Нужно помочь войти. Остаться ли – сам решит

0
166
Время на чтение 6 минут

То, что молодежи в православных храмах заметно меньше, чем людей пожилого и среднего возраста, очевидно. Молодые люди заходят в храм на минутку - поставить свечку, написать записку, но постоянных прихожан моложе двадцати пяти - очень мало. Почему так? Нужно ли делать что-то специальное, особенное для того, чтобы молодежь пришла в храм, чтобы молодые люди стали настоящими православными христианами? Или ничего такого намеренно «молодежного» делать не нужно, а нужно только то, что делается в храме от века? С такими вопросами мы обратились к священнослужителям и прихожанам саратовских храмов.

Диакон Кирилл Петрович, директор воскресной школы при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова:

- Я думаю, что при храме должна действовать, условно говоря, площадка, на которой молодежи было бы интересно общаться друг с другом, именно в своем кругу. У каждого возраста, как и у каждого социального слоя, свои особенности мировоззрения, потому интеллигенту проще понять интеллигента, так же и молодому человеку легче понять своего ровесника, и спросить о чем-то проще именно его. Регулярные собрания молодежи со священнослужителем во внебогослужебное время могут значительно ускорить и облегчить воцерковление молодого человека.

Некоторые считают, что молодежи в Церкви совсем нет или очень мало, но я вижу, что в храм ходит много молодежи. Поэтому в корне неправильно говорить, что молодежь не стремится в храм, просто с ней нужно работать, учитывая ее специфику, так же, как и с другими социальными категориями. Если работать с молодежью, то можно очень скоро увидеть результат. Ведь именно от нее самая большая отдача, потому что у молодых людей много энергии, сил и возможностей, но ей нужны мудрые наставники и руководители.

Священник Дионисий Ермолов, руководитель Православного молодежного общества при храме во имя священномученика Космы Саратовского:

- Обязательно нужно прикладывать усилия не только для того, чтобы молодежь пришла в храм, но и осталась там, постепенно воцерковлялась. Не всегда духовный путь человека начинается с прихода в храм, с богослужения. Воцерковление человека может начинаться и с общего доброго дела, например, с уборки территории храма. Может оно начаться и с общения с верующим ровесником. Для молодого человека важно прийти в свою же среду, найти круг общения. Здесь может быть полезной самая разнообразная, разноплановая деятельность. Главное, чтобы это помогло молодым стать именно членами Церкви, как бы членами семьи.

Меня, по крайней мере, радует, что молодежь в храме есть. Вспоминается сравнение, прозвучавшее на одном из первых собраний Молодежного православного общества Саратовской епархии (я тогда еще был просто молодым прихожанином). В нем Церковь уподоблялась лесу, а церковная молодежь - молодым деревьям. И если в лесу нет молодняка, значит, он скоро перестает существовать. Конечно, хотелось бы, чтобы в храме было больше той молодежи, которая интересуется духовной жизнью, хочет глубже вникнуть в суть богослужения, желает потрудиться во благо Церкви. Но это не может быть сделано как-то искусственно или насильно. Мы должны лишь предоставить все возможности для этого, быть максимально открытыми.

Я общался с некоторыми молодыми людьми, которые говорили, что, заходя в храм, видят только пожилых людей, не находят своих сверстников, и потому им кажется, что не к месту они и вовсе здесь не нужны. Других отталкивала кажущаяся «недоступность» священнослужителей, боязнь задать вопрос батюшке, а порой, к сожалению, и недостойное поведение работников храма. Причин, безусловно, можно назвать множество, но «ищущий обрящет» - и если молодой человек действительно хочет следовать за Христом, если у него есть желание быть в Церкви, трудиться на благо Церкви, приносить ей пользу, он обязательно найдет такую возможность. А через то - и единомышленников, которые также помогут ему в духовных исканиях...

Священник Игорь Москвичев, клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове:

- Помимо создания молодежных обществ на каждом приходе должна быть работа с каждым конкретным молодым человеком, который переступил порог храма. Этой работой может заниматься как священник, так и мирянин: встретить человека с теплотой, радостью, чтобы пришедший ощущал, что он здесь нужен.

На мой взгляд, важно, чтобы молодой человек, пришедший в храм, находил ответы на свои вопросы, самые разные, чего бы они ни касались - духовных поисков, церковного устава, православного образа жизни. Хорошо, если на вопросы молодого человека ответит его ровесник, и пришедший увидит, что в храм ходят не только лица пенсионного возраста, но и молодежь. Результатом такой работы стало бы не утилитарное отношение молодежи к храму (только освятить крестик или поставить свечку, чтобы «всё было хорошо»), а осознанное понимание православной веры.

Если молодежь будет понимать, что христианство - это не набор сухих постулатов, а именно живое общение с Богом и дорога, позволяющая идти по жизни правильно, то тогда число молодых людей в храмах значительно увеличится.

Алексей Паршин, прихожанин храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского Спасо-Преображенского монастыря, член Православного молодежного общества:

- Я раньше думал, что церковь мне не нужна, не ходил туда и не пошел бы, если бы позвали. А когда первый раз пришел - показалось, что здесь, в церкви, есть какой-то подвох. Почему все такие вежливые, так хорошо друг к другу относятся? Наверное, это неискренне! Иногда молодому человеку нужно именно пообщаться с кем-то, потрудиться вместе, побывать в паломнической поездке, чтобы понять - здесь на самом деле хорошо относятся друг к другу, жизнь здесь - другая, не та, что на улице или где-то еще. Он задумается: почему так?

Для начала в храм нужно просто прийти, и там по Промыслу Божьему с человеком может произойти что-то особенное, что заставит его в храме остаться. Богослужение - дело серьезное, глубокое, его человек не сразу, может быть, постигнет. А заинтересовать его могут обычные мероприятия: общая поездка, доброе дело, ну и занятия, беседы, которые знакомили бы с храмом, с богослужением. Начинать надо - не с серьезных богословских дисциплин, а с вещей более простых и понятных: труда, молитвы, искреннего общения.

Анна Кузнецова, студентка Института филологии и журналистики СГУ, прихожанка храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы:

- На мой взгляд, специально заманивать в храм человека, молодого или нет, бесполезно. Это должно быть у него внутри, в сердце - потребность сюда прийти. Я хожу в церковь лет с 13-ти, здесь нахожу успокоение, радость, потому что это благодатное место.

Ничего намеренно «молодежного» делать не нужно, потому что в таком случае легко выбрать не те способы привлечения и это может еще больше оттолкнуть. Хотя хорошо, если в храмах создана привлекающая атмосфера: не только священники, но и работники храма должны быть доброжелательны, ведь они первые, кто встречает нас, прихожан.

Сергей Гуркин, программист, прихожанин храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове:

- Человек приходит в храм не потому, что для него там что-то организовали, а просто потому, что он верит. Я, например, прихожу сюда помолчать: не только вслух не разговаривать, но и внутренне быть сосредоточенным, молчать внутри себя.

Иеромонах Дорофей (Баранов), руководитель епархиального отдела по делам молодежи и Православного молодежного общества:

- В современном мире множество людей бесконечно одиноки. И это одиночество человека может заполнить только Бог как самый главный и полноценный Собеседник для души человека. Как священник, я считаю, что молодым людям нужно уделять больше времени, чем остальным, по той причине, что у них пока еще нет жизненного опыта и проблема одиночества перед ними стоит особенно остро, становится вопросом философским, и этот вопрос кажется подчас неразрешимым. Надо понимать, что молодые люди в большинстве своем идеалисты, мечтатели, отсюда следует их самонадеянность и даже самовлюбленность. Мечты наполняют все существо молодого человека, рисуют ему блестящее будущее. Но мечтательность вполне может сыграть с молодым человеком злую шутку: блестящего успеха нет, неудача следует за неудачей, человек разочарован, он распространяет эти личные неудачи на весь мир и потом от этого «недоброго» мира закрывается. И надо помочь ему понять, что в мире нет ничего более открытого, чем Церковь. Именно она помогает изменить мировоззрение, преодолеть чувство одиночества, воспитывает в человеке адекватное отношение к самому себе и к другим.

Молодому человеку надо уделять время: выслушать его, сопереживать ему, сочувствовать. Со многими молодыми людьми, которые сейчас ходят в наше молодежное общество, я беседовал, установились личные взаимоотношения с каждым. На такое общение уходит огромное количество времени и сил, но оно совершенно необходимо.

Марина Бирюкова, заместитель главного редактора газеты «Православная вера»:

- То, что в большинстве епархий Русской Православной Церкви существует отдел по работе с молодежью, уже говорит о том, что Церковь считает необходимым уделять молодому поколению особое, отдельное внимание, учитывать ее специфику. Но здесь есть и опасность: легко соскользнуть в заигрывание с молодежью, в заманивание, как выражаются наши респонденты. «Молодежная работа» может оказаться на первом плане и заслонить собой подлинную, спасительную церковную жизнь. Чтобы этого не случилось, все эти молодежные мероприятия должны быть направлены непосредственно на благо Церкви. Сердце радуется, когда слышишь, что наши ребята прибрали и расчистили разрушенный храм в селе, подготовили его к первому за восемь десятков лет богослужению, установили крест на месте унич­тоженного погоста. Хотелось бы, чтоб таких дел было больше.

Подготовила Наталья Кацуба

Газета «Православная вера» № 14 (466), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60954&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06