Нападения на христиан

0
323
Время на чтение 8 минут
Верующих людей называют воинством Христовым. Вне зависимости от возраста и пола каждый из нас призван на войну. Самую настоящую. Она идет сейчас, жестокая, с увечьями и смертями, физическими и духовными. С победами великими и малыми. Война не против плоти и крови, то есть не против людей, а против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). За нас - Бог и ангельское воинство. Так что все возможности у нас есть - победоносно биться, выжить и жить, остаться людьми и стать лучше, чем мы сейчас. Но легких побед не бывает на этой войне. Приходится вести боевые действия и одновременно учиться воевать. На своих ошибках учиться. На чужих тоже. Говорят, что умные на чужих ошибках учатся усерднее.

 
Попробуем и мы учесть «чужой» опыт, который изложили наши предшественники, великие воины. Преподобный Иоанн Лествичник расписывает стандартную последовательность вражьих действий, по фазам. Прислушаемся к святоотеческому слову. Духи злобы действуют против нас через так называемые помыслы. Сначала бесы подбрасывают человеку греховный помысел (прилог помысла). Если человек его проигнорировал, то все в порядке, бесовская провокация не удалась. Если же человек уделил внимание вражескому помыслу, то он попадает в опасное положение, в зону повышенного риска согрешить (сочетание).

Дальше развилка. Фаза сочетания с помыслом предполагает, что человек и на ней способен распознать его пагубную суть. Увидеть, что бесы приготовили военную хитрость, ополчиться на них и «отсечь помысел». То есть наотрез отказаться его принимать: «Это не наше. Я ничего общего с этим иметь не хочу. Господи, помоги! Меня демонский помысел искушает». Вот молитвенное противодействие помыслу с отчетливым воинственным звучанием: «Отсечь помысел», - как мечем отсечь. На фазе сочетания духовная брань не требует от человека много сил. Чем раньше человек начнет сопротивление помыслу, тем успешнее и легче оно дается.

Мы упомянули о развилке. При сочетании с помыслом возможен и неблагоприятный вариант: человек не отсекает помысел, напротив интересуется им. И, что важно, начинает ощущать его привлекательную сторону (сосложение). Теперь помысел вызывает в человеке греховное желание. Это уже прямое потакание греху. Человек не просто в одном шаге от греха, он уже уязвлен грехом. Он уже получил легкое ранение от врагов. Хотя, возможно, рану пока не замечает.

И в этот момент опять-таки перед ним развилка: попустительствовать врагу или контратаковать. Почувствовав желание реализовать притягательный помысел, человек может осознать, что помысел этот - от врага, обнаружить ранение и сообразить, что он на прицеле. Это обстоятельство все меняет. Оказывается, враг предлагает ему нарушить волю Божию, выманить его из ополчения Господня, отдалить от Бога и расправиться с ним один на один. Тогда разворачивается противоборство между двумя желаниями: исполнить волю Божию, отсечь греховный помысел или нарушить волю Божию, совершить грех. Это борьба, вступление в духовный бой, хотя и несколько запоздалое, а потому трудное. Если борьба выиграна, то человек нейтрализует вражеский помысел, воздерживается от греха. Благодарит Бога за победу и думает о своих ошибках, которые чуть не привели его к поражению. Выигранная борьба нередко влечет за собой чувство близости к Богу, Его благодатной поддержки.

Если же духовная борьба проиграна, то греховный помысел захватывает, завоевывает человека (пленение). И дальше грех властвует над ним, заставляя его довести задуманное согрешение до финала, воплотить греховную задумку.

Что значит бежать из плена? Попал боец в окружение, враги подкрались к нему незаметно. Улучили момент, выманили из укрытия, атаковали и обезоружили его, связали и отвели к себе в тыл. Там кругом все чужое, смертью пахнет, там страшно и тягостно. А тут еще вражья пропаганда: «На самом деле мы не хотим Вам зла. Согласитесь с нами сотрудничать, Вам будет хорошо». Кто-то и поддается на пропаганду, ломается, за временные привилегии предателя губит свою душу. Кто-то думает: «Ладно, сейчас я сделать ничего не могу. Придется пока по вашим правилам пожить. Наступит время, - к своим убегу. Тогда и поквитаемся». Бывает, что побег из плена удается, несмотря на все козни вражеские.

В духовной жизни примерно то же. Плененный страстью человек может понять горькое положение, в какое он попал, и, собрав остаток сил, сотворить перед Богом покаяние. И с Божьей помощью освободиться из плена греховного. Затем приступить к борьбе с пленившей страстью. Враги за покаяние обязательно будут мстить и постараются вернуть сбежавшего к себе. Так что покаяние нельзя довести «до конца» и успокоиться, предаться беспечной неге.

* * *

Искреннее покаяние всегда возвращает нас к своим, в народ Божий, а борьба со страстями делает из нас воинов Христовых. Покаяние служит основополагающим видом духовного сопротивления. Везде, где есть грех очевидный или не такой уж очевидный, он побеждается покаянием. Посмотрим еще раз на описанные преподобным Иоанном фазы духовного сражения. На каких фазах явно присутствует грех? Преподобный Иоанн пишет, что прилог человек может помышлять бесстрастно. Хотя за прилог несут ответственность наши враги, а не мы, все-таки нам советуют прилоги отсекать. При сочетании человек «собеседует с помыслом», или бесстрастно, или нет, по-разному бывает. Если не бесстрастно, то в сочетании уже присутствует нечто греховное. Значит, собеседование с помыслом происходит пристрастно, к собеседованию примешивается беззаконная страсть, которую нужно изгонять покаянием. Мера греховной вины человека с каждой фазой (сосложение, борьба, пленение) нарастает, и нарастает нужда в покаянном противодействии греху.

Преподобный Иоанн замечает, что в духовной войне очень важен навык. Так человек, приобретший навык в греховной жизни, борьбу - не ведет. Он сдался, прекратил сопротивление, не сражается с вражьим помыслом. Даже фазы сосложения и сочетания у него могут отсутствовать. Под влиянием вражеского внушения, он перестал быть воином Христовым, превратился в прислужника страсти. Он не воюет с грехом, бесы даже не подкидывают ему помыслы. Зачем им лишнюю работу делать? Человек сам стремится на услужение страсти, ищет любые пути, как страсть удовлетворить. Это все следствия греховного навыка. Человек попадает в рабство греху и даже не планирует бежать из греховного пленения. Он полагает, что это сладкий плен.

Или другой случай: человек, привыкший к греху, признает, что хорошего в плену мало. Однако вражеская пропаганда убедила его: «После драки кулаками не машут. Теперь уж живи, как сложилось. Ты такой, какой есть, все равно себя не переделаешь». Насквозь лживая мысль! Пока не пришла смерть, человек может открыть против врагов боевые действия, даже если он давно находится в плену у врагов. Тот, кто догадался, что он в горьком плену, стоит буквально в одном шаге от спасительного покаяния, от начала борьбы за свою свободу. Поэтому бесы всячески убеждают его примириться со своим положением, не бунтовать против греха. Они-то знают, что покаяние творит чудеса. Бесы боятся покаяния.

Мы посмотрели, куда приводит навык потакания греху. Навык ведения духовной брани дает противоположные результаты. Какие именно? Поле боя смещается в сторону прилога греховного помысла, а не в сторону пленения помыслом. Воин Христов знает, как легко попасть в плен ко врагу и как непросто выбраться из греховного плена. Поэтому он уклоняется от «демонского стреляния» греховным помыслом и избавляется от помысла на ранних фазах. Боевые операции опытного христианина отличаются предусмотрительностью. Он отсекает помысел в момент прилога, старается не допускать сочетания. Хранит свой ум от сосложения. Такой образ жизни в нашей традиции называется священным безмолвием. Святой Иоанн Лествичник был безмолвником, то есть хранил мирное безмолвие ума, благодатную чистоту ума от греховных помыслов.

* * *

Вот что представляет собой учеба на чужих ошибках. Подвижники мужественно бились против греха и тщательно описывали последовательность его действий, чтобы мы лучше знали его обличья и приемы. «Лествица» так раскрывает последовательность впадения в грех: прилог греховного помысла, сочетание с греховным помыслом, сосложение с греховным помыслом, борьба с греховным помыслом, пленение греховным помыслом, совершение греха не только в мыслях, но на деле. Эту последовательность авва Иоанн помещает в главе о целомудрии. Борьбу за целомудрие христиане ведут против духа блуда. Этот дух искушает монаха, многократно приступая с греховным помыслом. Искушения могут продолжаться сутками, неделями, месяцами. Целая затяжная осада.

Наблюдая за упорными ухищрениями врагов святые монахи и описали фазы приближения греха и порабощения грехом: прилог, сочетание, сосложение, пленение. На страсти блуда (и чревоугодия) эти стадии лучше просматриваются. На страсти гнева фазы грехопадения не так заметны. Гнев, как известно, скоротечен. За развитием гнева сложнее следить. Мгновенную вспышку гнева трудно расчленить на фазы. Тем более, что вспышка гнева словно помрачает ум, и разгневанный просто не видит постепенного развития страсти.

Опыт подвижников свидетельствует, что еще бывает экстраординарное нападение блудного помысла. Изредка происходят «вспышки» блудной страсти, подобные вспышкам гнева. Против очень опытных подвижников, пишет с их слов Иоанн Лествичник, действует особый помысел. Его называют набегом мысли (греч.: парарриписмон ноос). К чему какой-то особый набег? Вся многоэтапная бесовская осада - прилог, сочетание, далее со всеми остановками - в случае опытных воинов Христовых не дает ожидаемого эффекта. Подвижники мужественно выдерживают осаду и успешно отсекают помыслы. Тогда враги предпринимают набег мысли. Что это такое? Ошеломительная по быстроте вражеская атака. Подвижник не успевает на нее среагировать, изготовиться к бою и вступить в сражение. За счет молниеносного нападения страстной помысел сообщает душе человека некое страстное движение. Безмолвник чувствует, что душа его осквернилась. Для обычного человека это недолжное движение ума не представляется большой трагедией. Но христианин высокой духовной жизни ощущает, что благодать безмолвия оставила его, и оплакивает свое бедствие.

Кто-то из безмолвников после набега мысли греховной каялся, и Господь открыл ему, в чем вражья хитрость - вражеский набег «окрадывает» духовное сокровище. Вот безмолвники и предупреждают соратников о специфических невидимых набегах. Впрочем тактика бесовского набега используется и в обычной войне: внезапное нападение боевиков - штука не такая редкая. Террористы, двигаясь короткими перебежками, оцепляют площадку, угрожая оружием, захватывают заложников, выдвигают наглые требования и под прикрытием «живого щита» уезжают. С заложниками не церемонятся, их обращают в рабов, мучают и убивают. Тактику набега широко используют уголовники. Налетами промышляют грабители. А еще набеги устраивают мошенники и хулиганы. Сговорившиеся между собой преступники дают старт противозаконной акции в общественном месте белым днем. Ну кто бы ждал такой наглости? Пока люди не успели опомниться, преступники проворачивают свое грязное дело и скрываются. Подсчитывают выручку, выросшие рейтинги и получают садистское удовольствие, улыбаясь друг другу: «Как мы их сделали, а? Эти лохи только теперь в себя приходят. Кто в ступоре, к земле прирос. Кто злится, что его оскорбили и надули, а он и пошевелиться не успел. Лохи долго будут себя проклинать. И нас тоже. Только нам чихать на их анафемы и причитания. Идем отмечать успешную работу».

Однако есть Божий суд. И есть суд человеческий, общество так или иначе охраняет себя от набегов. Смотришь на любителей произвести эффектный набег: раз набег удался, два - удался, через какое-то время показывают обескураженного закоренелого преступника в наручниках. Поймали с поличным, сумели очередное правонарушение отследить и пресечь, несмотря на запланированную преступником безнаказанность. Сколько веревочке не виться, все равно конец пришел, постигло заслуженное наказание... И бесов участь известна - вечно гореть в озере огненном. У людей, разгадавших козни бесовские, преодолевших тяготы невидимой брани - другая судьба. Они будут жить с Господом в Царстве вечной славы.


http://www.pravoslavie.ru/put/55430.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Павел Сержантов
Все статьи Священник Павел Сержантов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06