История человечества - череда войн, катастроф, предательств, подвига. Это знает каждый. Но и закрыто это от сознания как будто занавесом из пышной сахарной ваты. Однако вот случается неизбежное, подготовленное движением всех предыдущих событий, всей пестротой сложных связей, и приходит час испытаний...
Когда духовно опытный священник, любящий больше всего на свете Литургию, говорит, что Бог лишь ждёт, чтобы человек потянулся к Нему, он знает, что говорит: в ответ Он протянет человеку Свою руку.
* * *
У актёра русского драмтеатра в Симферополе Владимира Денщикова одним из увлечений в жизни было макраме - так называется хитрая техника узелкового плетения. Работа кропотливая, тонкая. Одно изделие может состоять из нескольких миллионов узелков. Это было хобби, он более тридцати лет делал модные кулоны, колье, сумочки... К Пасхе 2007 года Владимир Анатольевич почему-то вдруг вознамерился сплести и подарить знакомому батюшке икону святителя Николая Чудотворца. Прежде он подобного не делал. Пообещал успеть к Пасхе.
Пять лет назад Праздник Праздников, как называют Пасху люди православные, выпал на 26 марта. Время для работы было. Но в феврале Владимира Анатольевича поразила болезнь, случился инсульт - катастрофа мозга, отнялись правая рука и нога. Он стал беспомощным человеком, сделался почти, как говорят врачи, растением. Казалось, о своём обещании можно забыть: не до того...
Но однажды он попросил жену принести ему в больничную палату незавершённый образ. Он взялся за работу. Да и врачи советовали - учить пальцы двигаться. И пальцы послушались. Так с той поры и пошло: неподвижна рука (пальцы «сосисками»), но стоит лишь взяться за плетение святого образа, они оживают, рука становится послушной. Заканчивается работа - плеть.
Так открылся смысл для дальнейшей жизни. А может, и вообще всей.
* * *
А всё начиналось совсем в другом русле.
В 1973 году на Украине снимался
6-серийный фильм, ставший впоследствии знаменитым, «Как закалялась
сталь». Денщиков в ту пору учился в Киевском театральном институте,
внешность его была счастливой и его пригласили поучаствовать в пробах на
главную роль. Пробы он прошёл с успехом и в какой-то момент был
утверждён на роль Павла Корчагина. Судьба удержала. Помогла Владимиру
Анатольевичу неорганизованность юности, «разболтанность», как он
выразился. В роли Корчагина снялся Владимир Конкин, снискав тем себе
большую славу. Владимир Анатольевич не жалеет и вот по какой причине:
«Судьба сложилась бы совсем иначе, и не встретил бы я Наташу...»
После окончания института его по государственной распределительной
системе направили работать в театр далёкого города Советская Гавань. В
том морском театре судьба и свела с Натальей Малыгиной. Она, молодая
актриса, там оказалась также по распределению...
Созданные, сплетённые Владимиром Денщиковым иконы теперь известны многим. Одна из них преподнесена патриарху Кириллу во время его посещения Симферополя (икона Божией Матери «Умиление»), другая - Блаженнейшему митрополиту Владимиру (образ святого князя Владимира, Крестителя Руси).
Технику, в которой создаются иконы, Денщиков называет «узелковым плетением макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворных тканей». Он поясняет: «Рукотворные ткани я придумал и запатентовал сам. В ризах, одеяниях святых использую своеобразную ткань, которая сложена из полумиллиметровых льняных ниточек без поперечного крепления. Неоднократно мне предлагали вплетать туда золотые, серебряные нити, я - категорически против этого. Моя идея - создать изо льна то, что создавали наши предки и что так поражает в храмах в убранстве алтарей, икон, украшенных золотом, серебром, дорогими камнями». То есть идея - открывать духовную суть невидимого мира. Это особый вид мышления, близкий к тому, что Е.Н. Трубецкой назвал «умозрением в красках». «Я работаю без особых приспособлений, - рассказывает мастер, - без крючка, спиц. Каждый узелочек завязан вручную. Ширина нити колеблется от 0,5 до 2 мм...»
Работы Денщикова «путешествуют»; выставки проводились уже во многих городах - Львове, Ужгороде, Севастополе, Северодонецке, Донецке, Симферополе, Москве, Киеве... Выставлялись его образа и в столицах Австрии, Венгрии, Германии. Недавно Денщиков получил предложение со Святой Земли...
Автор этой статьи впервые увидел иконы мастера на небольшой выставке в Ливадийском дворце во время фестиваля «Великое русское слово - 2012». Выставка сопровождалась небольшим концертом духовной музыки. В настоящее время достаточно крупная выставка его работ проходит в Самаре, где по просьбе горожан она продлена на несколько месяцев, до сентября.
Спрашиваю Владимира Анатольевича, как иконы перевозятся? Оказывается, в пассажирском купе. Художник покупает за свой счёт несколько мест, и иконы едут с сопровождающим как пассажиры.
Был случай, икону святого Александра Невского (выполнена «в рост») чиновник не пожелал пропускать, утверждая: «не габарит». На самом деле икона бы свободно разместилась, просто, говорит Денщиков, человек хотел получить взяточку, но это ему не удалось.
Икона святого благоверного князя Александра Невского ждёт своего часа, чтобы занять уготовленное ей место в восстанавливаемом кафедральном соборе Симферополя - в грандиозном соборе Александра Невского. Митрополит Крымский Лазарь благословляет труды Денщикова.
А пока икона Александра Невского участвует в выставках. Книга отзывов полна самых сердечных откликов. Художник рассказывает, как его тронула запись одной девочки-подростка: «Владимир Анатольевич, продолжайте заниматься творчеством. Я хочу, чтобы мои дети увидели ваши иконы». Это взгляд с высоты будущего. Денщиков видел, как люди молятся со слезами около его икон. Это действительно открывает смысл жить и много работать.
* * *
Случалось ли вам быть летом на Божественной Литургии, которая совершается на воздухе, у стен храма, по причине большого праздника? Во время Херувимской можно непременно услышать, как птицы, усевшись на кровлю церкви клювиками к клиросу, щебечут, очень приятно щебечут - словно б осмысленно подпевают. «Всякое дыхание да хвалит Господа», - говорит Псалмопевец в 150-м псалме. В иконах Денщикова словно бы сам воздух сплетается в нити и, несколько загустев, предстаёт перед нами святыми образами.
Русский философ Евгений Трубецкой в своём выдающемся труде «Умозрение в красках» (работа 1915 года, написана в разгар кровавой войны) показал, что наши средневековые иконописцы - «не философы, а духовидцы» свои мысли выражали «не в словах, а в красках», противостоя нашествию ада на землю, что в ту пору было материализовано в виде междоусобиц, нашествия, ига. В их творчестве был ответ на вопрос о смысле жизни, который «в их дни ставился не менее резко, чем теперь, - говорил князь Е. Трубецкой. - Тот ужас войны, который мы теперь воспринимаем так остро, для них был злом хроническим. Об «образе зверином» в их времена напоминали бесчисленные орды, терзавшие Русь. Звериное царство и тогда приступало к народам все с тем же вековечным искушением: «все сие дам тебе, егда поклонишися мне» (это призыв антихриста). Все древнерусское религиозное искусство зародилось в борьбе с этим искушением. В ответ на него древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира...»
Битва длится, обретая на выходе из очередной катастрофы новые формы.
* * *
С Натальей Малыгиной (она актриса Симферопольского театра русской драмы) вместе они «всю жизнь». А венчались недавно - в храме Святителя Николая, что в селе Малореченское близ Алушты. Венчал их о. Сергий, настоятель храма, которому и была обещана первая икона. Отец Сергий - духовник семьи и большой пропагандист творчества Денщикова. Кстати, он считает, что болезнью Господь увёл Владимира от мирского лицедейства, искусства греховного, и дал в руки то, что спасительно. На это указывает и способность руки оживать во время работы над образами.
Храм в Малореченском - необычный (если вообще храмы могут быть «обычными»). Этот храм-маяк высотой с двадцатиэтажный дом выстроен на пятидесятиметровой скале над морем, в его нижнем уровне расположен Музей катастроф на водах.
Это современный интерактивный музей - в нём и жутковатым шумом воды, и мрачным оформлением (обломки, сети, ил), и демонстрацией на больших экранах фильмов о кораблекрушениях создаётся эффект сопричастности катастрофам.У каждого корабля, как и у человека, как
и у государства, своя судьба, свои обстоятельства катастрофы. О каждом -
своя память. Вот перед нами на экране «Титаник» и его горделивая
сытость, а вот наша «Армения» и её жертвенный подвиг, а вот суетливость
конвоя PQ-17... И для всех одно морское дно, и над всеми на высокой скале -
храм-памятник, православный храм-маяк, указывающий спасительный берег.
_____________
Фото - А. Васильева и В. Филина
http://rusedin.ru/2012/07/28/odolevaya-katastrofu/