Где взять деньги на церковное образование?

0
473
Время на чтение 4 минуты

Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Русского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым).

- На какие деньги живет Российский православный университет, кто вас спонсирует?


Российский православный университет и входящий в его состав Православный институт святого Иоанна Богослова существуют пока исключительно на собственные средства. То есть в основе нашей финансовой системы лежит принцип самоокупаемости. Обучение у нас платное. Сумма, которую платят студенты, покрывает коммунальные платежи и заработную плату для преподавателей. Вместе с тем, на внедрение новых программ, расширение научной, образовательной деятельности, на издательские и просветительские проекты в последнее время мы начинаем активно привлекать внешние средства.

- А что это за внешние средства?

Как правило, от благотворительных фондов мы получаем средства, которые позволяют нам развиваться, запускать новые проекты. При правильном подходе бюджет церковного учреждения, например, православного ВУЗа может в ощутимой степени формироваться именно за счет грантов. В России религиозные организации, к сожалению, пока не обладают опытом работы в этой системой, и поэтому очень сильно недооценивают ее возможности. Есть фонды, есть структуры, как государственные, так и негосударственные, которые выделяют деньги на проекты, связанные с поддержкой здорового образа жизни, экологическим просвещением, инклюзивным образованием, духовно-нравственным направлением, они же могут поддерживать и церковные молодежные, социальные, образовательные проекты на уровне отдельных храмов, благочиний или учебных заведений. Взаимодействию с такими фондами нужно учиться и учить. В том числе и для этого мы сегодня в РПУ создаем образовательную программу «Фандрайзинг и мобилизация ресурсов для религиозных организаций».

- Может, стоило бы и вовсе отказаться от бюджетного финансирования? Не стоит ли распространить ваш опыт на прочие православные образовательные учреждения?

Пока это невозможно. И далеко не потому, что религиозные учебные заведения не хотят или не умеют привлекать благотворительные средства или получать гранты. Просто у нас в стране пока тех людей и тех благотворительных организаций, которые могли бы обеспечить их существование в полном объеме. Даже в нашей церковной среде немногие все еще понимают, насколько важно развивать православное образование. Чаще именно чудом мы получаем такую поддержку. Гораздо охотнее наши православные меценаты участвуют в проектах по строительству или воссозданию храмов и монастырей. Этим перекосам в попечительской практике и обязаны «кривые зеркала» в современной церковной жизни.

Пример нашего университета едва ли подходит для какого-то сравнения с другими церковными образовательными проектами. При создании нашего вуза 20 лет назад изначально не предполагалось его церковное бюджетирование. Это был сознательный и рискованный шаг. Рискованный в силу того, что состояние и перспективы развития вуза в таком случае всецело зависят от компетенций руководства и конъюнктуры рынка образовательных услуг. В определенный момент РПУ угрожало даже закрытие. И хотя сейчас те тяжелые времена позади, все же существовать на принципах самофинансирования весьма непросто.

Поэтому я думаю, лучшим вариантом в современных условиях является комбинированный, составной бюджет образовательного учреждения, когда одна его часть покрывается учредителем, а другие части покрываются зарабатываемыми средствами и привлекаемыми поступлениями за счет грантов и благотворителей. В некотором смысле полное бюджетное финансирование способно убить в ВУЗе всякую инициативу, демотивировать его руководство и преподавательский состав. Например, вот мы живем в таких условиях, когда просто вынуждены бороться за каждого студента, предлагать ему качественное образование, интересные формы внеучебной работы, разрабатывать формы его поддержки после окончания ВУЗа. Ситуация обязывает нас ориентироваться на актуальные научные проекты, развивать актуальные направления в образовании, в общем, быть адекватными запросам современного общества.

- Существует мнение, что грантовая система, стимулирует научную работу...

Сегодня у нас система поддержки научных исследований фондами развита не так широко, как на Западе, поэтому отказываться от бюджетных схем в сфере науки было бы преступлением, все проекты профинансировать таким способом у нас просто невозможно. Поэтому я считаю, что переводить всю российскую науку, а тем более церковную на гранты - не лучшая идея.

Но вместе с тем, можно ожидать, что в будущем соотношение грантов и бюджетного финансирования будет выравниваться. Тогда практика, связанная со схемой «заявил-получил-потратил», уступит место той, когда необходимо каждый проект на этапе разработки и подачи защищать, после его окончания отчитываться за потраченные деньги и тем подтверждать право на получение нового финансирования. Кроме того, активное внедрение поддержки через гранты в церковной науке имеет, по моему мнению, еще и важное педагогическое значение. Как бы странно это ни звучало. Ведь практика получения грантов обучает молодых ученых правильно и современно формулировать, ставить перед собою задачи и добиваться максимально успешной реализации проекта.

фото taday.ru

Дмитрий РЕБРОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=2411

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Еремеев)
Высокое на Петровке
6 сентября в Москве впервые в новейшей истории будет праздноваться День святителя Петра
03.09.2014
«Возрождение храма апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, - дело чести для властей столицы»
Беседа с игуменом Петром (Еремеевым), ректором Российского православного университета
10.10.2011
Все статьи Игумен Петр (Еремеев)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06