«Мы выпускаем уникальных специалистов»

Интервью с заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Константином Антоновым

0
287
Время на чтение 6 минут
В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов.

 
- Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре - странная хронология...

- Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами - сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название.

- Для кого в первую очередь создавался православный университет?

- ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент - и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.

- А много ли ваших выпускников потом рукополагаются?

- Богословский факультет, естественно, готовит священников. Например, на направление «Теология» мы берем традиционно только юношей, хотя на других отделениях обучаются и молодые люди, и девушки (на заочное отделение девушки могут поступать и на теологию). Предполагается, что многие теологи станут в дальнейшем священнослужителями. Для этого при богословском факультете существует Богословский институт, который является чисто церковным учреждением. Там те наши студенты, которые хотят рукополагаться, получают необходимые для этого дополнительные знания и умения. В итоге ребята получают сразу два диплома - диплом о высшем образовании теолога и церковный диплом, который дает им возможность рукополагаться. Рукополагаются действительно многие. В порядке хвастовства могу сказать, что среди наших выпускников уже шесть архиереев.

- Как происходит отбор на факультет? Абитуриент должен разбираться в азах богословия и быть воцерковленным, или берете всех желающих?

 
- Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили воцерковленные люди или, по крайней мере, сочувствующие Церкви, интересующиеся Православием, ищущие. Но бывает, что приходят и случайные люди - тут два варианта: либо человек входит в наш образ жизни, либо выпадает. У нас проводятся регулярные факультетские службы, совместные молитвы в начале и конце каждого занятия; студенты после первого курса едут на летнюю практику в монастырь. Понятно, что те, у кого это вызывает отторжение, сами не останутся. Если же желание принять наш распорядок есть - милости просим. Богословие невозможно изучать абстрактно, здесь нужна практика жизни. Кстати, у нас есть подготовительные курсы, где блок лекций «Введение в вероучение» можно прослушать совершенно бесплатно. Это делается для того, чтобы абитуриент «на берегу» познакомился со спецификой нашего образования и понял, нужно ли ему это.

- Чем отличается образование в ПСТГУ от образования в светских вузах - МГУ или РГГУ - и от образования в семинариях и духовных академиях? К чему вы ближе?

- Семинария специализированно готовит священнослужителей. Отделения или центры религиоведения в светских университетах связаны либо с философией (как в МГУ), либо с историей и социологией религии (как в РГГУ). Наша особенность в тесной связи религиоведения с православным богословием. Уникальность таких специалистов в том, что, с одной стороны, как и религиоведы из МГУ, РГГУ и других светский вузов, они ориентируются в истории религий, а с другой - как и выпускники семинарий и духовных академий, знают теоретическую и практическую сторону богословия. Мы не развиваем специальное православное религиоведение, но мы готовим религиоведов, которые были бы православными церковными людьми, хорошо разбирались бы и теоретически, и практически в православном богословии и ситуации в Русской Церкви. В этом случае наши выпускники смогут выступать как связующее звено между светским религиоведческим сообществом, Церковью, общественными организациями и госструктурами. Надеюсь, наши выпускники, взяв все лучшее из светской и церковной систем образования, помогут преодолеть 20-летнюю конфронтацию богословов и религиоведов.

- Есть ли на факультете система практик?

 
- Во-первых, практика в монастыре после первого курса. Наши студенты ездили на Валаам, Соловки, в Антониево-Сийский монастырь. Сейчас отправились в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. Во-вторых, мы разрабатываем систему «производственных» и исследовательских практик, где студенты могли бы поработать в разных сферах - от госучреждений и социологических исследований до журналистики и преподавания. Сейчас организуем практику по историко-художественному направлению. Планируется, что студенты будут выезжать в разные города, проводить археологические и исторические изыскания, заниматься изучением живописи и зодчества. В-третьих, у нас есть и зарубежные связи. Студенты старших курсов проходят регулярные стажировки в Берлинском университете. Университет тесно сотрудничает с Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), Университетом им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария), Миланским католическим университетом (Италия), Католическим университетом Парижа (Франция), Институтом восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриаршим университетом им. Андрея Первозванного (Грузия), Мюнстерским и Фрайбургским университетами (Германия).

- Где после окончания работают выпускники богословского факультета?

- Наши выпускники могут не только заниматься научной деятельностью и выбрать для себя путь служения, но и работать в государственных, благотворительных, епархиальных структурах, в СМИ, преподавать. Поэтому мы вырабатываем систему практик, которая еще во время обучения позволяет нашим студентам познакомиться с разными направлениями и выбрать дальнейшее направление деятельности. С теологами понятно - это либо наука, либо церковное служение. Многие находят себя в преподавании. Особенно сейчас, в связи с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах, наши выпускники будут тем более востребованы. Студенты уже во время обучения часто работают в православных гимназиях. Некоторые выпускники после окончания остаются преподавать у нас. Кто-то идет в науку, кто-то занимается социологическими исследованиями. Нередко наши выпускники находят себя на государственной службе. Например, недавно профильный комитет Госдумы попросил направить к ним на практику студентов старших курсов. В каждом крупном городе, областном центре и т.п. всегда требуются люди, осуществляющие контакты государства с Русской Православной Церковью. На этой стезе наши выпускники очень востребованы. Они, с одной стороны, разбираются в церковной жизни, а с другой - у них прекрасная гуманитарная, университетская база.

В заключение хочется пожелать всем абитуриентам этого года сознательного и ответственного выбора дальнейшего пути и успехов на нем!

http://www.pravoslavie.ru/guest/54957.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Антонов
Мудрые змеи и где они обитают
В православном вузе занялись светским взглядом на религию
08.02.2017
Как в СССР изучали религию, чтобы с ней бороться
К-70 летию главного безбожника
05.12.2013
От Шеллинга к славянофильству
Иван Киреевский считал православие основой духовной жизни народа, на которую может опереться и образованный человек
15.11.2006
Все статьи Константин Антонов
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22