Библейская археология: Как она возникла и зачем нужна

Протоиерей Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научно-богословской работе

0
324
Время на чтение 5 минут

Библейская археология - сравнительно молодая наука, возникшая только в конце XIX века. В средневековье с этой тематикой ассоциировали поиск священных для христиан реликвий, например, обломков Ноева ковчега, щепок от Креста Господня, копья, которым римский легионер пронзил грудь Христу, и так далее. Но представление это безнадежно устарело еще в позапрошлом веке. С момента становления библейской археологии как научной дисциплины (то есть с начала XX века) исследователи ставили себе более сложную задачу: не поиск отдельных артефактов, а восстановление общего исторического фона, на котором происходили библейские события.

Такая задача была крайне важна, поскольку в университетской науке того времени господствовал критический метод изучения Библии. Будучи продуктом европейской скептически-секулярной мысли предшествующих трех столетий, он окончательно оформился в Германии во второй половине XIX века. Это была искусственная историософская схема, построенная на априорных предпосылках деизма, эволюционизма и гегелевской диалектики. Эта схема отказывала еврейскому народу в его религиозной оригинальности, а пропущенный через ее призму библейский текст объявлялся имеющим значительно более позднее происхождение. Скептики утверждали, что, например, большая часть Пятикнижия написана - фактически сфальсифицирована - не во второй половине
II тысячелетия до Р. Х. в Ханаане, а в VII в. до
Р. Х. в Вавилоне. Отвергалась историчность и других книг Ветхого и Нового Завета.

Кабинетная библейская наука оказалась в логическом тупике, отказывая предмету своего исследования в исторической достоверности. Чтобы преодолеть системный кризис, библеистика нуждалась в массиве нового материала, внешнего по отношению к библейскому тексту. Такой материал могла дать только археология. Фактически именно перед ней ставился вопрос: достоверна ли библейская история? Но на этот вопрос невозможно было ответить, откопав несколько предметов прошлого (артефактов, как называют их археологи). Требовался системный подход.

В Палестине и других странах библейского ареала начинают свои исследования ученые, ставящие задачу ответить на вопрос о правдивости Библии. Их, как правило, финансируют религиозные организации и фонды. Наиболее яркие страницы библейской археологии первой половины XX века связаны с Американской школой ближневосточных исследований и ее представителем Уильямом Олбрайтом. В результате многолетних раскопок в разных местах стало ясно, что описанные в Библии события хорошо вписываются в тот исторический и культурный контекст, который можно восстановить на основании археологических данных. Археология не доказала истинности всех событий Библии, но показала, что библейские повествования не противоречат внешним фактам. Этот вывод со временем помог преодолеть гиперкритический подход в библеистике.

После Второй мировой войны исследования, в том числе объектов, связанных с библейской историей, продолжились, но стали носить уже не религиозный, а светский характер. Вопрос о подлинности Библии уже не ставился, задача согласования найденных артефактов с Библией ушла из числа приоритетных. Раскопками стали заниматься не энтузиасты-одиночки, а группы специалистов в различных областях - стратиграфии (изучение культурных слоев), географии, геологии, климатологии, палеоботанике, палеозоологии, антропологии и других. Финансирование начало поступать не от религиозных организаций, а от государственных структур в рамках деятельности университетов и археологических институтов.

Изменилось даже название науки - она стала называться по тому региону, где ведутся исследования, например, археология Израиля или сиро-палестинская археология. В итоге в 70-е годы заговорили о «смерти» библейской археологии.

Если говорить о библейской археологии образца первой половины XX века, то она действительно умерла. Но умерла так, как об этом сказано в Евангелии: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12:24). Библейская археология стала тем зерном, из которого выросла современная археология Палестины и стран библейского ареала. Это был логичный и естественный процесс. Результатом стало огромное количество новых, постоянно пополняющихся сведений о раскопках. Ни религиозные организации, ни отдельные верующие специалисты никогда не могли бы достичь таких объемов исследований, если бы на этих территориях продолжала существовать библейская археология в прежнем виде. Зерно принесло стократный плод.

Специалисты по библеистике получили возможность использовать этот огромный массив материалов, привлекая его для изучения Библии. Задача современной библейской археологии - не раскопки как таковые, а анализ уже имеющегося материала для изучения Библии, прежде всего - для восстановления исторического, религиозного, политического и культурного контекста, в котором происходили библейские события. По сути, библейская археология - мостик между археологией и Библией.

Что же касается исследователей, занимающихся библейской археологией, то это чаще всего верующие люди. Речь, понятное дело, не только о православных - среди библейских археологов есть и католики, и протестанты, и иудеи. В России большинство исследователей библейской археологии так или иначе связаны с православными богословскими учебными заведениями либо с ЦНЦ «Православная энциклопедия». В прошлом году Смоленская семинария организовала первую в России конференцию по библейской археологии, материалы которой были изданы как специальный выпуск журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (№ 5). Но, конечно, в дискуссиях на библейско-археологические темы принимают участие и полевые археологи, и светские специалисты, защищающие иногда невыгодную для Библии интерпретацию артефактов.

Интерпретация тут - ключевое слово. Собственно, основная проблема археологии, в том числе библейской, - проблема интерпретации артефактов. Очень редко находят однозначные артефакты. Чаще всего споры начинаются именно на этапе идентификации: что найдено? как это понимать? как датировать? Нередко артефактам могут быть даны разные интерпретации, которые, будучи соотнесены с библейским повествованием, либо подтверждают, либо опровергают его.

Современная библейская археология - это прежде всего аналитическая наука, то есть исследователи анализируют огромное множество опубликованных данных. А данных действительно множество - достаточно сказать, что сейчас на территории Израиля имеется около 2000 объектов, на которых проводились или проводятся раскопки.

Вплоть до конца прошлого века считалось, что только приобретя многолетнюю практику полевых раскопок, специалист может заняться анализом артефактов. Сейчас этот подход признан порочным, и аналитиков начали готовить со студенческой скамьи, выделив особое направление в археологии - теоретическую археологию. Библейская археология относится к этому направлению.

Но это не только не исключает, а, наоборот, предполагает теснейшее знакомство и с объектами в местах раскопок, и с артефактами, доступными в музеях. Поэтому мы регулярно ездим в страны библейского ареала. А это не только территория Израиля, но и Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Иран, Ирак. Там найдены тысячи артефактов.

Основное достижение библейской археологии - то, что теперь мы можем достаточно уверенно реконструировать исторический и культурно-религиозный контекст различных эпох, и то, что библейские повествования с удивительной точностью вписываются в реконструкцию соответствующего периода. Это дает убедительный аргумент в пользу исторической достоверности библейского повествования


http://www.foma.ru/biblejskaya-arxeologiya-kak-ona-voznikla-i-zachem-nuzhna.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дмитрий Юревич
С нами Бог
История одного рождественского пророчества
28.12.2005
Мнимые тайны кумрана
Ответы на вопросы читателей
09.09.2005
Все статьи Протоиерей Дмитрий Юревич
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26