Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его
заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики
Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти
громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа
Силантьева.
В четверг, как сообщают информационные агентства, около десяти утра при выходе из собственно дома был убит начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов. Где-то через час после этого взорвалась машина 49-летнего муфтия республики Илдуса Файзова. Как передает «Интерфакс-Религия»: остановившись на светофоре, уже после того, как он узнал о гибели собственного коллеги, муфтий во время телефонного звонка почувствовал слабый взрыв в передней части автомобиля и успел выскочить из машины, после чего джип Илдуса Файзова загорелся.
В день трагедии председатель Синодального информационного отдела Русской ЦерквиВладимир Легойда выразил крайнюю озабоченность по поводу случаев покушения на религиозных деятелей, противостоявших экстремизму: «К сожалению, случаи нападения на религиозных деятелей, нередко с летальным исходом, в последнее время стали распространенным явлением», - отметил он.
За комментарием о причинах покушений мы обратились к православному исламоведу Роману Силантьеву.
«Об экспансии ваххабизма в Татарстане речь шла еще пятнадцать лет назад. Множество экспертов, духовных лидеров давно били тревог по поводу ваххабизации региона. Фраза: «назревает конфликт» тут как-то не очень подходит, все уже давно назрело. Сейчас мы наблюдаем в республике переходный процесс к «дагестанской», то есть террористической стадии.
В Татарстане уже давно существует вооруженное подполье, и это не домыслы, есть материалы уголовных дел, которые доказывают это, те же вооруженные столкновения в Нурлатском районе, которые имели место в 2006 году. Говорить о численности сложно, но это сотни боевиков и тысячи сочувствующих пособников. Ситуация один в один напоминает ту, что мы наблюдали в республике Дагестан в конце девяностых. Вплоть до мельчайших деталей. Начало полномасштабной террористической войне там положило убийство муфтия, которого взорвали в собственной машине. Так произошел переход к горячей фазе противостояния так называемых ваххабитов с традиционными мусульманами.
Ваххабиты появились в Татарстане еще в начале восьмидесятых годов. Когда Советский Союз распался, на территории России не осталось ни одного мусульманского учебного заведения, какие-то были в Узбекистане, но посылать туда студентов стало невозможно. Чтобы хоть как-то готовить кадры, молодых ребят стали массово отправлять за рубеж, как правило в Саудовскую Аравию. В 90% случаев эти ребята вернулись домой ваххабитами. В Саудовской Аравии ваххабизм де-факто и де-юре является государственной идеологией. Почему посылали именно туда? Потому что денег у наших мусульман не было, а в Саудовской Аравии учили бесплатно. Те, кто попали, например, в Сирию или Иорданию - поступили в нормальные ВУЗы, им повезло больше, но таких было меньшинство.
Таким образом, ваххабизм распространился одновременно практически по всей стране. Халява дорого стоит, а бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. За рубежом было воспитано практически два поколения новых имамов, и в принципесегодня они доминируют практически во многих мусульманских национальных республиках. Якупов хорошо разбирался в ваххабизме, он прекрасно понимал, что это за учение, поэтому, собственно, и был главным их врагом. Илдус Файзов и он пытались переломить тенденцию за что и поплатились.
До недавнего времени ваххабиты чувствовали себя в Татарстане вполне комфортно, местные власти делали вид, что ничего не происходит, хотя и звучали громкие заявления, по всей республике организовывались ваххабитские общины. Специалисты били тревогу, но их одергивали, говорили, что вы занимаетесь паникерством. Сегодня же наблюдается сращивание татарских националистов с ваххабитами, слава Богу не полное, потому что среди татарских националистов все-таки есть и трезвые люди. Но то что случилось сегодня рано или поздно должно было произойти.
Чем угроза ваххабизации Татарстана значит для христиан? Мы не можем вдаваться в тонкости богословских различий для нас главное и важнейшее различие в том, что с нормальными мусульманами мы можем жить нормально, а с ваххабитами нет. Ваххабиты не мыслят жизни в немусульманских странах, они считают, что все станы должны быть перекроены по их лекалу. Как христианам нам интересны только те мусульмане с которыми мы можем жить в мире.
Дмитрий РЕБРОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10030&article=2454