История знает грандиозные переселения народов. На тысячи километров уходит народ, чтобы начать судьбу сызнова, на другом месте. Вот предки венгров вроде бы жили в районе Урала. Верится с трудом, - такая даль. Сколько же от края Европы до ее центра добираться? Другое переселение народа, исход из Египта, возглавлял пророк Моисей. Расстояние между Египтом и Палестиной сравнительно небольшое, несколько сот километров. Зато переселялись несколько десятилетий. Почему так долго? Потому что это был исход в землю обетованную, а не бытовая смена одного места жительства на другое.
Рукописная Септуагинта (отрывок из книги Чисел, греческий перевод Ветхого Завета по знаменитому древнему Синайскому кодексу) |
Переходный период затянулся. Как всегда бывает, затянувшиеся ожидания заставили народ страдать, терпеливо переносить череду невзгод. Люди вели себя не одинаково. Одни поднимали ропот: «Лучше б мы в Египте оставались!» А другие сдерживались, мужались, пытались увидеть во внешних обстоятельствах высший Промысел. Учились смиряться перед Божией волей. И постепенно они стали понимать, что хотя дело затягивается, но «у Бога все бывает вовремя», - как наши духовные наставники говорят. У Бога все бывает вовремя, хотя бы в ожидании и проходил год за годом. Эти годы не пропащие. Все это долгое время люди получали ценные духовные уроки, упражняли свои души.
В пустыне Моисей учреждает, ни много ни мало, ежегодные дни всеобщего покаяния. Бытовые работы отменяются, все силы надо направить на покаяние: «Озлобите души ваша, и всякого дела служебна да не сотворите» (Чис. 29: 7). «Озлобите души» (греч.: Какосете тас психас имон) - не значит впустить в душу злые мысли и чувства. Это значит другое. Сокрушить сердце, покаяться, обратиться на свою душу с пристрастными обличениями и повергнуть обнаруженные грехи перед Богом - вот настоящий аскетический подвиг. Гораздо проще принять траурный вид и отделаться формальной извиниловкой. Моисей призывает всех к нарочитому покаянию среди пустыни, подумать только! В русском переводе заповедь о ежегодном покаянии звучит мягче, но смысл тот же: «Смиряйте тогда души ваши» (евр.: Веинитем эт-нефештейхем, Чис. 29: 7). Смысл этого призыва аскетический, надо смирить душу, заняться неприятным делом, пересмотреть, где я виноват, где недостойно себя повел.
После знакомства с церковной историей мы хорошо представляем себе маленькие общины монахов-пустынножителей, которые отказались от удобств городской жизни ради покаяния, поста, безмолвия. В книге Чисел рассказывается о народе-пустынножителе. О многих искушениях, бывших с народом на пути из дома рабства в дом свободы. Увы, не все искушения переносились достойно, победительно. Однако при всех искушениях святой Моисей обозначает их духовный смысл. Сейчас бы сказали: смысл искушений в борьбе со страстями.
Какие приключались искушения? Посреди пустыни Господь обеспечил народ необходимым пропитанием, манной. Никто с голода не умер. Манна была приятна на вкус, ежедневно выпадала чудесным образом. Вернее, каждый день за исключением субботы. На субботу манну заготавливали заранее. Так Господь через желудок наставлял людей: шесть дней для житейских нужд, а седьмой день надо освободить под духовные дела. Поначалу все радовались манне. Со временем накатило искушение: «Сегодня манна, завтра манна, через месяц манна. Надоела "постнятина", мяса давай! В Египте, помнится, с мясом кушали». Не выдерживал человек долгого «поста». Чревоугодие боролось с воздержанием.
Тщеславие тоже не дремало. Родственница и сподвижница пророка Моисея вдруг дошла до мысли, что она ничем не хуже великого пророка. Тяжкая болезнь помогла ей одуматься. Моисей молился о ней, и Господь ее исцелил (Чис. 12). Другой случай: Корей, Дафан и Авирон устали довольствоваться левитским служением и выдвинули претензию быть священниками. Захотели взойти на более высокую иерархическую ступень. Этот тщеславный помысел свел их живыми в могилу, буквально. Ужасная смерть. Мало того. Гнев Божий не остановился на них и постиг народ, который поддержал смуту в духовенстве. Только Моисей и Аарон, против которых и выступали самосвяты, умолили Господа остановить карающую десницу (Чис. 16-17).
В землю обетованную можно было попасть сильно раньше, да уныние помешало. Был момент, Господь благословил выслать разведчиков, осмотреть страну. Они вернулись с двумя новостями. Первая: в этой стране изобильная жизнь, что хорошо. Вторая: ее населяют многочисленные воинственные племена. После сообщения разведки дух уныния напал на людей: «Мы не сможем поселиться в Палестине! У нас не хватит сил». Разразились ожесточенные споры. На первом этапе споров народ вопреки воле Божьей решил: «В Палестину не двинемся». Тогда через Моисея Господь открыл, что земля обетованная все-таки будет унаследована. Обетование исполнится, но не скоро. Прежде поколение, выросшее в рабстве, должно отойти от дел. Не все захотели принять это откровение от Господа. На втором этапе споров часть народа решила немедленно идти в Палестину. А ведь Божией воли на то уже не было. Собрали вооруженные отряды, выступили боевым порядком и потерпели убедительное поражение. Да, лишь своими собственными силами Божье дело не совершить. Если взялся за него, нужно исполнять волю Божию. Теперь она в том, что переходный период затягивается, и ускорить сроки не получится.
Книга Чисел отводит много места вопросу о том, как сочетать волю Божию и волю человеческую, волю народную. Седая древность и каждый из ныне живущих спрашивает: «Как сочетать? И в чем для меня воля Божия? В чем Господь мне поможет, а в чем - нет? А чем Бог не только не поможет, но еще и гнев Божий обрушится на меня?»
Главные проблемы нашей жизни мы не способны решить своими силенками. Никто не способен из людей. А с помощью Божией все возможно. Но как же нам делать свое дело, не ослабевать, и при этом принимать помощь от Бога? Трудно это дается. Всю жизнь человек учится сочетать свои усилия и действия Промысла. На Бога надеяться и самому не плошать. То естьне становиться плохим, бездельником, который провозглашает: «Пусть Господь творит Свою волю! (А я пока полежу, отдохну)». Слова, взятые в скобки, бездельник, понятно, не произносит. Он маскирует свою унылую лень под благочестивое предание себя в волю Божию. В этой ли маскировке воля Божия состоит? Воля Божия в том, чтобы мы были деятельны и действовали с оглядкой на Бога, спрашивали себя: «Мои планы угодны Богу или нет?» Воля Божия в том, чтобы Бог и человек действовали заодно.
* * *
Книга Чисел получила свое название за многократные подсчеты (см. Чис. 26). Что за подсчеты ведутся в этой книге? Подсчитываются ресурсы, которыми располагает народ Божий. Начиная от численности самого народа, всех людей, годных для военных действий. Между прочим, подобная статистика в другие времена вызывала праведный гнев Божий. Конечно, расчет своих сил - дело обычное, в нем обнаруживается простой здравый смысл. Но когда человек рассчитывает только на себя, готов обойтись без Бога, то это плохой расчет. И из таких расчетов ничего здравого не получится. Если же самому не плошать и на Бога надеяться, на помощь Его «рассчитывать», тогда все устраивается неожиданно хорошо. Многократно проверено.
Разная бывает статистика. Когда статистика служит страсти уныния или тщеславия, она мешает человеку. Статистические подсчеты в книге Чисел ведутся по повелению Господа. Они воодушевляют тех, кто пал духом, кто плачется: «Мы не в силах! Мы не будем и пытаться!» Подсчеты помогают народу выяснить его реальные возможности и не забыть о безграничных возможностях Господа. В четвертой книге Моисеевой много чисел. Перелистываешь ветхозаветные главы, и вспоминается Евангелие: у людей Божиих каждый волос на голове посчитан, ни один их них не упадет без воли Создателя. Бог заботится о людях, знает их нужды, видит их сильные и слабые стороны. Бог ведет людей к лучшей жизни, помогает им на пути, даже если он долгий. Через испытания ведет, через победы и поражения. Посреди стана в народе Своем стоит, охраняет от гибели, наказует и милует. У Него все посчитано, только любовь Его к людям не знает меры.
Диакон Павел Сержантовhttp://www.pravoslavie.ru/put/55555.htm