Пророки в своем отечестве

0
301
Время на чтение 5 минут

Продолжаем публикацию заметок главного редактора нашей газеты игумена Нектария (Морозова) на тему, волнующую многих: как говорить с окружающими нас людьми о нашей вере?

Безусловно, есть огромная разница между разговором о вере со случайным попутчиком, соседом по больничной палате или по очереди в каком-нибудь присутственном месте и «обращением в Православие» наших близких - родственников и друзей, коллег по работе, тех, с кем наша жизнь связана неразрывно. Казалось бы, располагая лишь кратким временем для беседы, трудно преуспеть в достижении поставленной цели. И, напротив, общаясь с человеком, которого хорошо, к тому же, знаешь, день за днем,- куда как проще. Но практика зачастую свидетельствует об обратном.

Когда времени для разговора у нас совсем немного, и вправду нелегко сказать хотя бы о самом главном - тема-то ведь непростая, и обстоятельства жизни собеседника тоже могут быть непростые, в несколько слов, стало быть, не уложишься. И все же... И все же подчас за самый короткий срок удается сделать главное: заронить в душу человека семя веры или, по крайней мере, некой расположенности к ней, семя, которое потом может прорасти и принести свой плод. Удается зародить в той же душе «благую обеспокоенность», о которой так любил говорить афонский старец Паисий: обеспокоенность тем, что жизнь проходит, а человек так еще и не разобрался: зачем она ему дана и какой в ней смысл, и что будет после нее. Удается, наконец, оставить в сердце человека приятное, согревающее его воспоминание о встрече с кем-то неравнодушным, с кем-то, кому есть до него дело, кто умеет любить и заботиться - именно потому, что он христианин. И это - огромное благо. Потому что с этого все и начинается. «Всё» в данном случае - это жизнь в Церкви, жизнь с Богом.

В своем кругу

А вот со «своими» вроде бы и времени достаточно, и средств. Но - каждый священник сталкивается со скорбью своих прихожан (чаще всего - новых, только входящих в церковную жизнь) о том, что они-то путь нашли, но их домашние, родные, друзья не только не торопятся идти по этому пути бок о бок с ними, но и их склонны критиковать, высмеивать, порицать даже. Неофит на опыте постигает, что такое: враги человеку - домашние его (Мф. 10, 36). Впрочем, следует сделать важную оговорку: причина такого неприятия часто заключается не в том, что родные и близкие такие уж закоренелые безбожники, а в том, как именно убеждает их «новообращенный» в правильности сделанного им выбора и в необходимости последовать за ним.

Почему мы все - уже живущие в Церкви - пришли сюда не в одном и том же возрасте, а каждый в свое время? Один в юности, другой в зрелые годы, третий - что называется, на закате дней своих. Очевидно, что есть у человека какой-то индивидуальный, обусловленный различными - как внешними, так и внутренними - факторами, период созревания души для встречи с Богом, точнее - для узнавания Его, для готовности жить Им и в Нем. Кто-то посторонний может выступить в качестве катализатора этого процесса, может его спровоцировать, ускорить. Но насилие... Любое насилие здесь смерти подобно.

Если «познавший истину» подталкивает своих близких вперед, к спасению, напористо, неделикатно, то он всё только портит. И еще больше портит, когда, будучи ими отвергнут, сердится, ссорится, унывает. Потому что становится он весьма неважнецкой визитной карточкой своей веры.

Черный список

Можно, и даже необходимо, наверное, составить список того, что не нужно делать, чтобы не отпугнуть близких от Церкви и вообще от веры. Хотя бы в самых общих чертах.

Не нужно набрасываться на них с категоричным требованием завтра же быть вместе с нами в храме, причем не просто быть, но обязательно подготовиться при этом к первой исповеди и первому Причастию.

Не нужно, когда нам на это отвечают неуверенным (или уверенным) отказом, гневаться и обещать «отказникам» все кары - временные и вечные, которые их в таком случае непременно постигнут.

Не нужно задавать через равные (или не равные) промежутки времени риторический вопрос: «Да как же вы не понимаете?! Это кем же вообще надо быть, чтобы таких вещей не понимать!».

Не нужно вообще спорить, доказывать и, споря и доказывая, обижать дорогих нам людей.

Не нужно смотреть на них с укором, когда они во время поста едят скоромную пищу или сидят, уткнувшись в телевизор.

Не нужно их ни в чем обличать и ни за что осуждать. В том числе, и даже в первую очередь, за те слабости, которые еще вчера были у нас с ними общими и за слабости, а уж тем паче за грехи, вовсе не почитались.

Не нужно рассказывать им о том, что им пока не интересно, что вызывает у них на данный момент скуку, а если мы не прекращаем рассказа вовремя, то и раздражение.

И... вообще ничего не нужно. Кроме... Но «кроме чего» - это отдельный разговор.

Самая действенная проповедь

Если самая действенная проповедь - проповедь не словом, а делом, то более всего это так - как раз в отношении наиболее близких или же наиболее часто общающихся с нами людей. Нам открылась истина, новая для нас, единственно подлинная жизнь. Что-то произошло с нами, наше сердце приняло эту жизнь в себя, ощутило ее, живет ею. Это чудо... Но разве можно словами это чудо передать или хотя бы описать? Заставить искать его? Конечно, нет. Более того, пытаясь передать непередаваемое, мы кажемся или странными чудаками или назойливыми, приставучими морализаторами. Ни то ни другое симпатии к нам, желания внимать нам не вызывает.

Другое дело - если что-то меняется не только внутри нас, но и в наших внешних проявлениях, в наших делах, поступках, образе поведения. Кто из нас совершен? Кто не заражен страстью гордости, тщеславия, кто не самолюбив? Кто не досаждает ближним (и близким) ровным счетом ничем, не обижает, не огорчает их? Разве что достигшие высочайших степеней святости. И вот в этом-то отношении перемены (к которым нас обязывает наша вера) просто необходимы. Необходимы не только для нас и нашего спасения, но и для близких наших. Потому что эти перемены - самое наглядное доказательство того, что наша вера - не просто новое увлечение, не «странное чудачество», а как минимум - что-то очень важное, настоящее.

Более того, такие перемены и воспринимаются зачастую видящими их как самое настоящее чудо, отчего и рождается желание разобраться, найти: где его таинственный источник?

При этом, вставая на путь самоисправления, обязательно нужно не только советоваться с собственной совестью, но и держать в уме то, за что обижаются на нас наши близкие, что они нам ставят в вину, что причиняет им наибольшую скорбь. Это необходимо - и ради нашей душевной пользы, и ради их. Что толку говорить о том, какой свет и какую радость несет в себе христианство, если поступки наши свидетельствуют об обратном? Ведь от близких, да и от коллег не спрячешься, не скроешься за ладно построенной речью. Так что лучший способ миссионерской деятельности в ближнем кругу - миссия личного примера.

Рецепт проверенный и однозначно действенный. Люди, жаловавшиеся на то, что дома их не понимают, смеются над их верой, воспользовавшись этим рецептом, скоро ощутили его силу. Ну, а не воспользовавшиеся так и продолжают жаловаться. Впрочем, бывает и так, что пожаловаться на них, «ревностных христиан», приходят и члены их семей...

А ведь если призван каждый верующий во Христа человек не таить этой веры лишь в себе, но делиться ею с другими, то в первую очередь делиться он должен с самыми близкими, потому что за них он и по человеческому, и по Божественному закону отвечает прежде всего. На самом деле - можно быть пророком в отечестве своем и среди сродников своих, если только не лениться (ср.: Мф. 13, 57). Если жить по-христиански не играючи, а всерьез: строго по отношению к себе и с любовью, сни­схождением и милосердием по отношению к другим.

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православная вера» № 12 (464)

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60736&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06