Жаркий июль. Печерская Лавра. Ближние пещеры. Как обычно, останавливаюсь у входа и смотрю на большую икону. На ней - множество одинаково одетых людей. Они стоят в несколько рядов. Зажигаю свечу, прошу помощи у этих людей и спускаюсь вниз по крутой лестнице.
Часто приходится слышать и самому писать: «святая киевская земля», «Киев - город святыня». И всё это правда. Но почему так неловко бывает произносить эти слова?
Спускаюсь и продвигаюсь под землёй. Под святой киевской землёй. Нетленные мощи Дамиана Целебника. Преподобномученики Феодор и Василий. Святая дева Иулиания, княжна Ольшанская. Тысячу лет назад, вот из этого маленького подземного храма выходил и он. Антоний. Сейчас я подойду к его келье. В неё можно войти. А где-то, ещё глубже пребывают и его мощи. Пока не знаем, где.
Икона преподобного Антония в Ближних пещерах
Что есть святость? Святыня? То, что угодно Богу. То, что причастно Богу, ибо Он свят. Святое вечно, поскольку вечен Бог. Святые живут в Боге, в вечности, в Царстве Небесном. И почитание святых и святынь может сделать и нас, ныне живущих, тоже причастными вечной жизни. А не уважая святыни и святых, попирая их, мы лишаемся помощи и заступничества перед Богом, мы навлекаем гнев Его. И тогда дела наши и души наши становятся причастны не вечному, но временному, преходящему. Тогда уделом их становятся тление и смерть.
10 (23) июля Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Печерского. Заслуги этого человека перед Богом, Русью и нашими современниками очень велики. Преподобный Антоний - отец русского монашества. Его сравнивают с пророком Моисеем. Как Моисей принёс закон с горы Синай, так Антоний принёс на Русь монашеский закон с горы Афон. С него началось особое, непрестанное славословие Бога и молитва, поднимавшееся от нашей земли к небу. В сумраке пещер, вырытых на киевских холмах, Антонию и подражавшим ему черноризцам открылся неизреченный свет Небесного Царства. И возжелали они этого Царства для себя и для тех, кого любили - жителей Святой Руси. И десять веков молитвами и ходатайством перед Богом Антония и его братии жила и, пусть это покажется кому-то странным, поныне живёт Русь.
Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери. Около 1288 года
Мы верим, что сегодня, в день памяти Антония Печерского, его поздравляют все святые, ангелы, Пресвятая Богородица, являвшаяся ему на земле, и Сам Господь.
Но вот печальный знак нашего времени: те, кто и поныне храним его молитвами, в большинстве своём не участвуют в празднике. Не чтут Антония, и не благодарят его.
Мимо меня проходит туристическая группа. Русская речь тронутая малороссийским выговором. Может, одесситы или луганчане. Слышу, как они шепчутся, переговариваются, чему-то смеются. Нет, я не осуждаю. Люди не знают, где они. Они обмануты. Их обманывают постоянно, предлагая ложные ценности, ложные жизненные цели. Например, им внушают, что их цель - Европа. А не Царство Божие. Не вечное, но временное. И они верят.
Лгут им и об Антонии. Недавно нашёл его святое имя в списке «Сто великих украинцев». Выходит, игумен афонской обители, куда пришёл Антоний, и где заслужил всеобщее уважение, не знал, что он «украинец из Украины». Поскольку, получив от Бога внушение, игумен вызвал к себе Антония и сказал ему:
- Иди обратно в землю Русскую, - пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобой благословение Святой Горы!
Сказано ясно - «в землю русскую»». Не ведали на Афоне в XI веке о прихотях гуманитарной политики современной Украины.
А вот ещё одна группа посетителей. Кажется, итальянцы. Со своим переводчиком и лаврским гидом. Представители той самой желанной Европы. Земного рая, куда нас упорно толкают наши вожди, как несмышлёных детей, не понимающих своей пользы. Европейцы не перешептываются. Они откровенно галдят. Что поделаешь - граждане свободного мира. И свобода галдеть для них священна.
Прислушиваюсь. Одна пожилая итальянка возмущена. Бровки хмурятся, глазки мечут искры. По ответам гида понимаю, что так взволновало синьору. Как это так, жить в столь некомфортных условиях. Без света и удобств. Это дикость. И видно, как маленькое европейское существо вдруг распаляется, и откровенная злоба проступает на худеньком личике.
А ведь это «бешенство Европы» и наше отечественное равнодушие к своим святыням - от одного источника. Силы тьмы, влекущие в погибель и дразнящие сытой европейской жизнью, ненавидят святость Антония и всех печерских святых. Они боятся, что мы по примеру преподобных тоже захотим жить ради спасения и неба, а не ради евростандартов.
И ещё один важный пункт. Святые Киева не только указывают, какими нас хочет видеть Бог и какие качества ведут к вечной жизни в Нём. Святые обличают нас. Нет, не судят. Но правда об их жизни вынуждает нас посмотреть на себя. Вольно или невольно сравнивать. И тогда столетиями повторяется одно и то же. Те, кто поверили Евангелию и узнали, в чём подлинная жизнь, за тысячи вёрст шли пешком сюда, в святую Киевскую землю, чтобы прикоснуться к мощам угодников Божиих, чтобы с благоговением войти вот в эту маленькую келью Антония и попросить его научить молиться и любить Христа. А те, кто выбрал путь зла, ненавидели и теперь ненавидят Антония и братию его, не желают идти сюда, и не пускают своих детей. Потому что рядом с великим Антонием Печерским они (могущественные и «маленькие украинцы») могут увидеть ничтожество того, что для них ценно. И эту неправду их жизни откроет им тот, кто всегда поражал своим смирением, незлобием и кротостью.
Преподобный Антоний Печерский, рождённый в древнем Любече, был монахом в полном значении этого слова. Один Бог был смыслом, целью и радостью его жизни. От юности он мечтал об иночестве, много странствовал, был в Царьграде, на Святой Горе Афон. Всюду он умилялся примерам ангельской жизни монахов, и сам больше всего на свете хотел лишь одного - жить во Христе, молиться Ему и славить Его днём и ночью.
Поистине такие цели не могут не раздражать тех, кто хочет жить без Бога и тех, кто по собственной лени и по наущению диавола венцом своих устремлений сделали обилие пищи, денег и власти. Ведь Антоний и учившиеся у него - Феодосий, Варлаам, Агапит - презирали мамону и других мирских идолов. И за это мир платил и поныне платит им раздражением, холодностью, безразличием.
Например, Антоний, чью память мы празднуем, совсем не «по-европейски» и не «по-украински» относился к золоту и земным благам.
Жил он в пещере, которую сам выкопал и постоянно расширял, поскольку братия умножалась и сомолитвенники приходили к Антонию, желая подражать его подвигам. Жил в воздержании, питался сухим хлебом и водой. Да и то через день, а иногда через два или вообще не вкушал ничего всю неделю. При этом день и ночь пребывал в молитвенном бдении и труде. Когда же чудесным образом он и преподобный Феодосий, не отлучаясь от Печерского монастыря, предстали в Константинополе Самой Царице Небесной и получили от Неё золото на строительство Печерской церкви, Антоний тотчас передал золото греческим мастерам-каменщикам, прося немедленно идти в Русскую землю и выполнить повеление Матери Божией - построить великий храм. И лучшего применения золоту Антоний не знал. Да и наверняка никаких доворов и расписок с мастерами не составлял. К чему? И сам Антоний, и греческие мастера боялись Бога, и любили его больше золота, больше всех земных благ.
Преподобный Антоний Печерский. Икона середины XVI века
Как разнится это с нашим современным отношением к материальным благам. Ну, а что делают на земле Украины сегодня с казёнными и вообще чужими деньгами - об этом лучше умолчим.
Одним из самых вожделенных наслаждений ныне тех, кто ходит по киевской земле, есть слава, успех, известность. И тут преподобный Антоний невольно обличает нас.
После долгих лет подвижнической жизни, когда вокруг преподобного возник монастырь, когда по его молитвам и его усилиями по всей Руси монашество стало устраивать обители, проповедовать Евангелие и вести народ ко спасению, великий святой обрёл дар исцелений. Но как пользовался этим даром Антоний? По величайшему своему смирению он не только не искал славы у людей, признания его чудотворцем и целителем, а наоборот, всячески скрывал свой дар. А исцелённым говорил, что они выздоровели потому, что принимали траву, которую он давал им от своей трапезы (точно также, в подражание учителю, поступал и ученик Антония, первый врач на Руси преподобный Агапит). Тут нет позы, но лишь глубокое понимание того, что всё в мире (в том числе и наши дарования) не наше, но подаренное Богом. А подаренным не гордятся, им лишь делятся.
И властям предержащим Украины житие преподобного Антония в наши дни преподаёт важный урок. В частности, указывает, насколько иным было отношение власти к святости и святыням тысячу лет назад. Насколько серьёзным было понимание властью того, кто такие святые, и какова их роль. Похоже, в этом вопросе за тысячу лет во властной среде земли русской наметился явный упадок. Больше того, наблюдается прискорбное недомыслие.
Вспомним. Великокняжеский престол в Киеве после смерти Ярослава занимает его сын Изяслав. Один из первых шагов нового князя: он с дружиной прибывает к преподобному Антонию (к тому времени известному и далеко за пределами Киева своей добродетельной жизнью) и просит у наставника монахов благословения. Когда же тот самый Изяслав по наущению врага рода человеческого воспылал гневом на Антония и братию (поводом было пострижение иноков Варлаама и Ефрема) и угрожал тюремным заточением Антонию с братией, жена Изяслава умолила мужа не причинять никакого зла черноризцам. Будучи дочерью польского короля Болеслава Храброго, княгиня напомнила мужу, что её отец тоже в гневе гнал монашествующих и скоропостижно скончался, вызвав Божий гнев. Князь послушал жену. Рассеянные в гонении иноки во главе с игуменом Антонием были вновь с почётом водворены на прежние места.
Ныне же мы наблюдаем иное отношение властей к Печерскому монастырю и его святыням. И никакого страха перед Богом! Который уже год братия и прихожане Печерской Лавры, святой обители созданной Антонием, просят власть Украины вернуть им земли, на которых они молятся сотни лет, сделать их законными собственниками. В ответ не боящиеся Бога и любящие мирское почитание (особенно в Европе и за океаном) власти молчат, не помышляя о том, что можно за не почитание святыни и ответить. Похоже, человеческого суда они боятся больше суда Божия. Что ж, остаётся лишь посочувствовать им. Рано или поздно они будут достойны жалости.
В тишине кельи Антония, кроме меня, сейчас ещё двое. Молодая девушка (кажется, она тихо читает акафист преподобному Антонию). И женщина средних лет стоящая на коленях. Все трое просим о чём-то своем. Потом кланяюсь образу Богородицы на стене и выхожу. Мимо идут школьники. Видимо, приехали в столицу на летние каникулы. Интересно, что им расскажет сопровждающая учительница об Антонии? Сейчас ведь у нас учат быть лидером. Девиз популярного детского журнала «Пізнайко» гласит: «Завжди бути першим!». И вся логика современного мира призывает первенствовать, властвовать, подчинять и находить в этом удовлетворение. «Амбітність» возведена в добродетель. «Не амбітних» презирают. Они не смогут войти в европейский рай.
Логика жизни великого Антония иная. Достигнув славы за свою богоугодную жизнь, он мечтает оставить игуменский пост. Не власти над людьми ищет он, но тихой, уединённой молитвы. На вершине всеобщего почитания он собирает братию и говорит:
- Живите одни, - я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы.
«И поставил им игуменом блаженного Варлаама, - пишет Святитель Димитрий Ростовский. - Сам же, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной келье, здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую пещеру, которая находится под нынешним великим Печерским монастырём» (вторая пещера Антония - сегодня это Ближние пещеры Лавры).
В чем тайна особой святости Антония? Чем он, как никто другой, угодил Богу? Дерзнём предположить: своим смирением. Качеством полностью противоположным гордому, самолюбивому миру. Качеством более других ненавистным диаволу. Ведь непомерная, неслыханная гордыня, желание стать на место Бога, быть центром мироздания наполняет не только всё существо лукавого, но и каждого мелкого беса, но и каждого современного «хозяина жизни», полагающего, что его личное право творить мерзости, его свобода и комфорт самое важное на свете. Так ему внушают с детства. И теперь эти ценности внушают нам. Тем, кто ходит по святой киевской земле.
Сказано у апостолов: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Благодать на раба своего Антония Господь излил с преизбытком. Кроме дара целительства, Антоний получил дары предвидения и боговидения.
Когда князья отправлялись на битву с половцами и приехали за благословением, Антоний прямо сказал им, что за грехи свои битву они проиграют (речь шла о битве на реке Альте), рассказал, кто и как погибнет, кто убежит. А одному из князей предсказал, что он избежит смерти, находясь уже среди трупов, и даже указал, где тот в своё время будет похоронен. Всё вышло по слову Антония.
Когда же греческие мастера приступали к строительству великого Печерского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы и Антоний три дня молился, прося Бога указать место для храма, подвижнику явился Сам Христос и сказал:
- Антоний, ты обрёл благодать предо Мною.
Тогда преподобный испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на месте будущего храма суша. И было так. Потом испросил, чтобы на месте для храма была роса, а вокруг суша. И Господь исполнил. И лишь после этого преподобный благословил строительство.
Большинство чудес Антония и его благодатных дел видели люди. Слава его росла. И при этом святой являл только одно смирение. Напоминая: всё, что есть у него, ему не принадлежит. Всё от Бога.
Апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Икона конца XIX века
И смерть преподобного также стала проявлением глубочайшего смирения. Антоний отошёл ко Христу в 1073 году, в девяностолетнем возрасте. И как не желал он быть на виду при жизни, так и в смерти своей он испросил у Господа, чтобы его честные мощи оставались вдали от взоров. Мы лишь знаем, что святые мощи Антония находятся под спудом, где-то под землёй Ближних пещер. Однако до времени нам не дано их видеть, а те, кто дерзнули раскапывать их, встретили огонь, были обожжены, и позднее раскаялись в том, что хотели нарушить волю Божию и волю святого.
Я выхожу из ворот Печерской обители. Киев залит солнцем. У Лавры как всегда многолюдно.
В двадцати минутах ходьбы отсюда - Верховная Рада Украины. Знали бы державные мужи там заседающие, что не их решениями движется наша жизнь, но Богом. И что не почёт и «крутизна» цель земного бытия, но святость ради Царства Небесного. Та святость, которую обрёл Антоний.
Да и нам, мирянам, почаще бы приходить сюда, к Антонию. Известно, что и по сей день он помогает избавиться от бесовских наваждений, от болезней духа. А ведь помощь в подобных недугах нужна сегодня миллионам украинских граждан. И ещё исцеление от духовной слепоты. Потому что мы, как слепые, ходим по святой земле, в которой лежат святые, и не понимаем этого.
А может все наши проблемы не от бюджета, кризиса и закона о языках, а от того, что мы предали своих святых? Поставили на их место кумиров, а подчас и уродов. И кланяемся им. А наши святые для нас больше не святые. И земля не свята (а кто говорит о её святости, лишь пустословит).
Заступиться за нас, молиться за нас кумиры, идолы, хоть политические, хоть эстрадные, не могут. Просить за нас Бога может лишь тот, кто Его друг. Кто подобен Ему. Преподобный отче Антоние, моли Бога за нас!