Интересно ли вам в Церкви?

0
142
Время на чтение 6 минут

Кто-то воспримет этот вопрос как непозволительно легкомысленный («В театр, что ли, пришли?!»), кто-то даже как кощунственный. Но я совершенно уверена, что он имеет право прозвучать и нуждается в ответе.

В определенном смысле человек есть то, что ему интересно. То, что он хочет знать, узнавать. Узнавать именно как свое. Потребное разуму и душе. Необходимое для жизни. Человек интересуется - значит, он живет. Другой вопрос - как живет. Соответственно - чем интересуется. Уровень интересов есть показатель уровня духовной жизни.

Мне хотелось бы адресовать этот текст не тем, конечно, кому интересен только результат футбольного матча или только глянцевый женский журнал, а тем, кто, как мне кажется, недооценивает самих этих понятий - «интерес», «интересно» - или боится применить их к церковной жизни. Или - кто считает, что в Церкви интересно быть не может по определению.

Отсутствие или противление?

От многих неплохо образованных и развитых людей можно услышать, что служба в Православной Церкви «ужасно нудная, скучная, утомительная» и тому подобные речи. Здесь огорчает не столько незнание, неосведомленность, сколько - во многих случаях - упрямое нежелание узнать. Разобраться, что и почему происходит, читается, поется в православном храме, открыть для себя, наконец, этот океан смысла. Раньше я совала этим своим знакомым книги, журналы, диски, уговаривала «просто как обычную книжку» прочитать молитвослов, Псалтирь, пыталась сама что-то объяснять. Теперь понимаю: если бы они хотели, они бы без меня все это нашли и прочли. Они не глупей меня, в конце концов. Но этот замкнутый круг: «Неинтересно, потому что не интересовался; не интересовался, потому что неинтересно», остается для меня труднообъяснимым. Мне представляется, что здоровый, неглупый и сколько-нибудь ответственный человек просто не может равнодушно пройти мимо такого явления, как Православие, Церковь, богослужение,- пройти и не заинтересоваться этим, и не узнать в этом, как сказано выше, свое. Я предполагаю, что отсутствие интереса в данном случае - не просто отсутствие, это некое активно и неслучайно действующее в человеке сопротивление. Это, может быть, сцепка гордости и уныния: собственным унынием человек гордится как чем-то исключительным и не хочет, чтоб «какое-то там Православие» вывело его из болота на твердую дорогу. Или что-то другое - отчаяние, сломленность, неверие в то, что выход вообще может быть, страх разочароваться, наконец... Это что угодно, только не просто отсутствие интереса, то есть потребности.

Труд без радости

Однако вот парадокс, отсутствие живого интереса к церковной жизни можно наблюдать не только у людей внешних, но и у некоторых постоянных прихожан. Есть такие верующие - им свойственна чрезвычайная старательность без всякой радости. Они выстаивают службу, вычитывают (как почему-то принято у них выражаться) огромное правило, выдерживают пост. Но - тот же, по сути, замкнутый круг! - на самом деле мало интересуются смыслом собственных действий, вследствие чего им неинтересно всё это делать. Собственно, они и не ждут такого, им и в голову не приходит, что церковная жизнь - это невероятно интересно для человека. Они делают то, что положено, что велено, и боятся сделать то, что нельзя. Они терпят и ждут, надеясь заслужить некоторую помощь в этой жизни и спасение - в той. Но совершенно не считают при этом, что уже счастливы, что не потом когда-то, а уже сейчас радоваться должны.

Этих людей очень жаль. Причина их зажатости зачастую - в несчастном, ущербном детстве. Никто не пробудил в них вовремя интереса к миру, к людям, книгам, природе; не научил познавать, открывать, любить. Отношение к ним взрослых строилось на требовании: они должны были хорошо учиться, за каждую неудачу в учебе их ругали, наказывали, а сделать так, чтобы учиться им стало интересно, чтобы им это понравилось,- никто и не пытался. Их загнали в тяжелый комплекс, а потом они этот комплекс принесли в Церковь. Хорошо, если встретится такому человеку настоящий, радостный пастырь, который поможет ему, наконец, заинтересоваться той верой, требованиям которой этот бедный прихожанин (скорее, впрочем, прихожанка) изо всех сил старается соответствовать.

Мы уже видим неразрывную связь понятий интереса и радости. Когда человеку интересно, ему всегда радостно, у него глаза горят, как принято говорить; он активен, энергичен, он сильнее своих несчастий, своей боли. А где человеку радостно, там ему и интересно - буквально всё. И что-то новое хочется узнавать неутолимо. И сам он становится интересным человеком. Нет более интересных людей, чем такие верующие, и нет большего счастья, чем иметь таких друзей,- рядом с ними никогда не падешь духом.

Удод и кольца Сатурна

Конечно, понятие интереса связано и с понятием любви. Мы любим то, что нам интересно, и тех, кто нам интересен; а кто же нам интересен? Тот, кто нами любим.

Но ведь мы не только людей любим, мы любим тварный мир: природу, животных, растения, плоды человеческого творчества, родную землю, наконец. И здесь я немножко повторюсь: тот, в ком с детства пробудили ко всему этому интерес, кто знает, что в мире есть чем увлечься, тот с наибольшей вероятностью полюбит Церковь. Недавно я разговаривала с одним иеро­монахом, приходу которого в вере способствовало - по его словам - подростковое увлечение астрономией: «Будет возможность, покажу вам в телескоп кольца Сатурна, и вам сразу станет это понятно»,- сказал он. Но мне и так уже было понятно - как человеку, с детства увлеченному орнитологией. Можно ли видеть журавля, удода, славку, сову и не обратиться к Тому, Кто мог создать такое чудо? Однако здесь дело не только в восхищении (в изначальном значении этого слова - тварь восхищает нас ко Творцу). Здесь дело еще и в навыке следопыта, исследователя: не удовлетворяться беглым внешним впечатлением (вон звездочка мерцает, вон птица какая-то мелькнула), но остановиться, всмотреться, увидеть и как можно больше узнать.

Кстати, здесь нужно сказать и о привычке читать книги. «Очень трудно помочь прихожанину, который последнюю в своей жизни книгу прочитал тридцать лет назад, а было ему тогда тринадцать, а книжка была не то про пиратов, не то про партизан,- сказал мне как-то другой священник,- ясно, что и этому человеку я обязан помочь, но как?..»

Радость по труду

Не стоит, конечно, искать в Церкви такой же «интересности», занимательности, какую ищут в детективном романе, в остросюжетном фильме, в научно-популярной передаче, наконец, про зверей она будь или про звезды. Интересно и вместе с тем радостно в Церкви будет лишь тому, кто решится на духовный труд и не отступится от него. А поначалу многое не покажется интересным, а покажется, напротив - тяжелым, неперевариваемым, чужим. Такими мне казались когда-то Павловы послания. Несколько раз я брала на себя труд перечитать их все, от того, что к Римлянам, до того, что к Евреям; что-то даже подчеркивала, выписывала, как прилежная ученица, но уже на следующий день не могла ничего вспомнить. До какого-то особого момента, когда вновь открыла Новый Завет на том же месте и уже не могла оторваться, пораженная глубиной, мощью и свободой Павловых писем. Что произошло, что во мне изменилось? Вряд ли стоит пытаться сформулировать ответ: Господь нас меняет, Он и ведает.

Бог интересен бесконечно

В конечном итоге самое интересное, что есть для человека,- это Бог, в Котором вся полнота бытия. Тоска по Нему, жажда Его, желание познавать Его скрыты в каждом из нас, даже и в неверующем, или искусственно отлученном от веры. В детстве я перечитала всю полку «Атеизм и религия» в нашей бедной сельской библиотечке. Мне было интересно все, что «про Бога», хотя я была вполне согласна с тем, что Его нет... Позже кто-то принес в наше студенческое общежитие Евангелие дореволюционного издания - буро-желтую, хрупкую книжку, пропахшую бабушкиным сундуком, и я тут же прочитала ее от корки до корки, оставаясь при том убежденной атеисткой. Наконец, уже в перестроечные годы я познакомилась с первым в своей жизни священником, и хорошо помню свое состояние после беседы с ним, свое недоумение: «Бога­то, конечно, нет, но почему с этим человеком так интересно - как ни с кем еще не было?».

Бог интересен бесконечно, безмерно, бездонно, и потому в Церкви Его интересно. А если кажется, что это не так, не надо унывать, надо искать причину в себе, но при этом не полагаться на одного только себя, а ждать чуда, которое непременно с тобою произойдет.

Разве это не интересно - ждать непременного чуда?

Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 16 (468), 2012 г.

http://odnarodyna.com.ua/node/9866

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49