Когда дружить человеку работающему?

0
140
Время на чтение 4 минуты

Из-за колоссальной загруженности сегодня друзья нередко становятся абстрактной категорией. Да, они являются важным фактом твоей биографии, их вспоминаешь, с ними все время ведешь какой-то внутренний диалог, но при этом реальное взаимодействие с ними минимально. Отчего так происходит? Рассуждает Андрей Феликсович КОПЬЕВ, кандидат психологических наук, профессор МГППУ


Те перемены, которые произошли в нашей стране в 90-е годы, коснулись не только экономики, но и человеческих отношений. Произошло разрушение чувства общности, участливости, которые были свойственны русским людям испокон веков. Вот как, к примеру, пишет об этом в статье «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.А. Бердяев: «Русское царство XIX века было противоречивым и нездоровым, в нем был гнет и несправедливость, но психологически и морально это не было буржуазное царство и оно противопоставляло себя буржуазным царствам Запада».

Большевики, придя к власти, не стали уничтожать эту «русскую общинность», а наоборот, культивировали ее и использовали в своих интересах. Из фольклора и классической литературы дружба перекочевала в массовую культуру: в песню, и особенно в кино - от «Большой семьи» до «Иронии судьбы». Но, вместе с «общинностью» советское общество унаследовало и противоречивость русского общества. А поскольку в основе советской идеологии лежала лишь марксистская химера, то и получилось, что общество у нас внешне было монолитным, а внутри там было огромное количество разных слоев и прослоек. В том числе занимал там свою нишу и некий подпольный миллионер Александр Иванович Корейко, персонаж «Золотого теленка». Этот типаж рекрутировался из разных слоев: из комсомола, из интеллигенции, из руководящих структур, - будучи натурой жесткой и циничной, он подстраивался под любую идеологию. Это о «корейках» пел Высоцкий: «Мы в очереди первые стояли, а те, кто сзади, нас уже едят». И в 90-х, пока все со своей «общинностью» раздумывали, что же делать, «корейки» действовали, решительно захватывая все, что было можно. Это было их время. Другие же, далеко не столь предприимчивые, вынуждены были как-то реагировать, приспосабливаться к новым условиям; кто-то оказался не у дел, вынужден был выживать, и тут уж всем стало не до дружбы в ее привычном наполнении.

А дружба, между тем, уж если она была, никуда не делась, она сейчас лишь изменила свою форму. Как мне кажется, на данный момент мы имеем некий «пейзаж после битвы», как гениально назвал свой фильм Анджей Вайда: дым оседает, мы видим, что же произошло, возможно, пока еще не в полной мере. И надо принять эту ситуацию. По крайней мере, именно так я объясняю близким людям нынешнюю редкость наших встреч, некоторую формализацию отношений. То, что происходит сегодня со мной, я воспринимаю как войну: я сижу в окопе и не знаю, когда оттуда выберусь, будет ли моя личная жизнь когда-нибудь более комфортной и менее загруженной деловыми попечениями. Одно могу сказать: так сложилось, я к этому не стремился.

Здесь, мне кажется, важно не впадать в другую крайность - в обиду и взаимообособление. Конечно, нам хочется привычного участия, искренности, информированности, а не брошенного на ходу «привет-привет», и то не всегда. Но если мы начнем обижаться друг на друга, то наша взаимосвязь обретет отрицательный эмоциональный тон, и место дружества займет взаимное раздражение, недоброжелательное взаиморазглядывание. Тогда временно возникшая между нами дистанция еще увеличится, покажется проявлением амбиций: вот, мол, «оторвался от народа» и пр. Я думаю, что очень многие никуда не оторвались, другое дело, что их оторвало, но это не значит, что они изменились внутренне, и перестали быть «своими».

В то же время в наступившем сегодня затишье дружеской экспансии есть и положительные моменты.

Я всегда не любил «колхозы»: жизнь в условиях слишком сплоченных сообществ (пионерские лагеря, больничные палаты), нередко дает козыри людям не самым умным, не самым добрым, но озабоченным проблемой власти. Такие люди, умея навязывать свою фальшивую дружественность и солидарность, на самом деле расставляли силки и капканы для тех, кто не хотел плясать под их дудку. Пожалуй, яркий пример такой «дружбы» - фильм «Чучело». Но и в жизни немало случаев, когда под видом дружбы нам навязывают подневольное существование в каком-то сообществе.

Как-то ко мне за консультацией обратилась одна супружеская пара - студенты последнего курса вуза. Проблема состояла в тяжелом, психологически-угнетенном состоянии мужа. Я побеседовал с ним - это был талантливый, очень интеллектуально развитый юноша, но состояние его было настолько тяжелым, что я даже заподозрил психиатрические проблемы. Многое, однако, прояснилось после разговора с его супругой: где-то с первых минут беседы она заявила, что всегда была ... «совестью курса». Такие «совести курса», «совести класса» были во всех сообществах. Возможно, это были и не плохие люди, но их «жесткая лапка в мягкой перчатке» готова была обратить всю свою власть против тех, кто, имея индивидуалистическое начало, не хотел дружить так, как его заставляли. Вот почему некоторая «коррекция» коллективистского начала не вредна. Здесь мне видятся и некоторые положительные стороны развития индивидуализации, которая происходит сегодня.

Я не слишком разбираюсь в том, что называется интернетом, но мне кажется, что сегодняшнее присутствие огромного количества людей в социальных сетях, их желание что-то откомментировать, подать свой голос, желание быть услышанным, в условиях нашей обезличенной среды, - это ни что иное как восполнение той, исконной общинности, которую, как казалось, мы в последнее время утратили. Это стремление общаться, дружить в людях неискоренимо.

Тут возникает другой вопрос: а нужны ли вообще друзья? Заметим, что Евангелие почти никогда не говорит о дружбе. Как объясняет эту его особенность Клайв Льюис в своем знаменитом трактате «О любви»: «Дружба слишком духовна, чтобы стать символом духовного...Она бесполезна и не нужна, как философия, как искусство, как тварный мир, который Бог не обязан был творить. Она не нужна жизни; она - из тех вещей, без которых не нужна жизнь».

Подготовила Оксана СЕВЕРИНА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10029&article=2463

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08