«Имуще едину мысль во двою телу...»

0
372
Время на чтение 6 минут
post thumbnail

«Имуще едину мысль во двою телу», - поется им в Акафисте. А обращенная к ним молитва определяет их так: «благочестиваго кореня пречестная отрасль».

Ежегодно 8 июля по нов. ст. весь православный мир отмечает день святых Петра и Февронии Муромских. Для жителей знаменитого города Мурома, что на Владимирщине, это - давно родной, городской праздник. С 2008 г. он по настойчивым многочисленным ходатайствам объявлен Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья. Название праздника звучит восхитительно - как щит против агрессивного бесстыдства, распада и растления. Одни возрадовались: «Хотелось исконно народных праздников, а не заимствованных!», намекая на день Св. Валентина. Кто-то иронизировал, перефразируя популярную песню: «Я тебя своей Февронькою зову», намекая на якобы неблагозвучность этого женского имени, на «деревенщину». Но это ведь - дело вкуса, традиции, воспитания. По мне - очень красивое имя. Ну и напомним, что святые муромские чудотворцы Петр и Феврония, приняв монашество, стали Давидом («возлюбленный») и Евфросинией («радость»).

Некоторые наши батюшки, резонно опасаясь, что люди по малоумию превратят глубинный, значительный, светлый праздник в простой обмен фетишами, предметами, «валентинками», призывают не зацикливаться на «февроньках». Муромчане, однако, к февронькам уже привыкли давно. И в виде двойных куколок их делают, и в виде пятилистных ромашек (на такой ромашке как ни гадай, а все равно выйдет только «любит»). Пожалуй, дело не в предметах, а в том, что живет у тебя в сердце. Если любовь есть, то и февроньки ей не помешают. Помогут ли? Кто знает. Нельзя отрицать обоюдной радости - и у дарящего, и у принимающего дар.

Кто же они такие, эти знаменитые супруги, чья судьба трогает и поражает людские сердца почти 800 лет?

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии.

Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, младшим братом правившего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискнул жизнью ради Павла и решился на сражение со змеем, искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря, где и раздобыл «Агриков меч», которым, по признанию самого змия, можно было его победить. Погибая, змей «окропил блаженного князя Петра кровью своею», и на теле князя появились язвы, «нашла на него болезнь тяжкая».

Желая исцелиться от струпьев, князь безуспешно искал врачей в своем владении. Для исцеления не только тела, но и его души, впавшей в победительную гордыню, необходим был особый врачеватель. В селе с забавным названием Ласково отрок князя нашел мудрую (то есть наделенную Божьей Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая вызвалась излечить князя, но при ряде условий.

В готовности девушки взяться за врачевание больного князя кроется подвиг служения. Изначально она готова была (не зная даже, как он выглядит; а ведь покрытого гнойными струпьями человека красавцем не назовешь) пожертвовать собой ради больного человека и даже связать с ним свою жизнь!

Феврония чередой испытаний пыталась выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Первое условие - «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Но не проявил князь сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвинула условие и себе: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать  супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Февронии самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть княгиней. Князь же уловил лишь смысл, лежащий на поверхности, - девица заставляет его на себе жениться и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» И замыслил ради выздоровления в сердце обман простолюдинки: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены».

Выздоровевший герой, победитель змея, вернулся в родной город Муром. Но Божественный Промысел не сбылся. И от одного оставшегося струпа болезнь быстро возродилась. И князь, все-таки смирившись, дал девушке твердое слово. Так Феврония стала княгиней.

Впоследствии ради жены Петр, вступивший на муромский престол в 1203 г., отказался от княжеской власти: на предложение бояр сделать выбор между престолом и женой Петр предпочел Февронию и согласился оставить Муром. Правда, отплыв от города на остров, князь впал в уныние. Тогда Феврония укрепила его чудом: благословив срубленные деревца, которые на следующий день снова зазеленели, и это стало прообразом их возвращения домой. Бояре прекратили интриги и сами просили князя о возвращении.

Когда приспело время кончины, супруги умолили Бога об одновременном уходе и завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды, приняв иноческие имена.

Не закончив вышивание воздуха (покрова) для соборного храма Пречистой Богородицы, Феврония-Ефросиния почила, как и супруг, в двадцать пятый день июня 1228 г. (по ст. ст.).

Вопреки последней воле усопших тело князя положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронии - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Однако наутро тела Петра и Февронии чудесным образом оказались в совместном гробу, в церкви Рождества Богородицы.

И еще раз это повторилось. Воистину: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.: 19,6). И еще следует помнить слова апостола Павла: «...ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо какъ жена отъ мужа, такъ и мужъ чрезъ жену; все же - отъ Бога» (1 посл. Коринф.: 11, 11-12).

Похоронили благоверных супругов возле храма Рождества Богородицы. В конце XVIII в. мощи святых Петра и Февронии были помещены в гробницу, в которой покоятся по сей день.

После 1917 г. гробница оказалась в муромском музее, а в 1989 г. была возвращена Церкви и несколько лет находилась в Благовещенском соборе Мурома. В 1993 г. торжественно перенесена в главный собор Свято-Троицкого женского монастыря.

В новейшие времена почитание святых супругов растет повсеместно, особенно среди молодежи. Их образ чуть ли не лавинообразно увековечивается в виде памятников в разных городах России. Первый - появился 8 июля 2008 г. в Муроме, символично - напротив ЗАГСа. Подобные памятники теперь есть в Ярославле, Ульяновске, Ижевске, Благовещенске, Ейске, Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске. Памятник Петру и Февронии открыт в день празднования 350-летия Иркутска 14 сентября 2011 г. В архангельском памятнике, установленном в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», скульптор изобразил сцену возвращения Петра и Февронии из изгнания - на княжение в Муром. Памятник Петру и Февронии в Сочи (скульптор К. Чернявский) изображает супругов в монашеских одеждах под деревьями, в кроне которых угнездилось семейство голубей, а под деревом сидит давний помощник Февронии - ручной заяц. Сейчас в Сочи зарождается традиция - предлагать возлюбленной руку и сердце у этого памятника.8 июля 2011 г., в Самаре на площади Славы состоялось открытие скульптурной композиции - плывущие в ладье «Святые Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Петр держит в руках обручальное кольцо, а Феврония - голубку.Торжественное открытие бронзового монумента Петра и Февронии прошло в сентябре 2011 г. и в Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции. Автором является известный ростовский скульптор А. Скнарин, создатель «Тачанки», «Ростовчанки» и других памятников.Матвей Славко в своем сочинении «Про Петра и Февронию Муромских», исполняемом в вокальном цикле «Не проспи свою смерть» на музыку питерского композитора В. Панченко, так завершает мысль про чудо соединения упокоенных благоверных князя и княгини:

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

_______

Фото - http://fotki.yandex.ru и автора

http://rusedin.ru/2012/07/08/imushhe-edinu-mysl-vo-dvoyu-telu/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Народный артист России упал в обморок из-за этого: читать
Это может закончиться в течение 2х месяцев: Владимир Путин
Пропала живой в Карелии, а нашли уже тело: видео
Над Каспийском море российский самолет подал сигнал бедствия

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.01.2025 19:52
Возможный план перемирия на Украине
Новый комментарий от РОНОЛ
29.01.2025 19:37
Сопротивление экклезиоморфному «кентавру»
Новый комментарий от Рабочий
29.01.2025 19:12
Болезнь этноса
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:56
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:35