Игумения Арсения (в миру Анна Михайловна Себрякова) родилась 3 июля 1833 года в благочестивой богатой семье. В шестнадцатилетнем возрасте Анна попросила у отца благословения оставить мир и посвятить всю свою жизнь Богу. В Усть-Медведицком Преображенском монастыре ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (Игнатова, 1816-1864). После кончины предыдущей игумении сестры сами обратились к монахине Арсении с просьбой принять на себя начальство над обителью. Под ее руководством монастырь преобразился, стал одним из самых благоустроенных и в хозяйственном, и в духовном плане. Игумения Арсения любила собирать монахинь для беседы, чтения Священного Писания и святоотеческих творений. По свидетельству духовных чад, она щедро делилась мудрыми советами, умела успокаивать скорбящих, находила слова утешения не только для сестер, но и для мирских людей, обращавшихся к ней за духовной помощью. Письменное наследие игумении Арсении свидетельствует о поразительной глубине ее веры и преданности воле Божией.
Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем,- это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать. Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце,- это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно - это будет мечтательность.
На первой неделе мы говели, и в воскресенье мне что-то захотелось поговорить со своими дочками. Собралось их человек десять и, между прочим, говорили о любви к ближнему. Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит, прежде надо сойти с того места, где стоишь. Где же это то место, где стоишь? Это весь мир, видимый и невидимый. Везде самость захватила все себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у нее все отнимает, имея на все такие же права, как и она. Вот она и видит его врагом своим и ненавидит его. Надо все у себя отнять, чтобы уступить все ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретет и Господа.
Вы писали о скорбях жизни,
спрашивая, необходимы ли они для человека? Этот вопрос поставлен
неправильно, хотя в нем жизненный смысл. Господь создал человека для
блаженства, и был он действительно блажен, пока своим грехом не извратил
в себе все то добро, которое Господь вложил в его душу. Сделавши из
себя самого бога, к которому направил все цели жизни и все стремление,
он все извратил в себе самом и во всем, что его окружает. Каждый человек
для себя бог, и потому такая неурядица между людьми, такая вражда,
такая ненависть друг к другу.
Чтобы возродиться, чтобы прийти
опять в свое естественное состояние, нужно отречься от себя, нужно
отказаться от своего я, от самости, как говорила матушка-схимница
Ардалиона, нужно стать на свое место, а свое место уступить Тому, Кому
Единому подобает честь и поклонение. Но нелегко человеку отказаться от
себя. Ему нужно умереть для страстей, а смерть всегда тяжела и горька.
Тем более ему тяжела и горька, что окружающие его другие люди все живут в
том же состоянии падения, в котором находится и он. Они друг друга
толкают в погибель, и тот, кто хочет выйти из погибели, чувствует на
себе эти толчки прямо в лицо.
Но если Господь поможет, и по
отречении от страстей вместо гордости даст душе вкусить смирение, вместо
себялюбия - любовь к ближнему, вместо жестокости - умиление, вместо
злобы - кротость, вместо страха - веру, вместо отчаяния - надежду,
вместо самолюбия во всех его видах - любовь к Бо¬гу, тогда для души
составляют отраду жизни скорби; она выше их, она их не чувствует, а
только сознает и видит и чувствует великую помощь Божию, укрепляющую дух
в скорбях и искушениях жизни; великую премудрость Его путей, ведущую
человека к свободе через скорби, и в самых скорбях очищающую его,
выводящую из неправильного положения и ставящую всегда на правый путь.
Тогда душа чувствует и силу, и радость, и благодарит Бога за скорби, и
кажутся они ей ничтожными в сравнении с теми благами, которые Он даровал
ей через скорби.
В письме вашем есть
выражение, в котором заключается вся суть письма: «Требования души и
тела объясняются законом природы и совершаются по этим законам, без
отношения к тому, греховны ли они или святы». Да, это так, и это
показывает, что природа человеческая тленна. Наш дух связан с плотию так
тесно, что составляет одно нераздельное существо. Если мы будем
развивать в себе все животные силы, то мы будем скотоподобны. Животными
силами я называю не только физические, но и все силы души, данные для
земной жизни. Если же мы будем, при помощи Божией, стремиться развивать в
себе силы бессмертного духа, то это будет непременно в ущерб сил
животных, даже противоречить будет всем законам и требованиям животной
природы нашей. Стать выше этой природы может только душа, укрепленная
благодатию Божией.
Вы справедливо сказали, что закон природы
влечет нас к действиям, ему свойственным, не разбирая, святы они или
греховны, даже не спрашивая нашего согласия. Это влечение закона
животной нашей природы называется естественным в падшем естестве
человеческом. Он для духа нашего противоестествен, потому что он его
угнетает, подавляет, убивает. Живя по законам нашего падшего естества,
мы все же иногда чувствуем безотчетную тоску, неудовлетворение,
стремление к чему-то высшему, к свободе из всего, что составляет нашу
земную жизнь. В этой тоске, в этом стремлении сказывается потребность
нашего духа. Если мы будем заглушать в се¬бе этот голос, то совсем он
замолкнет или обратится в чувство отчаяния. Но отчего он так слаб?
Оттого, что по падении мы не можем никакого добра взять своею силою, и
только благодать Божия может его в нас оплодотворить, когда мы дадим
место благодати в себе своим смирением и верою. Оттого и называется
духовная жизнь выше-естественной. Надо трудиться над собою, надо искать
того, что выше земных интересов, и надо веровать, что все святое
получается только благодатию Божиею,- и оттого и надо смиряться.
Не оправдывая уклонения в чувственность, я все же скажу вам, что вы, живя среди мира в семейной жизни, не можете предаться всецело духовным целям. Вы пишете, что деятельность ваша вращается около наслаждения телесного, славолюбия и материального обеспечения. Так отрешиться от этой деятельности вы даже не можете, но вы могли бы и в этой деятельности не уклоняться от пути спасения. Если по требованию своего падшего естества вы делаете дело из видов славолюбия и при этом встретите успех дела, не забудьте благодарить Господа за милость Его, Ему одному приписать успех дела, от Него принять утешение, посланное в жизни, Его восхвалить за милость незаслуженную. Если же встретится неуспех, огорчение, и вместо удовлетворения чувства славолюбия и честолюбия придется потерпеть бесчестие, то постарайтесь принять это от Господа как заслуженное, смиритесь перед Ним и пожелайте еще б€ольшего бесчестия для очищения своей гордости и самолюбия. Потрудитесь над своим сердцем, чтобы оно простило врагов, чтоб не мстило даже мыслию, чтоб воздало за зло добром. Так поступайте и в других случаях, при другой деятельности. Если по страсти делается дело, то чтобы каждая его часть делалась по слову Божию. Тогда-то увидите вы, с чем бороться, и сколько немощи в ду¬ше, бессилия. Тогда и вера возродится в сердце. А когда будете видеть помощь Божию, то еще больше утвердитесь в вере и уповании на Его силу. Не умом, а сердцем надо ощутить и свою немощь, и Его силу.
Не шутите чувствами, они, как огонь, все могут истребить в душе, и в сердце, и в уме: что насадило слово Божие, все сожгут и оставят душу с одними ее страстями и грехами. Надо хранить чистоту тела и души; иначе умрет душа смертию вечною, и эта смерть ужаснее всего, что есть на земле и на небе. Посмотрите в житиях святых, как люди добрые подвизались и искали Господа всеми силами души и тела.
...Но отчего же ты чувствуешь болезненное и томящее ощущение в сердце? Отчего? Конечно, от страстей. Идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17). А я скажу, где страсть, там теснота и страдание. Что страсти живут в нашем сердце - это неоспоримо, но они не дают себя знать томительною тяжестью, когда мы их не сознаем и исполняем их. Не томят они и тогда, когда, сознавая их, мы им противимся. Но когда мы сознаем их в себе и не хотим всеми силами души восстать против них, когда мы одною частью души отвергаем их, а другою прислушиваемся к их сладкому говору, когда мы уклоняемся от обличений, когда жалеем себя и не решаемся идти по крестному пути за нашим Крестоносцем, Учителем,- тогда, конечно, будем чувствовать томление и боль. Господь, взявший на Себя все наши грехи и немощи, показал Собой пример борьбы воли. В Гефсиманском саду Он до тех пор томился, пока воля Его согласилась принять страдание. Испытай свое сердце, и ты увидишь, что в нем много противоречий. Надо один раз навсегда предать душу свою водительству воли Божией, последованию заповедям Его и руководству суровым монашеским правилам. Когда согласится душа, так и будет легко.
Я верю тому, что тебе нелегко живется. И болезнь родителей, и все, что делается не так, как бы тебе желалось,- все это тебя мучает. Но как же ученик Христов учит нас за все благодарить? Он говорит: Непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 17-18). За все - значит, за все скорби и за все неприятное, что случается в жизни. Да, прежде надо укрепить веру в сердце, что все творится по воле Божией. Нужно согласиться предаться этой Святой воле. Нужно смириться сердцем, признать себя недостойной лучшего. Тогда только можно за все благодарить. Епископ Игнатий учил своих учеников часто во время скорбных обстоятельств, так же как и во время радостей, повторять слово благодарения Богу так часто и подол¬гу, как молитву Иисусову: «Слава Богу за все!» и опять: «Слава Богу за все!». При этой молитве отходит ропот от сердца, смущение исчезает, и так мирно становится на сердце, радостно... У Господа есть свет, который всякое смущение отгоняет. Только бы приступила к Нему душа верою!
Печатается по книге: Путь немечтательного делания. Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. М., 2002.http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60883&Itemid=3