О добродетельных неверующих

0
334
Время на чтение 3 минуты

Вопрос о добродетельных неверующих ставят довольно часто - с двух сторон. С одной стороны, неверующие - которым кажется, что для христианства это должно быть проблемой. С другой - новообращенные верующие, которые остро переживают свое обращение "от тьмы к свету и от власти сатаны - к Богу" и которым, поэтому, кажется, что вообще ничего доброго за пределами Церкви быть не может. Впрочем, такое настроение в некоторых общинах поддерживается - мне доводилось читать о людях, которые ушли из своих религиозных групп (иногда - от веры в Бога вообще) потому, что им внушали, что кругом одни развратники и злодеи - что оказалось явно не так. Недавно я читал воспоминания одной женщины, выросшей в очень замкнутой секте. Ее доверие к учению секты подорвал  пожар - когда ее семья осталась без дома, а соседи (не-сектанты) отнеслись к ним с большой добротой и оказали щедрую помощь. Как же так - думала она - это же навеки проклятые нечестивцы из царства сатаны...

Увы, сектантский взгляд на мир может проникать и в Церковь, когда человек считает своим религиозным долгом видеть кругом лишь грязь, нечестие и разврат, а к добродетелям иноверцев или неверующих относиться с глубокой подозрительностью - ведь подлинная добродетель бывает только у нас, право верующих. Психологически это понятно - человек, желающий подчеркнуть свою принадлежность к какой-то группе (футбольному клубу, нации, политической партии, и, увы, Церкви тоже) инстинктивно делает это, подчеркнуто отторгая другие группы - "мы" это вам не "они". Но вот богословски это неверно - потому что Священное Писание признает, что люди, не принадлежащие к народу Божию, могут проявлять добродетель и совершать подлинно хорошие, одобряемые Богом поступки.

Египетские повивальные бабки саботировали приказ фараона убивать новорожденных мальчиков (Исх.1:14-21), персидский царь Кир оказал многие благодеяния народу Божию, за что его Писание очень хвалит (напр. Исайя 44:28). В Новом Завете упоминаются сотник Юлий, римский офицер, поступавший с Апостолом Павлом "человеколюбиво" (Деян.27:1-3). Жители острова Мелит (Мальты) оказавшие потерпевшим кораблекрушение св. Апостолу Павлу и его спутникам "немалое человеколюбие" (Деян.28:1). Священнописатели признают добро в людях ( в том числе внешних) и благодарны за него.

Апостол Павел пишет о том, что все люди вообще наделены знанием нравственного закона: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)"

Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви - потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ.  Мы живем в падшем мире, но не в аду - и мы должны видеть подлинное благо везде, где оно себя проявляет, и быть за него благодарными, Богу и людям.

Однако, у по-настоящему хороших людей есть одно важное качество - они видят свои недостатки, грехи и упущения, и сокрушаются о них. Чем человек хуже, тем меньше он склонен это замечать - "а что, если и убил кого, так только по делу". Чем человек лучше - тем заметнее (и тем мучительнее) ему всякое пятнышко на совести. Когда мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы соблюдать нравственный Закон, мы обнаруживаем, то не соблюдаем его так, как должно. У самых самых разных людей, принадлежащих к самым разным цивилизациям, присутствует сознание трагичности, падшести нашего существования; но также присутствует надежда и ожидание. Великий японский писатель Кэндзи Миядзава (Буддист) говорит о трагической смерти своей сестры:

Моя маленькая сестричка

Сегодня уже будет так далеко отсюда.

За окном идет мокрый снег, но все залито ясным светом.

Оплакивание греха, смерти и изуродованности нашего мира - вместе с надеждой на то, что последнее слово принадлежит не смерти - это то, что обще всем нам, людям; хотя некоторые из нас и подавляют это чувство. Пророк говорит о Христе как о  "Желаемом  всеми народами" (Агг.2:7), как о том, в Ком Бог дает ответ на все человеческие поиски и вопрошания - Том, кто приходит победить грех и смерть. Добродетель не может заменить Христа; но она ведет ко Христу. В книге Деяний Апостольских упоминается Сотник Корнилий. Он был на редкость хорошим человеком - добрым, щедрым, искренне религиозным, "муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским (Деян.10:22)" Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом - поистине, неординарная личность!  Как Писание оценивает его добродетель? Ничтожна ли она в глаза Бога? Нет; как говорит Корнилию Апостол Петр, "услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. (Деян.10:31)". Значит ли это, что Корнилий и так хорош и не нуждается в Спасителе? Как раз нет; Бог обратил внимание на его искренне желание жить по правде, и Он послал  к нему Апостола Петра, чтобы проповедать ему Христа и преподать Святое Крещение.

Добродетель вне Церкви существует - Бог ее видит и одобряет. Но эта добродетель - запрос, а не ответ, ожидание, а не осуществление.

Ответом и осуществлением является Христос.

Автор: ХУДИЕВ Сергей

http://www.foma.ru/o-dobrodetelnyix-neveruyushhix.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви
Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.
16.05.2025
Западная русофобия дает шанс вернуть потерявшихся
Многие из релокантов понаговорили и понаписали такого, что теперь опасаются ступать на российскую почву. Но люди меняются – а неласковый прием за границей особенно побуждает их к переоценке своих поступков.
12.02.2025
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
06.06.2025 18:56
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от учитель
06.06.2025 16:06
Азбука и букварь
Новый комментарий от Игорь Ал
06.06.2025 15:40
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
06.06.2025 15:08
«Наш язык в большой беде»
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:45
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:37