Блеск и нищета Шукшинского фестиваля

0
420
Время на чтение 9 минут

От автора. Сам того не желая, я поставил перед собой двусмысленную и, как оказалось, весьма непростую задачу: написать о шукшинском фестивале. Отобразить, так сказать, это событие снаружи и изнутри. Не знаю, писал ли кто-нибудь ранее об изнанке шукшинского фестиваля. Может статься, что и не писал. О таких мероприятиях принято писать в восторженных тонах. Как-никак - культурное событие общероссийского масштаба! Впрочем, я заранее отказываюсь от лавров первооткрывателя. Какие уж тут лавры? Сами знаете, как называется тот, кто пытается снискать лавры на всяческой сенсационной тематике. Да и не будет здесь никаких сенсаций. Будет правда - радостная и легкомысленная, а также невеселая и тяжелая. Будет все, как оно обычно и случается в жизни.

* * *

Шукшинский фестиваль - событие ежегодное. Приурочен он ко дню рождения великого русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина, и происходит в селе Сростки Алтайского края, малой родине писателя.
На фестиваль по обыкновению съезжается народ едва ли не со всей России: писатели, артисты, ценители творчества Василия Макаровича, просто любители отдохнуть и весело провести время. На то он и всенародный праздник.

В нынешнем году на фестиваль решила поехать делегация кузбасских писателей. Намеревались ехать многие из писателей, но, как оно бывает, в самый последний момент у всякого нашлись неотложные дела. У кого-то сломалась машина, кто-то вывихнул ногу... Поэтому в Сростки отправилась небольшая и бесхитростная компания в составе пяти виртуозов пера. Плюс автор этих строк, увязавшийся за виртуозами в качестве корреспондента.

* * *

Поехали. Что я могу сказать о процессе путешествия? Да только то же самое, что и все прочие путешественники, побывавшие на Алтае. Пока ехали по территории Кузбасса, мы наслаждались дорогой. Материнская люлька, а не дорога, ни единой выбоинки! Все-таки - заботится кузбасская региональная власть о дорогах! Есть такое мнение, что дороги в Кемеровской области - лучшие в Сибири. И, знаете ли, это мнение весьма похоже на правду.
Но как только въехали на территорию Алтайского края, так тут же и пошла писать губерния! Яма на яме и ямой погоняет! В отдельных местах дорога в таком плачевном виде, что водители, опасаясь за целостность своих автомобилей, самовольно организовали объездные дороги, по алтайским полям и проселкам.

Кто-то, может, спросит, отчего оно так. То есть, отчего в Кузбассе дороги как гладкое полотно, а по соседним алтайским дорогам мудрено проехать даже на танке? Ответ здесь прост: потому что Кузбасс существенно богаче Алтая. Кузбасс, как-никак, один из главных промышленных регионов в России. А вот Алтай - край по преимуществу сельскохозяйственный. Сами знаете, в каком нынче загоне находится сельское хозяйство в России. Оттого-то и худы в Алтае дороги.

* * *

Приехали. Малая родина Шукшина встретила нас ужасающей жарой. Жара на Алтае просто-таки удручающая! Вообразите: с начала года там не выпало ни одного дождя! А ежедневная температура воздуха - как минимум 35 градусов! Почти вся трава в Сростках давно выгорела, картошка с морковкой тоже, а деревья, несмотря на середину лета, начали сбрасывать листву. Ничего похожего в Сибири до сих пор не было! Даже древние сказания сибирских аборигенов безмолвствуют о таком событии! Как выразился некогда один остроумец - конец света с последующей пресс-конференцией!

* * *

В Сростках имеется небольшая гостиница, однако большинству приезжих местная власть выделила место для бивака на берегу Катуни. В принципе, никаких биваков здесь разбивать не дозволяется, о чем гласит свирепое распоряжение все той же сельской власти. Оно и понятно. Туристы и всякие приезжающие - народ легкомысленный, и потому позволь им обосноваться на живописном речном берегу - что бы осталось от того берега и от той реки? Впрочем, в честь Василия Макаровича нам разрешили таки обосноваться в заповедных сросткинских местах.
Великая река Катунь не впечатлила. Вода в ней была устрашающе-свинцового цвета, а сама река такой мелкой, что на самой стремнине доходила едва до пояса. Что поделаешь, Катунь обмелела из-за жары.

* * *

Наутро все мы пошли в Сростки: кто плясать перед публикой, кто вникать в сельскую праздничную действительность.

Поговаривают, что Сростки - одно из самых красивых и благоустроенных сел во всем Алтайском крае. Наверно, так оно и есть. На его благоустройство выделяются немалые деньги из краевого и федерального бюджета. Поэтому сельские улицы обихожены и благоустроены. Прекрасная школа, великолепный храм, магазины, опрятные дома, асфальт. «Все это - благодаря Ваське!» - разъясняют местные жители. Своего великого земляка они называют запросто - Васькой. Здесь, разумеется, нет ни фамильярности, ни пренебрежения. Здесь все по-свойски. В русских деревнях все друг дружку называют Васьками, Федьками и Машками. Это лишь чужих там называют по имени-отчеству.

Несмотря на внешнюю сельскую благоустроенность, народ в Сростках живет бедновато. Работы здесь почти нет, а у которых она есть, те получают зарплату в 2 тысячи рублей. Поэтому сросткинцы живут огородами, держат скотину, а больше того - пасеки. Мед и прочие продукты пчеловодства здесь продают на каждом шагу. Верней, пытаются продать, но при всеобщем безденежье торговля идет худо. Поэтому-то сросткинцы с нетерпением ожидают «день рождения Васьки». Уж в этот-то разъединственный в году день у народа их немудрящую продукцию отрывают с руками. И мед, и в особенности - напиток богов медовуху. Приезжий народ не торгуется, а платит щедро, потому что где же это видано, чтобы русский человек, окунаясь в праздничный разгул, вел счет деньгам? Оттого-то местные торговцы задирают цены на свой товар иногда просто-таки до безбожного уровня.

Наряду с медом и медовухой попадается на шукшинском фестивале и другой «товар». Может статься, о нем и не следовало бы упоминать, но куда же деваться от правды? Возникает этот «товар» с наступлением сумерек. Тогда-то к веселым и хмельным гостям приходят местные красотки. И не надо спрашивать, для чего они приходят. Цена - договорная, да, насколько удалось выяснить, красотки много и не просят. Сколько заплатишь, на том и спасибо. Ну а что поделать, когда другой работы не сыщешь, а жить - надо? Тем более - жара и засуха. Вся огородина выгорела и скукожилась, меда - основного богатства алтайских крестьян, почти нет, потому что погибают на Алтае цветы, а вослед за цветами и пчелы...

Такова она, изнанка шукшинского фестиваля: днем - песни и пляски, а ночью - робкие местные красотки. И - едва прикрытая людская бедность. Не в осуждение все это сказано...

* * *

Но хватит о грустном. Окунемся в атмосферу праздника. Хотя... Лично я никакой особой атмосферы не ощутил. Праздник как праздник. Можно сказать, типичный. Подобных праздников я за свою жизнь навидался немало. На центральной сельской улице были выставлены торговые ряды, где продавались всяческие художественные изыски местных и приезжих умельцев: картины, вырезанные из дерева или слепленные из глины поделки, шитье, вязание, бусы, ожерелья... Одни изделия вызывали улыбку своей наивностью и безыскусностью, другие в полной мере претендовали на высокое звание предметов искусства.

Что касаемо живописи, то на большинстве полотен был, естественно, изображен Василий Макарович. Либо - прочие алтайские знаменитости: Михаил Евдокимов, Валерий Золотухин, еще кто-то. Помимо нарисованного, встречался Шукшин, вырезанный из дерева, слепленный из глины и даже изваянный в камне. Лично мне запомнились два Шукшина: один - сделанный из дерева, скорбный и строгий (будь у меня достаточно денег, я бы непременно его приобрел), и другой, исполненный в стиле лубочного творчества, с ярко разрисованным лицом, напомаженными губами, с прилизанными волосами и отчего-то одетый в малиновый бандитский пиджак.

Продавались в торговых рядах и книги. Большая часть из них была, естественно, так или иначе посвящена Шукшину. Собрания сочинений Василия Макаровича и его биографии, впрочем, замечено не было. Потому что, как объяснил один из продавцов, такие книги не пользуются спросом у публики. Зато в избытке встречались тома, сочиненные на весьма сомнительные и притянутые за уши темы: о Шукшине и его знаке зодиака, о Шукшине и его якобы любви к язычеству и шаманизму... Рядом, в торговых рядах, продавались всяческие шаманские принадлежности. И мне вдруг подумалось, что на этом праздновании Шукшин, как таковой, никому и нужен. Мне показалось, что великий русский писатель с каких-то пор превратился в повод выбить деньги для обустройства Сросток и окрестностей, в повод гульнуть, в повод подзаработать деньжат бедноватым местным мужикам...
Я не говорю, что это плохо. Я говорю о том, что большинство нынешнего празднующего народа вряд ли когда-нибудь открывало томик рассказов Шукшина, да и его фильмы смотрели далеко не все. Праздновать день рождения писателя, не прочитав того, что этот писатель написал, это грустно. Это называется - формализм. В формализме нет живого духа, А, значит, нет и смысла.

* * *

И еще о вреде формализма и отсутствии духа. Многих до глубины души возмутило одно мероприятие - так называемая творческая встреча с современными писателями. Вот где был формализм, вот где бездуховность! Представьте: на поляне перед публикой уселось добрых полтора десятка мятых и не совсем трезвых дядек и теток. Да хоть бы эти дядьки тетки говорили о Шукшине, на чей день рождения их, собственно, и пригласили! Какой там Шукшин! Они говорили исключительно о себе - какие они гениальные. И ни о чем больше! Никакой Шукшин им был решительно не интересен! А друг дружку они величали так: «Лучшая в России детская писательница», «Поэт, чьи стихи переведены на сто языков, включая папуасские наречия», «Прозаик, которого все обязаны любить», «Самый гениальный в России критик» и прочее. И читали при этом свои сочинения - весьма посредственные, а то и просто дурные.

И это при всем притом, что прибыли на шукшинский фестиваль эти виртуозы пера за счет организаторов фестиваля, и стребовали за свое присутствие немалые гонорары! Это вам не бедные, но чистые душой кузбасские писатели, которые приехали исключительно за свой счет, ночевали на открытом речном берегу, а местную медовуху употребляли лишь по той причине, что у одного из них как раз случился день рождения. Как говорится, почувствуйте разницу.

* * *

Заключительный день празднования проходил на знаменитой горе Пикет, что в окрестностях Сросток. Там, если вы знаете, установлен бронзовый памятник Василию Макаровичу, а неподалеку - эстрада. На эстраде пели и плясали артисты, один артист наизусть и с выражением читал рассказ Шукшина, с той же эстрады выступали вчерашние приглашенные писатели, говорившие, как граммофоны, вчерашние слова о самих себе...

Народу, впрочем, нравилось. Люди расселись прямо на выжженной траве под сумасшедшим солнцем и бодро аплодировали всякому выступающему. В числе выступавших была и дочь Шукшина - Ольга Васильевна. Вначале добрыми и чистыми словами она вспоминала отца, расплакалась прямо на сцене, затем от имени Василия Макаровича попросила, чтобы районная администрация построила в Сростках детский сад и провела в дома селян воду, ибо и с тем, и с другим в селе постоянная беда. А затем - вдруг ударилась в откровенный и примитивный оккультизм, рассказывая народу, кем в смысле знака зодиака был ее знаменитый отец, и во что он верил. Со слов дочери оказывалось, что Василий Макарович Бога не знал, а веровал он в человека, труд, родную землю и жизнь.  
А над всеми этими людскими радостями, надеждами и бедами высился бронзовый Шукшин. Как известно, ваятель изобразил писателя босым, и палец правой ноги писателя сиял золотом. Этот палец специально и притом давно позолотили устроители фестиваля. Такова уж примета: считается, что того, кто дотронется до золотого шукшинского пальца, ожидает в жизни долгое, неиссякаемое счастье. Говорят, многие едут в Сростки исключительно для того, чтобы прикоснуться к золотому шукшинскому пальцу. Все больше и больше знаменитые шукшинские дни на Алтае превращаются в примитивный оккультно-языческий шабаш. Весьма жаль.

* * *

Праздник подходил к своему завершению, и нашей делегации пора было думать о возвращении домой. Мы запаслись водой, расселись в машину и поехали.

Мы ехали домой. Мы проезжали сквозь нечастые бедноватые алтайские деревни. По обочинам дороги стояли селяне и пытались продавать свой бесхитростный товар: мед, медовуху, березовые веники... Один из кузбасских писателей, Александр Завьялов, то и дело останавливал машину, подходил к продавцам и, не торгуясь, покупал у них что-нибудь из ассортимента. Ни мед, ни веники Александру были не надобны, но он все равно их приобретал. «Видишь, - говорил он мне, - ту женщину? Это, наверно, вдова. Я куплю у нее мед, и у нее появятся деньги. И, может, от того ей станет легче жить. А вот тот мужик, наверно, вдовец. А вот тот парень - вдовий сын...»
И, слушая Александра, я вдруг подумал: он - писатель, и те самовлюбленные мятые типы, о которых говорилось выше, тоже писатели. Но какая же между ними разница! И эта разница - исключительно в пользу Завьялова. Истинный русский писатель обязан думать не о себе, а именно о вдовах и вдовьих детях. Плач о вдовах и вдовьих детях - это как раз то, что отличает русского писателя от всех прочих писателей. Так повелось испокон веку. Да-да! У русского писателя обязана быть добрая душа и сострадательное сердце. Как у Василия Шукшина. Как у кузбасского писателя Александра Завьялова.


Мы возвращались с фестиваля, который был посвящен русскому писателю Шукшину. Мы проезжали сквозь расхристанные русские деревни, и вдовьи глаза их обитателей смотрели нам вослед. Иногда нам казалось, что здесь, в этих деревнях, даже само время течет по иному, и сейчас - не начало двадцать первого века, а все еще середина века двадцатого, когда жил и творил Василий Шукшин, и ничего не изменилось на Руси со времен Василия Макаровича...

В заключение полагается подводить итоги. Да вот, итоги... Я полагаю, что литературный фестиваль под названием «Шукшинские дни на Алтае» себя изжил. Ничего-то там не осталось ни от литературы, ни от самого Шукшина. Прикрыть бы этот фестиваль, дабы не измываться над светлой памятью великого русского писателя, режиссера и актера, да только жаль алтайских мужиков. Для них, как было сказано, этот фестиваль - единственный день в году, когда мужики худо-бедно могут заработать какую-никакую деньгу. Так что пускай он будет, этот фестиваль, во благо тех самых мужиков. Думаю, Василий Макарович не обидится. Он был добрым человеком, и он любил мужиков, потому что сам был русским мужиком.

Анатолий Ярмолюк для Sozidatel.org

Фото автора

http://sozidatel.org/obchestvo/1411-blesk-i-nishheta-shukshinskogo-festivalya.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Ярмолюк
Все статьи Анатолий Ярмолюк
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06