Поменьше бы спорить, побольше молиться

0
281
Время на чтение 6 минут

Не только в самом начале пути своего в Православной Церкви, но и довольно времени спустя после решительного шага через ее порог я испытывала (а не верней ли сказать - меня испытывали?..) серьезные трудности. Мне никак не удавалось включиться в православное богослужение, принять его сердцем, соединив, таким образом, свою молитву с молитвой Церкви. Меня преследовала рассеянность, томила усталость, многое, доходя до сознания, не доходило до сердца. Однако в том маленьком храме, а вернее, в приспособленном под храм помещении, куда ходила я несколько лет кряду, нашелся человек, который мне помог. Нет, он не преследовал такой цели - помочь именно мне. Не вел со мной никаких бесед на эту тему. Мы вообще не были знакомы долгое время - знали друг друга только в лицо. Просто когда он читал часы или шестопсалмие, мне не надо было затрачивать дополнительные усилия для того, чтобы сосредоточиться и следить за произносимым текстом. Когда я слышала его голос на клиросе - я понимала, что здесь, в храме, мы призваны молиться вместе, соединяя свои духовные голоса, и что уклониться от этого нельзя, если уж мы пришли в храм. Потом я узнала, что нашего певчего и чтеца зовут Михаил Смирнов, что он инженер-геолог, отец семейства и много работает, а на клиросе трудится по послушанию. Причем не только на клиросе. Когда мы приняли от строителей новый храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, хлопот у нас оказалось достаточно. Нужда в тряпках и вениках, дрели и молотке, лопате и тачке, а главное, в бескорыстных рабочих руках не отпадала, да и теперь не отпадает. Михаил, как бы ни был занят на работе, всегда находит время помочь. И вот - не сразу, присмотревшись, - я решила познакомить с ним наших читателей.

- Тебе удается читать и петь так, что это действительно помогает людям молиться. А что для этого надо?

- Здесь нет какого-то особого искусства. Надо просто помнить, на каком месте ты находишься и Чье дело делаешь. Клирос - это святое ангельское место, а пение - дело Божие. Нельзя делать его с небрежением. Когда чтец бормочет себе под нос - народ искушается. Да, мы изо дня в день читаем одни и те же часы, постоянные прихожане знают их наизусть, но это не просто текст псалма, это молитва, и ее надо читать так, чтобы она дошла до каждого. А для этого самому продумать и прочувствовать. Вот и весь секрет.

Когда прихожане после службы благодарят за хорошее чтение, пение - это приятно, но когда слишком уж хвалят - это всегда смущает, это лишнее. То, что мы делаем для Бога, нельзя ставить себе в заслугу.

- Сначала ведь надо было в Церковь прийти, а потом на клирос. Как это с тобою произошло?

- Не сразу. Мы с супругой ждали ребенка, и решили, что обязательно должны его крестить - «по русскому обычаю». А для этого нужно было креститься самим. И вместе приняли таинство Крещения в Духосошественском соборе. Еще совсем ничего не понимая, пришли мы в храм, в общей шеренге крещающихся отстояли положенную службу, вышли на мартовское солнце... и, наверное, впервые в жизни ощутили благодать Божию! Но осознание того, что с нами случилось, потребовало времени. У меня были разные увлечения, я отдал должное Агни-йоге, Тибету... Но однажды мой давний знакомый, спортсмен, мастер восточных единоборств, человек, которого я воспринимал как старшего по отношению к себе, как авторитет, сказал мне: а знаешь, я все это бросил, я теперь только со Христом. И я подумал: значит, и мне нужно. Я взял у брата «Закон Божий» отца Серафима Слободского, и эта книга очень мне помогла. Стал ходить на службы, вникать во все, что происходит в Церкви, решился на генеральную исповедь. И когда случилось это событие...

- Смерть родителей?..

- Папа и мама умерли в одни сутки. Не знаю, как я перенес бы это, если бы я к тому моменту не укрепился уже в Православии. Теперь я вижу в этом чудо Божие: супруги, которые ни дня не могли друг без друга прожить, которые даже в подвал за картошкой ходили только вместе,- в один день вместе и ушли. И это произошло - не раньше, а тогда, когда я уже мог это принять, был готов. Я до сих пор помню молодого священника, который в те дни сказал мне: «Да укрепит вас Господь!». Я почувствовал, что Господь меня действительно укрепляет.

Мы с братом с детства впитывали пример родителей, пример их верности, любви, взаимной поддержки. Они до самой кончины оставались настоящими друзьями для нас.

- Что бы ты сказал человеку, для которого Православие «слишком трудно, непонятно, далеко» и т.д.

- Даже если непонятно - у нас должно быть доверие к службе. К тому, что происходит в храме. Не помню, кто из святых отцов так ответил «непонимающему» брату: «Ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут». Но нужно и понимать, конечно, и здесь у меня такой совет: читайте богослужебные тексты дома, по книгам, разбирайтесь в них заранее, вникайте в их смысл, ищите то, что наиболее близко вам.

Служит ведь не только священник, мы все вместе собираемся, чтобы служить Богу. Собираемся перед Его очами. И если человек это понимает, то... здесь дело не в страхе, что Бог накажет, нет; человеку будет просто неловко отвлечься, устраниться от общей молитвы. Для меня это чувство объединения, общности очень важно. Поэтому я, когда есть такая возможность, стараюсь спуститься с клироса, чтобы быть среди людей. Очень много дает общий молебен, когда священство и народ вместе находятся перед аналоем с крестом и Евангелием. Тогда вспоминаются слова Спасителя: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). И еще: никто из них не погиб, кроме сына погибели (Ин. 17, 12). Это Гефсиманская молитва за учеников, но ученики - это ведь не только апостолы, это и мы тоже: через апостолов, через священников, через Крещение эта благодать до нас дошла, и вот - мы едины с Ним. Он за нас там молился. Значит, должен быть какой-то наш отклик на Его молитву.

- Супруга у тебя тоже верующая?

- Моя Ирина - это дар Божий. Я хорошо помню тот момент, когда впервые ее увидел, меня будто толкнуло что-то, будто голос услышал: «Хватит искать, вот твоя жена». И к Церкви мы шли вместе все эти годы, то один опережал, то другой. Дочка наша Ольга пятнадцатилетней отроковицей присутствовала при венчании родителей. Конечно, должно быть наоборот - сначала венчание, а уже потом крещение младенца. Но и за эту милость благодарю Господа! Венчались мы в Алексеевке, в храме, который только начали тогда восстанавливать. Домой после этого ехали, не сдерживая слез от радости и от благодати. Хорошо, что солнечные очки спасали от нескромных взглядов.

Сейчас Ольга окончила университет с красным дипломом, собирается выходить на работу и не мыслит своей жизни без Церкви, как и мы.

- Как ты думаешь, почему, хотя бы в нашем храме, на восемь прихожанок приходится один, от силы два прихожанина? Эта диспропорция означает ведь еще и то, что мало верующих супружеских пар, верующих семей, в которых могли бы вырасти верующие дети.

- Я думаю, не сверхзанятость тому причиной - женщины гораздо более замотаны, чем мы. Мужчинам не хватает мужества - на то, чтобы быть не такими, как все, как их мужское окружение. Даже перекреститься на храм, проезжая мимо него на троллейбусе, мужчине уже трудно, труднее, чем женщине. Перекреститься с вызовом - это он еще может, а вот со смирением - никак не получается. Есть и еще причина одна - лень. Лень и желание комфорта.

- Как ты на это реагируешь, если тебя атакуют, пытаются втянуть в спор о Православии, призвать к ответу за всю Церковь разом?

- Знаешь, я стараюсь в таких спорах не участвовать. Я не скрываю своей веры, я исповедую ее открыто, но без вызова. И от споров ухожу, хотя бы уже потому, что спор в любом случае превращается в агрессию. Как говорил апостол Петр? ...Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Именно ответ! Апостол не сказал почему-то: спорьте и отстаивайте свое мнение в яростной борьбе. Он сказал другое. Спросили - ответь с кротостью, ответь о своей вере, Господь поможет тебе, даже если ты не очень-то готов говорить. А споры ни к чему хорошему не приведут.

Кого я не раз жестко отшивал, так это сектантов, которые подходили ко мне на улице. Жестко и без любви, а это плохо. Потом очень скорбел от этого. Христос ведь кровь пролил и за них тоже. Они тоже чада Божии, пусть заблуждающиеся, они достойны молитвы за них и нуждаются в любви. А я не научусь никак с ними по-доброму разговаривать.

- Ну а если перевести это из личного во всенародную и государственную плоскость? Как реагировать на этот совершенно неслучайный и мощный накат на Церковь, ознаменовавший последние полгода?

- Во-первых, это не должно быть для нас неожиданностью, нас Сам Спаситель об этом пре­дупреждал, а во-вторых, вспомни совет профессора Преображенского доктору Борменталю: «не читайте советских газет». Ограждаться надо от всего этого. Противостоять - да, но прежде всего внутренне, а это только молитва поможет нам сделать. В каждом из нас есть такая келья, в которой Хрис­тос живет, и ее нужно защищать, не дать разорить, осквернить. Участие в спорах ведь еще и тем опасно, что внутри Церкви нас ссорит и может посеять раскол. На что вся эта кампания, возможно, и рассчитана. Нам нужно помнить то, что пел Давид: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26, 1.) А преподобный Серафим говорил: «Стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».

Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 13 (465), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60829&Itemid=5

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36