О добродетельных неверующих

0
332
Время на чтение 3 минуты

Вопрос о добродетельных неверующих ставят довольно часто - с двух сторон. С одной стороны, неверующие - которым кажется, что для христианства это должно быть проблемой. С другой - новообращенные верующие, которые остро переживают свое обращение "от тьмы к свету и от власти сатаны - к Богу" и которым, поэтому, кажется, что вообще ничего доброго за пределами Церкви быть не может. Впрочем, такое настроение в некоторых общинах поддерживается - мне доводилось читать о людях, которые ушли из своих религиозных групп (иногда - от веры в Бога вообще) потому, что им внушали, что кругом одни развратники и злодеи - что оказалось явно не так. Недавно я читал воспоминания одной женщины, выросшей в очень замкнутой секте. Ее доверие к учению секты подорвал  пожар - когда ее семья осталась без дома, а соседи (не-сектанты) отнеслись к ним с большой добротой и оказали щедрую помощь. Как же так - думала она - это же навеки проклятые нечестивцы из царства сатаны...

Увы, сектантский взгляд на мир может проникать и в Церковь, когда человек считает своим религиозным долгом видеть кругом лишь грязь, нечестие и разврат, а к добродетелям иноверцев или неверующих относиться с глубокой подозрительностью - ведь подлинная добродетель бывает только у нас, право верующих. Психологически это понятно - человек, желающий подчеркнуть свою принадлежность к какой-то группе (футбольному клубу, нации, политической партии, и, увы, Церкви тоже) инстинктивно делает это, подчеркнуто отторгая другие группы - "мы" это вам не "они". Но вот богословски это неверно - потому что Священное Писание признает, что люди, не принадлежащие к народу Божию, могут проявлять добродетель и совершать подлинно хорошие, одобряемые Богом поступки.

Египетские повивальные бабки саботировали приказ фараона убивать новорожденных мальчиков (Исх.1:14-21), персидский царь Кир оказал многие благодеяния народу Божию, за что его Писание очень хвалит (напр. Исайя 44:28). В Новом Завете упоминаются сотник Юлий, римский офицер, поступавший с Апостолом Павлом "человеколюбиво" (Деян.27:1-3). Жители острова Мелит (Мальты) оказавшие потерпевшим кораблекрушение св. Апостолу Павлу и его спутникам "немалое человеколюбие" (Деян.28:1). Священнописатели признают добро в людях ( в том числе внешних) и благодарны за него.

Апостол Павел пишет о том, что все люди вообще наделены знанием нравственного закона: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)"

Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви - потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ.  Мы живем в падшем мире, но не в аду - и мы должны видеть подлинное благо везде, где оно себя проявляет, и быть за него благодарными, Богу и людям.

Однако, у по-настоящему хороших людей есть одно важное качество - они видят свои недостатки, грехи и упущения, и сокрушаются о них. Чем человек хуже, тем меньше он склонен это замечать - "а что, если и убил кого, так только по делу". Чем человек лучше - тем заметнее (и тем мучительнее) ему всякое пятнышко на совести. Когда мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы соблюдать нравственный Закон, мы обнаруживаем, то не соблюдаем его так, как должно. У самых самых разных людей, принадлежащих к самым разным цивилизациям, присутствует сознание трагичности, падшести нашего существования; но также присутствует надежда и ожидание. Великий японский писатель Кэндзи Миядзава (Буддист) говорит о трагической смерти своей сестры:

Моя маленькая сестричка

Сегодня уже будет так далеко отсюда.

За окном идет мокрый снег, но все залито ясным светом.

Оплакивание греха, смерти и изуродованности нашего мира - вместе с надеждой на то, что последнее слово принадлежит не смерти - это то, что обще всем нам, людям; хотя некоторые из нас и подавляют это чувство. Пророк говорит о Христе как о  "Желаемом  всеми народами" (Агг.2:7), как о том, в Ком Бог дает ответ на все человеческие поиски и вопрошания - Том, кто приходит победить грех и смерть. Добродетель не может заменить Христа; но она ведет ко Христу. В книге Деяний Апостольских упоминается Сотник Корнилий. Он был на редкость хорошим человеком - добрым, щедрым, искренне религиозным, "муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским (Деян.10:22)" Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом - поистине, неординарная личность!  Как Писание оценивает его добродетель? Ничтожна ли она в глаза Бога? Нет; как говорит Корнилию Апостол Петр, "услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. (Деян.10:31)". Значит ли это, что Корнилий и так хорош и не нуждается в Спасителе? Как раз нет; Бог обратил внимание на его искренне желание жить по правде, и Он послал  к нему Апостола Петра, чтобы проповедать ему Христа и преподать Святое Крещение.

Добродетель вне Церкви существует - Бог ее видит и одобряет. Но эта добродетель - запрос, а не ответ, ожидание, а не осуществление.

Ответом и осуществлением является Христос.

Автор: ХУДИЕВ Сергей

http://www.foma.ru/o-dobrodetelnyix-neveruyushhix.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18