Когда 28 июля 2012 года закончилась Божественная Литургия на Соборной площади Киево-Печерской лавры, группа мирян по традиции прежних лет стала скандировать: «Кирилл - наш Патриарх!» Только на этот раз голоса их были не слишком громкими. И в этом была своя логика. «А кто же ещё наш Патриарх?» - хотелось спросить мне и, наверное, ещё нескольким тысячам киевлян, пришедшим на Божественную службу. Всё вокруг и так являло простую и неоспоримую истину: именно Святейший Кирилл предстоит перед Богом за народы исторической Святой Руси. И присутствие представителей церквей-сестёр и всего Вселенского Православия только подтверждало этот факт.
Ведь сослужили патриарху Кириллу, кроме иерархов России, Молдовы, Средней Азии, Казахстана, Украины, митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский патриархат), митрополит Аксумский Петр (Александрийский патриархат), архиепископ Филиппопольский Нифон (Антиохийский патриархат), архиепископ Иорданский Феофилакт (Иерусалимский патриархат), иерархи Грузии, Сербии, Америки, Болгарии, Кипра, Польши, Чешских и Словацких земель, а также Элладской Церкви.
Вот в какую Вселенскую Семью, в Церковь Христову на Земле вошли мы, верующие Украины, находясь под омофором Московского патриарха! И нравится это кому-то или не нравится, без патриарха Московского мы могли бы сегодня (не дай Бог) сделаться просто никем - раскольниками, несчастными, обманутыми овцами, потерявшими своего пастыря и бредущими в погибель.
И словно подтверждая этот первый урок визита патриарха Кирилла на Украину, хор долго и красиво пел «многая лета»: патриарху Константинопольскому Варфоломею, патриарху Иерусалимскому Феофилу, патриарху Грузинскому Илье, всем главам Поместных Церквей Румынии, Болгарии, Греции, патриархам, митрополитам, архиепископам, возглавляющим поместные Церкви во всех концах света. Но не был и не мог быть помянут человек, называющий себя «патриархом киевским». Потому что такого «патриарха» никогда не было и поныне не существует в природе. И всё торжество Лаврского Богослужения, и сам Патриарх Московский и всея Руси, и весь сонм архиереев только подчеркнули своим торжественным и спокойным явлением миру всю нелепость и опереточность притязаний киевских раскольников. Впрочем, о них ещё скажем.
Тогда же, во время патриаршей Литургии, читалось Евангелие от Иоанна, где есть такие слова: «И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин.10:4,5).
О каком пастыре идёт речь, мы понимаем. О Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Но не только о Нём. Святой равноапостольный князь Владимир - тоже пастырь. Он, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «изменил жизнь всего народа своего. Именно через него вошла в это языческое племя Божия истина». Но и сам патриарх Кирилл - пастырь. Он возглавляет Церковь Христову на землях Святой Руси. И в нашем евхаристическом собрании он являет собой образ Христа. Правильная и спасительная для нас иерархия такова: Бог, Святой Владимир, Патриарх. Нарушение или разрушение её дерзко и опасно. Для верующих людей эти истины несомненны. Для иных...
Второй урок визита - приезд Московского патриарха на его каноническую территорию был (явно или тайно) с враждебностью воспринят определенными людьми.
Не стоило бы говорить о появлении в аэропорту девицы в непотребном виде, тем более кадры с этой мерзостью мгновенно заполнили экраны и сети Интернета, если бы не очевидный факт: непристойность была организована. Патриарху от первого шага на землю Украины давали понять, что ему не все рады и видеть его здесь не все хотят. Кто эти невидимые силы? Они многолики. Для начала назовём украинский истеблишмент и часть (надеемся, что часть) властных структур. Ведь пресловутая группа «Femen» уже появлялась в окружении украинских политиков на одиозной программе С. Шустера. И была там со своими оскорбительными выходками вполне органична. Потому что компания бесстыжих девиц является своего рода лицом, картинкой новой Украины, идущей в Европу, толерантной к пакостям и безбожию.
А главное, лицом той «новой Украины» и «новых украинцев», для которых обогащение неизмеримо выше исторического единства Руси. И материальные ценности - категория гораздо более ценная, чем возрождение Русского мира. Напротив, стремление лично контролировать денежные потоки на своём отдельном «украинском хуторе» вынуждает их враждебно встречать любые объединяющие усилия - будь то совместная молитва или совместный поиск правды о неразделимости народа, крещённого Святым Владимиром.
И если патриарх Кирилл - часть той силы, которая ведёт к объединению преступно расколотого единого народа, то, конечно, он - враг. Враг для тех внешних сил, которые в страшных снах видят воскрешение сильной, единой Православной Руси. Враг для «своих», внутренних, тех, кто с «феменистками», шустерами, криминальными нуворишами, купленными политиками желает видеть Украину европейской окраиной, примитивной обезьяньей копией «западного рая». Именно эти могущественные властные покровители сделали возможной оскорбительную провокацию (и это при том, что в аэропорт приехала вице-премьер правительства Раиса Богатырёва, а значит, уровень охраны и безопасности полагался высочайший).
Разумеется, хватало и злобных комментариев и улюлюканий в так называемых демократических СМИ. Ну с этими господами всё совершенно понятно. Живут они на деньги вышеупомянутых хозяев «новой Украины» и, соответственно, пишут то, что им приказывают. Обращает на себя внимание лишь вопиющая историческая и церковная безграмотность. Снова пишущая антироссийская и проавтокефальная братия затянула с чужого голоса песню о том, что Русь была в юрисдикции Константинопольского патриарха и вышла из общения с ним. Дескать, Вселенский патриарх нам исторически ближе. Как, говорится, «слышали звон». Забыли наши местечковые богословы, что разрыв с Константинополем был продиктован желанием сохранить верность спасительным догматам Православия, неприятием унии, опасностью утверждения на Руси латинской ереси.
А сохранить Православную веру означало сохранить сам народ и смысл его исторического бытия. Но что для наших «публицистов» догматы, Символ веры, за верность которому (а значит, Самому Богу) люди принимали пытки и мучения? Звук пустой. Другим богам кланяются. Деньгам, извращенным удовольствиям. И в этом «цивилизованном мире» верность вере считается дикостью, фанатизмом. Да потому что и веры никакой у них давно уже нет. Есть лишь бизнес. В какой бы наряд ни обряжались бизнесмены, даже если и в церковный.
Сторонники печально известного «киевского патриархата», протестуя против приезда патриарха Московского, выпустили некое «Обращение» и провели свой «крестный ход». Приходится постоянно использовать кавычки, потому что всё у раскольников ненастоящее, всё незаконное - и куколь, и саккосы, и фелони. Одним словом, театр. Говорят, вывели полторы тысячи обманутых наших сограждан, Что ж, это они еще могут. Пользоваться церковной безграмотностью народа и безразличием и на этом основании политиканствовать, кричать о «независимой церкви». Всё это они могут. Другого им не дано: приносить Богу Жертву, крестить, венчать, отпевать. Ибо не настоящие - ряженые.
Хотя, к сожалению, не для всех они таковы и в нашей Церкви. Не таковы они для тех, кто сегодня почему-то именует организацию господина Денисенко «тоже церковью» и даже подписывает с раскольниками и униатами совместные документы.
Возможно, кто-то скажет: время ли об этом говорить? Но данные заметки пишутся после визита патриарха к нам на Украину, после юбилея Харьковского Собора и личного юбилея Блаженнейшего митрополита Владимира. И теперь, когда торжества позади, мы решаемся хоть немного коснуться этой болезненной темы.
Накануне приезда Святейшего Кирилла на Украину в УПЦ стали происходить знаковые и не всегда радостные события. Были в очередной раз атакованы решения Синода УПЦ о работе комиссии под руководством митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Комиссия эта, напомним, должна была привести отдельные положения устава УПЦ в соответствие с уставом Матери-Церкви, то есть Русской Церкви, так как они находились с этим уставом в категорическом противоречии. Например, в пункте 9-м нынешнего устава УПЦ читаем: «Постановления Собора (имеется в виду собора Украинской церкви) вступают в силу после их одобрения».
Но это в корне противоречит уставу Матери-Церкви, а именно пункту 13 главы 8 Устава РПЦ, который гласит: «Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси». Как говорят, почувствуйте разницу (простите невольную шутку).
Сам владыка Иларион подвергся неистовой критике со стороны председателя Юридического отдела УПЦ Валентина Волынца. Господин председатель направил рапорт на имя Блаженнейшего Владимира, где, мягко говоря, не совсем правдиво излагал позицию митрополита Илариона, утверждал, что владыка вообще против существования устава УПЦ. Позднее В. Волынец ещё и опубликовал открытое письмо митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу (копию направив Блаженнейшему), где снова пугал желанием комиссии и её руководителя лишить Украинскую церковь нынешнего статуса. В общем, жанр документов сильно напоминал донос.
Затем из митрополии был направлен запрос 34 епископам (преимущественно молодым), где предлагалось высказаться по вопросу: а нужна ли сейчас такая комиссия или лучше её работу приостановить? После этого 32 епископа, как сообщил в своём последнем интервью Блаженнейший Владимир, высказались за то, чтобы деятельность комиссии приостановить. Показательно, что свои ответы опрошенные епископы почему-то присылали на электронную почту небезызвестного владыки Александра (Драбинко).
Ну и не умолчим о таком факте. За подписью митрополита Киевского и всея Украины пришло письмо опять же владыке Агафангелу, возглавлявшему украинский Синод во время болезни предстоятеля, где высказывалась обеспокоенность и ставился вопрос о целесообразности пребывания владыки Илариона на посту председателя комиссии, занимающейся редактированием церковного устава. И при этом автор письма ссылался как раз на «рапорт» г-на Волынца.
Митрополит Агафангел опубликовал свой ответ Блаженнейшему Владимиру, в котором напоминал, что более всего критикуют владыку Илариона и пугают потерей автономного статуса как раз деятели из «киевского патриархата». В частности, митрополит Агафангел писал:
«Денисенко и его приспешники критикуют деятельность Комиссии под руководством митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и обвиняют последнего в попытке лишить УПЦ существующего ее статуса, что перекликается с доносом Волынца, поступившим на имя Вашего Блаженства. Свернув деятельность Комиссии и подвергнув тяжким обвинениям Высокопреосвященного Митрополита Илариона, верного иерарха УПЦ и поборника церковного единства, строителя сотен храмов и Святогорской Лавры, многолетнего преданного соратника Вашего Блаженства, мы, тем самым, покажем, что руководствуемся не логикой канонической правды, а «Обращениями» анафемы и его пособников, а также публикациями антицерковных СМИ, вторящих раскольникам».
Как видим, борьба внутри УПЦ вокруг жизненно важного вопроса - канонического единства с Московским патриархом, а значит, и единства с мировым Православием - не утихает. А в канун визита Святейшего Кирилла даже обострилась. Добавим ещё, что перед самым визитом состоялось заседание Синода УПЦ. На нём давний и стойкий поборник церковного единства и чистоты Православия на западных землях Украины архиепископ Львовский и Галицкий Августин был смещён со своей кафедры с переводом на другое место служения. А его кафедру занял владыка не столь непримиримый и мягкий по отношению к «иным конфессиям».
Возможно, для тех, кто не знаком с нашей украинской церковной ситуацией, картина, только что нарисованная, покажется тревожной и грустной. Но только не для нас, тех, кто молился у стен Успенского Собора лавры в тот июльский день с патриархом Кириллом и сонмом епископов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Потому что мы получили и третий урок патриаршего визита.
Всё, что была сказано и сделано Святейшим Кириллом в дни его пребывания в Киеве, его молитвы и слова у памятника Святому Владимиру, в стенах Печерской лавры, на юбилее Харьковского Собора говорило еще об одном, важнейшем. А именно: все церковные нестроения, козни врагов, нападки на Церковь, холодность власти - всё это ничто, пыль в сравнении с главным: спасительной благодатью, полученной народом Руси в день и час её Святого Крещения. Ничтожным попискиванием, нелепой возней кажутся слова и поступки нынешних «политиков от мира и от церкви» рядом с великим выбором, сделанным тысячу лет назад равноапостольным князем. Выбором, сделанным некогда варваром, расслышавшим голос Бога, обращенный к нему и его народу. Могучим и чутким сердцем Святой Владимир, который все дни пребывания патриарха в Киеве, словно невидимо, присутствовал и благословлял совершаемое, понял, что вера православная открывает его народу путь к Богу, путь в вечную жизнь. И он сделал свой правильный, спасительный, хотя и далеко не лёгкий выбор.
Будто отвечая патологическим националистам, политическим и церковным «самостийныкам», желающим для народа Малой Руси какой-то отдельной доли, утверждающим ложь о коренном различии населения Украины, Белоруссии и России, Святейший Кирилл вновь подчеркнул их единство и указал, что именно составило и поныне составляет основу этого единства:
«Празднуя память святого равноапостольного князя Владимира, мы одновременно благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ - народ Святой Руси, хранящий непоколебимо святыню веры православной. Только она одна и помогла народу сему не сбиться с исторического пути, не потерять ориентиров и сохранить способность отличать добро от зла и Божию правду от лжи».
Все, кто молился вместе с патриархом, явственно ощутили - Единая Русь жива. Дело святого Владимира живо. И продолжает это великое дело Единая для всех земель исторической Руси Русская Церковь и Её патриарх.
И живы будут Русь и народ её до тех пор, пока хранят дарованную Богом и Святым Владимиром веру православную. И разделить единство Руси в вере никому и никогда не будет по силам. Потому, что и вера, и единство - не от людей, но от Всемогущего Бога. И как жив человек, пока живёт в нём душа, так будет жить наш народ, пока в нём есть его душа - вера православная. Единство веры разделить нельзя, как нельзя разделить душу. Ибо она одна. И она бессмертна.
__________
Фото - http://orthodox.org.ua/ru/article/kiev-svyateishii-patriarkh-kirill-pribyl-v-ukrainu-dlya-uchastiya-v-torzhestvakh-po-sluchayu
http://rusedin.ru/2012/08/08/i-budet-odno-stado-i-odin-pastyr/