Линия отрыва

0
351
Время на чтение 7 минут
 

Первые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, - о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, - они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму.

Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией. Новорожденных еврейских мальчиков убивали, а девочкам позволяли вырастать. Куда они денутся? Замуж за египтян пойдут. Что будет дальше, нетрудно предсказать. Через несколько поколений новый народ растворится в коренном египетском населении. Был народ, и нет народа.

Чудом избежал смерти младенец Моисей. Воспитывался в чужом доме. Правда, при дворе, в почете и достатке. Его жизнь складывалась, в общем, успешно. Но Моисея жгла решимость помочь народу. Однажды он с риском для жизни заступился за притесняемых. Но не нашел поддержки у соплеменников, у тех самых людей, за кого заступился. Попытка помочь закончилась для Моисея бегством из Египта, потому что над ним еще раз нависла угроза смерти. Путь назад был закрыт надолго. На этом все могло бы и закончиться.

Жизнь Моисея на чужбине шла своим чередом. Он женился, родились дети. И вдруг происходит чудо. Ему явился Бог в неопалимой купине. Божественная сила властно охватила куст языками пламени, но оставила его неповрежденным. Куст горел-горел и не сгорал. Такое сверхъестественное явление неприступной мощи... И одновременно - явление небесной любви, которая не желает испепелять все на своем пути. Из неопалимой купины голос Божий велел Моисею вывести народ в землю обетованную. Как, опять? - Моисей уже силился помочь людям, ничего хорошего из этого не вышло. Да и теперь его не будут слушать. Они спросят: «Кто ты такой? Кто тебя прислал?» В ответ на эти опасения Творец вселенной открывает пророку Свое имя - Яхве. Людям надо сказать, что Моисей пришел от имени Бога Яхве, Которому поклонялись отцы. Это имя означает «Сущий, Существующий». Имя Яхве в греческом переводе («о Он») пишется на нимбе у Христа, поскольку Он - Богочеловек. В греческом тексте Ветхого Завета имя Яхве традиционно передавалось как «Господь» («Кириос»).

Именем Господа пророк и будет действовать. Успех стараний Моисея - не в его удачно спланированных действиях, а в том, что теперь Бог сражается за людей Своих явно. Именем Господним Моисей идет к соплеменникам на трудный разговор о том, что пора уходить из Египта. Встретили его не с распростертыми объятиями, не с полным пониманием. Именем Господним Моисей идет дальше и приступает к еще более трудным переговорам. С фараоном, который вовсе не намерен терять бесплатную рабочую силу. Моисей просит фараона отпустить народ для праздника Господу. Фараон заносится до небес: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:1-2) Напоследок фараон советует этим рабам не отлынивать от повинности, хуже будет.

И становится хуже. Власти прибавляют еще работ. Тут Моисей опять выслушивает от соплеменников незаслуженные упреки. Каково было ему творить волю Божию? Каково чувствовать себя между молотом и наковальней? Хуже становится не только израильтянам. Египтянам тоже. В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного.

Эти казни мы находим не только в книге Исход. Апокалипсис, последняя книга Библии, говорит об антихристовых временах образами из Ветхого Завета, - на языке казней египетских (см. Апок. 16). В последние времена народ Божий тоже будет жестоко притесняем, но Бог не оставит Своих людей, гонители испытают на себе что-то подобное казням египетским. Пусть никому не покажется странным, что автор Апокалипсиса изъясняется языком книги Исхода. Мы тоже называем Богородицу Неопалимой Купиной, а ведь этот образ взят именно из Исхода. На глазах Моисея нетварный огонь Божества сошел на купину, но не спалил ее. Подобно тому и Бог Сын вселился в чрево Девы, но не опалил Ее. Неприступный всемогущий Господь обитал в человеческом теле. И оно не растаяло, не исчезло, только несказанно освятилось от Его присутствия. Великие тайны открыты в книге Исход. До сих пор мы пользуемся ей как духовным сокровищем.

Казни египетские... Последняя казнь была самой ужасной. Она имела решающее значение. Все первенцы страны в одночасье умерли, от человека до скота. Что это значит? Первенец - наследник своих родителей, главная надежда их. Гибель его, такого желанного, повергает всю семью в горе. Великое горе прошло по всей стране. Помимо самой картины массовой гибели людей обрисовалась еще катастрофическая перспектива. Само будущее египетского народа поставлено под сомнение. Демографическую политику в Египте скорректировал Господь. Сначала египтяне предопределили будущее израильтян, а теперь дальнейшая судьба Египта оказалась вопросом открытым.

Последняя казнь убедила фараона, что отпустить народ все-таки придется. Но смириться под сильную руку Господню фараон не пожелал. Он все еще надеялся выиграть это противоборство, полагался на государственную силу, на помощь богов. Не чувствовал он, что против Господа никто не устоит. Как только Моисей получил от фараона разрешение на праздник Господень, народ ушел. Так спешно, что тесто не успело бы подняться. С собой в дорогу взяли бесквасный хлеб, практически сухой паек. Как выяснилось, ушли вовремя, потому что войско фараона уже наладилось в погоню. Оба стана, беглецы и гонители, приблизились вплотную к Красному морю. Бежать дальше некуда. Вот беглые рабы - хватай их!

Однако Господь показал путь из этой безысходной ситуации. Под напором ветра морские волны отступили, народ пересек акваторию по обнажившемуся дну. Так благословил Господь. Тем же путем устремились египтяне, и волны сомкнулись у них над головами. Кто благословил египтян идти опасным путем? Воли Божией на это не было. Поэтому один и тот же путь привел одних к жизни, а других - к смерти. Противление Богу всегда гибельно.

* * *

Вот естественная граница Египта осталась позади. Красное море по книге Исход - как линия отрыва. Одна судьба у народа была до этой линии, другая - начинается после. Усилиями Моисея и Аарона, благословением Божиим произошел долгожданный разрыв с египетским прошлым. Теперь израильтяне освобождены от внешнего рабства. Надо понемногу избавляться от внутреннего рабства, от рабской психологии. По капле выдавливать раба, возвращать сердце к Богу отцов. Это большой труд над собой. Не всем удалось его совершить.

Много раз Моисей слышал в пустыне от соплеменников злое слово: «В Египте у нас была пища и вода. Ты привел нас в пустыню умирать». И пророк все время напоминал окружающим, какие великие знамения Господь сотворил при исходе, помог так, что даже фараон помешать исходу не сумел. Эти напоминания почти дословно повторялись раз, другой, третий, пятый. Кто-то жалуется, что утомительно читать в Библии повторы, и зачем они? Как зачем? Обычному человеку многократно надо одно и то же объяснять, чтобы он крепко усвоил. Это и преподаватели, и родители знают прекрасно. Повторенье - мать ученья. Но в этих повтореньях пасхальной истории слышится еще и другой, не педагогический отзвук.

Ветхозаветное сказание о пасхе - это еще и литургические строки. Повторы здесь, такие же, как в нашем богослужении, не столько информативные, сколько молитвенные. Повторяемые строки книги Исхода, судя по всему, и составляли часть богослужения во времена Ветхого Завета. Вспомним, Моисей вывел народ из Египта - совершить богослужение, праздник Господу, поставить людей перед Богом живым, вложить в их уста благодарственную молитву за избавление (см. Исх. 15:1-19). Какую молитву? В церквах и сейчас воспеваются на утрене слова песни, которая прозвучала, когда яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема...

Господь избавил людей от погони и еще спасет, укрепит и утешит. Люди, бежавшие из Египта, связали свою дальнейшую судьбу с Господом. Духовная связь Бога и народа Божия носит именование, взятое из обыденной жизни, - завет. Что такое завет? Две стороны договариваются между собой. Господь будет помогать народу, а народ будет жить по воле Божией, по заповедям, которые через пророка открыты. Стремясь каждый день хранить заповеди, люди творят волю Божию, и Вседержитель благословляет их. Основных заповедей десять, их можно найти во второй книге Моисеевой. Кроме десяти заповедей в Исходе есть еще много законоположений. По книге этой можно составить даже судебный сборник. Естественно, что к пророку приходили за судом, по спорным вопросам. Пророк вникал в суть дела, вопрошал Господа, выносил решение. Вот и открывается перед нами во второй книге Моисеевой не только освобождение из египетского рабства, но, говоря современным языком, - начатки правосознания. Люди учатся жить в свободе, быть самостоятельными, полностью отвечать за свои поступки по закону перед Богом и людьми.  

Помимо заповедей, помимо молитвы на избавление и пасхального празднества в пустыне, пророк дает народу регулярное богослужение. Как это важно! И еще, это связано с хранением заповедей. Одна из заповедей: «Помни день субботний» (Исх. 20:8). Исполнение заповеди о субботе предполагает, что один день в неделю обязательно посвящается духовным делам. Бытовые хлопоты в этот день под запретом. Нарушение запрета влечет за собой тяжкие последствия. У людей появляется свободный день недели, не для повседневной суеты, а для самого главного, для спасения души. Забота о самом главном становится регулярным занятием.

Господь дает повеление Моисею и о священстве. Учреждается иерархия. Первосвященник, священники и левиты будут служить Богу. Как Ему служить? Господь открывает и это. Книга Исход перечисляет виды жертвоприношений и различные обряды, порядок ежегодных праздников. Где служить Богу? В походном храме. Господь определяет, каким ему быть. После окончания всех работ в храме его освящают. И Господь видимым образом являет Свое присутствие в храме.

По сути, освящением храма и завершается книга Исхода. Было это на второй год после освобождения народа из египетского рабства. Прочные основы дальнейшей духовной жизни народа заложены. Исход завершен. От Египта в этот момент их слишком многое отделяет.


http://www.pravoslavie.ru/put/55387.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Павел Сержантов
Все статьи Священник Павел Сержантов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06