, пока мiр ещё стоит. Так можем ли мы предать веру
Создателя в человека?!
- Батюшка, а вы верите в возрождение России? Многие старцы об этом пророчествовали.
- Многие святые пророчествовали о чудном возрождении Дома Богородицы -
России. Но нам не о возрождении, а скорее об укреплении надобно
говорить. Ибо возрождают то, что умерло, а Святая Русь не умирала.
Целый сонм святых новомучеников и исповедников явила миру Россия в XX
веке. Тысячи священников наших были умучены в тюрьмах и лагерях, но они
не отреклись от Христа! Так что, слава Богу, Россия жива, нам бы
только не загубить её. Да, истинно верующих православных ныне мало, но Русь жива не человеческими усилиями, а Божией помощью и милостью.
А всего в мире святых, и не только русских, - миллионы! Имена многих
мы даже не знаем, но они предстательствуют на Небесах, молятся за весь
род человеческий, а особенно за Россию и русский народ. Потому что
только наша Русская Православная Церковь в состоянии объединить не
только Россию, но православных и дальнего и ближнего зарубежья. Во
многих странах уже действуют наши православные приходы. Наша Церковь -
вселенская.
Порою батюшка метко характеризовал какое-нибудь явление, давал оценку. Вот несколько размышлений-поучений о.Иоанна:
†Люди, что сосуды. Бывают сосуды хрустальные, в
которые наливают дорогое вино раз в году. Но можно ведь и в простую
бутылку из-под водки налить святую воду. Каждый для себя должен решить,
каким сосудом и с каким содержанием желает быть, насколько хочет быть
полезным людям, угодным Господу.
†Надо постоянно трудиться. Ну представьте себе
монаха, который говорит своему игумену: «Я сегодня решил отдохнуть,
что-то мне не хочется молиться, не хочется ничего делать». Возможно
такое? - Нет! А мы постоянно делаем себе поблажки, жалеем себя.
†Какие нынче храмы и монастыри на родной земле
возрождаются, строятся - благолепия чудного! А крепости в вере нет. Во
времена же первых христиан храмов как таковых не было вовсе - молились,
собираясь где-нибудь вместе: дома, чаще в пещерах, катакомбах. В годы
советской богоборческой власти, когда в храмы и ногой ступить нельзя
было, люди молились в поле, в лесу, где куполом служила синь небесная,
стенами - деревья. Но какая молитва лилась - горячая, от всего
изболевшегося сердца. Там всё славило Творца вселенной - птички, трава,
всякая тварь Божия.
†Надо стараться быть всегда такими, как на Литургии, - гореть сердцем, возноситься умом на Небеса, а не думать лишь о земном.
†Самая чистая вера от сердца идёт. Верую - и всё. А
если мы пытаемся укрепить веру свою опытами химическими над Плащаницею
Спасителя, над святою водой... Грош цена вере такой. От ума веры не
бывает - это уже физиология, грязная, страшная.
†Нам надо Господа нашего славословить, а не суесловить. Ибо славо-словие - свет небесный, а суе-словие - тьма кромешная.
†Мы всё думаем о земных благах, всё ищем, где слаще
кормят, больше платят. А зачем? У гроба карманов нет. Что я смогу
унести в жизнь вечную, когда придёт время? Дела благие, коли найдутся,
молитвы сердечные да слёзы покаянные. Господь сказал нам, чтобы мы
искали прежде всего Царствия Небесного, всё остальное приложится. Сам
Христос был нищий, Ему даже голову преклонить негде было и питался Он,
как самый последний бедняк - рыбой, которую ловили и тут же на берегу
варили, да хлебом... Даже когда попросили пожертвовать дидрахму, у Него и
Его учеников не нашлось денег. У Самого Господа Бога нашего не было
ничего! Задумайтесь над этим! И подражайте этому своим нестяжанием.
Записала Ирина РУБЦОВА