Из цикла "Потерянная династия"
Емельянов-Лукьянчиков М. А.Я давно хотел написать работу, посвященную исторической реабилитации государя Бориса Годунова. Но прежде чем рассказать о нем самом, нужно рассказать о его предках, - иначе невозможно понять самого Бориса Федоровича.
Мы хорошо знаем, что великий князь Василий Третий развелся со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), которая была пострижена в монахини и прославилась святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что родственница преподобной Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия».
В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века.
Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный.
А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да и то не все читали? «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» - вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное!
Дошло до того, что приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь мы слышим, что это «Колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.
Сейчас либералы пытаются переписать нашу историю. До этого ее переписывали при советской власти, но мало кто говорит о том, что переписывание было и в XVIII-XIX веках. И еще какое! И одной из главных табуированных тем было наследие Сабуровых-Годуновых.
Может быть, подумаете вы, Сабуровы и Годуновы действительно оболганы, но все равно не особенно интересны? Нет, это не так. Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того - готовили их для занятия престола, - в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии.
Для Ивана Третьего, Василия Третьего, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия.
***
Но начнем с самого начала - с предка Сабуровых и Годуновых, с основания Ипатьевского монастыря.
К сожалению, если вы приедете в Кострому, экскурсоводы (и светские, и церковные) расскажут вам о том, что Ипатий это вотчина Романовых, и что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза (то есть ордынский князь) по имени Чет. Он, мол, пришел служить на Русь в начале XIV века и в Костроме ему явилась Божия Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Он крестился под именем Захарии и основал монастырь, названный в честь Пресвятой Троицы и святого Ипатия.
Эта легенда «о выезде», или как теперь говорят, развесистая клюква, появилась очень поздно - в XVII веке, в то время когда в России стало модно представлять своих предков из немцев, татар, кого угодно, только не из русских. Историкам прекрасно известно, что подобным легендам не стоит доверять, но как часто мы сейчас читаем историков?..
В это время, то есть в начале XIV века никаких выездов татар из Орды не было по одной простой причине - это было время стабильности в Орде. Бегут, как известно, с тонущего корабля, а зачем убегать из цветущего государства?..
До XVII века никому не приходило в голову называть основателя Ипатьевского монастыря татарином. Потом пришло. Это зафиксировал бдительный к слухам Карамзин в своей «Истории государства Российского». Его младший современник Пушкин прочитал и так впечатлился, что назвал Бориса Годунова, жившего через 300 лет после Захарии Чета - татарином...
Кем же на самом деле был Захария Чет? С одной стороны мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями (1). С другой стороны, человек появился словно ниоткуда, и ему сразу дали во владение очень много земель, а когда его потомки переехали в Москву, их сразу же приблизили к великокняжескому двору. Откуда такая честь? Это долгое время оставалось загадкой!
Давайте разбираться.
Существует икона XVI века «Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету». Сразу обращает на себя внимание то, что хотя святые Филипп и Ипатий - почитаемые угодники Божии, но это малоизвестные святые, храмы которым на Руси практически не строили. Откуда же взялся такой образ?
Завесу тайны помогает приоткрыть церковный календарь. Только не всякий церковный, а именно старообрядческий.
Если открыть новообрядный календарь, вы увидите, что память апостола Филиппа приходится на 27 ноября, а священномученика Ипатия на 29 ноября. Но по-старому не так: Филипп и Ипатий празднуются в один день - 27 ноября, в заговенье на Рожественский пост, который в народе традиционно именуется Филиппками.
Итак, дни памяти Филиппа и Ипатия празднуются в один день. Для того чтобы понять, что нам это дает, нужно вспомнить о том, как на Руси давали имя младенцу. Как правило, ребенку давали не одно, а два-три имени!
Одно имя давалось в честь того святого, в день которого ребенок родился или чья память приходилась на 8 день его жизни.
Другое имя давали в честь умершего предка, - предполагалось, что его традиции он должен продолжить.
Первые два имени были христианскими, из святцев, но третье могло быть простонародным. Его, как правило, давали от обратного, чтобы сбить с толку те силы, которые вредят людям. Так появлялись Некрасы (некрасивые), Нежданы (дети, которых якобы не ждали), Басурмане (то есть не христиане) и тому подобное. Иногда третье имя было числительным - Первой, Третьяк, Шестак, Семой и т.д.
Традиции имянаречения на Руси были очень богатыми. Так все Рюриковичи имели два-три имени, а постригшиеся в монахи, так и все четыре. Четыре имени было у Ивана Грозного - Иван, Тит, Смарагд и Иона.
Так вот, раз мы знаем, что Филипп и Ипатий празднуются в один день, и святые эти - редкие, то есть все основания предположить, что это были второе и третье имена боярина Захарии Чета, а 27 ноября соответственно - день его рождения. И монастырь он основал в честь своих небесных покровителей.
Говорит ли это о том, что никакого явления Захарии Богоматери с Филиппом и Ипатием не было? Отнюдь! Мы знаем немало примеров того, как святые покровители конкретного человека являются ему. Если же Захарии явилась сама Богоматерь, то это конечно явление исключительное, что говорит о благочестии боярина.
Как человек, пусть знатный и богатый, но все-таки человек, может увековечить память о явлении Богоматери и святых? Конечно, построить на этом месте храм или монастырь. Именно это Захария и сделал. Но самое интересное, что Захарий не ограничился постройкой одного монастыря.
Невдалеке от Ипатия, в Селище, стоит храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских, христианских подвижников начала IV века. Это еще более редкие святые, чем Филипп и Ипатий.
Раньше здесь был монастырь в их честь, - Захария Чет построил его по случаю благополучного разрешения своей супруги двойней - мальчиком и девочкой (2). По преданию это произошло в дороге. Так как в этот день - 23 июня, празднуется память святых мучеников Александра и Антонины (брата и сестры), то младенцы и были названы в их честь. А на берегу Волги выстроен монастырь. Вот как люди умели благодарить Бога.
Важно выяснить год рождения самого Захарии. Мы точно знаем, что его сын Александр погиб насильственной смертью в 1304 году (3), причем он был уже человеком взрослым. Значит, Александру было никак не менее 20 лет. Но ведь и Захарии на момент рождения сына должно было быть примерно 20 лет. Итого от момента рождения Захарии до гибели его сына прошло не менее 40 лет. Вообще в генеалогии принято класть на одно поколение среднеарифметические 30 лет. Тогда возьмем промежуток в 40-60 лет и отсчитаем его назад от 1304 года. Получается, что Захария Чет родился в 40-60-е, а его дети Александр и Антонина - в 60-80-е годы тринадцатого столетия. Таким образом, основание Ипатьевского монастыря можно отнести к последней четверти XIII века.
Но вернемся к иконе Явления Богоматери Захарии Чету. Если рассматривать ее с искусствоведческой точки зрения, то на первый взгляд эта икона ставит нас в тупик. Дело в том, что такие изображения Богоматери - в полный рост, на троне, с Младенцем Ииусом на лоне, с предстоящими Ей в полный рост святыми (в данном случае Филиппом и Ипатием) не известны нигде, кроме как в Киеве!
Речь идет о Печерской иконе Божией Матери, утраченной ныне. Она находилась в алтаре Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Но ее ранние списки, такие как Свенская чудотворная икона (не позднее 1288 г.), известны. На образе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец, благословляющий обеими руками. Справа от трона стоит преподобный Феодосий Печерский, а слева - преподобный Антоний Печерский.
Где находится Киев, а где Кострома? Логично задаться вопросом: какая тут может быть связь?
Не будем пока отвечать на этот вопрос. Удивимся и пойдем дальше - разбираться с «фамилией» Захарии - «Чет». Какая-то странная «фамилия».
Чтобы разобраться в этом, вначале вспомним о том, что родовые прозвания (которые мы называем сейчас «фамилией») сформировались в России только в XV-XVII веках. А у крестьян и того позже - в XIX-XX веках.
Долгое время прозвище или отчество каждого конкретного человека так и оставалось только за ним, то есть фактически у каждого нового потомка была своя фамилия. Иногда отчества превращались в дедичества (это когда внук именуется по деду), а потом дедичества превращались в фамилии.
Кроме того, известно такое явление как чередование фамилий, то есть, условно, у деда фамилия «Петров», у сына «Антонов», а у внука опять «Петров». Или так: старший сын носил фамилию отца, а потомки младших сыновей носили другие фамилии - у каждого своя... Как видите, разобраться в отечественных родословных подчас нелегко.
К чему я все это? К тому, что теперь будет проще понять: в XIII-XV веках предки и потомки Захарии чередовали две фамилии: «Чет» и «Зерно» (или «Зерновы»). Затем, когда у правнука Захарии Чета Ивана родились дети - Федор, прозванный Сабур и Иван, прозванный Годун - от них пошли фамилии Сабуровых и Годуновых.
Со словом «Зерно» все ясно. Такое прозвище могло означать все что угодно, от плодовитости и зажиточности, до рябого (как бы зернистого) лица конкретного представителя семьи. Но в любом случае это исконное русское слово, понятное и близкое.
А что такое «Чет»? В русском языке нет такого слова. Как только исследователи не мудровали, чтобы объяснить его. Например, придумали, будто бы при написании потеряли букву «р», и у Захарии было прозвище «Черт». Такие прозвища на Руси действительно давались, но логика с потерянной буквой, на мой взгляд, не выдерживает критики.
Оказалось, что просто нужно хорошо посидеть над картами, и тогда станет ясно, где бытует имя «Чет».
Как известно, чуть ли не половина населенных пунктов в России и не только в России производится от имени собственного - кто село или город основал, в честь того и названо. Кто им владел, в честь того и переименовали.
И где же вы думаете можно найти населенные пункты с названием «Четово»? Во-первых, на границе Рязанской области с Мордовией - их целых три: Старое Четово, Новое Четово и просто Четово. Кстати, рядом расположено озеро Зерново (!). И, во-вторых, на Украине - на границе с Венгрией.
Что общего между этими землями? Село Четово сплошь населено венграми. Оно получило свое имя от имени помещика Чета, который владел им около 1260 года.
А Четово на границе с Рязанской областью заселено мордвой и названо по имени прежнего владельца по имени «Чет». Так вот, и мордва и венгры - финно-угорского происхождения. У них общие корни, схожие языки и культура. Поэтому имя Чет знакомо обоим народам.
Но что это нам дает? Почему Захария получил это прозвище?
Конечно не потому, что он был венгр или мордвин. Не будем повторять ошибки наших предшественников, представивших его татарином. Русские очень лояльно относятся к разным народам, и нередко носят иноязычные прозвища.
Важно здесь для нас другое: венгерское село Четово - это земли Галицко-Волынского княжества, соседа Киева. Опять Киев!
Сразу в нескольких источниках, в которых говорится о происхождении Захарии Чета, упоминается святой митрополит Киевский Петр (4). Как то эти современники были связаны.
Что мы знаем о святителе? Однажды князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Царьград для посвящения; но именно в это время умер митрополит киевский Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а митрополиты Киевские, то есть всея Руси. Но так как Киев к этому времени все больше подвергался давлению Запада и татар, Петр сначала переехал во Владимир, а в 1325 году - в Москву, куда перенес и митрополичью кафедру. Вскоре, а именно в 1328 году из Костромы в Москву приехал внук Захарии Чета Дмитрий Зернов. Это было время возвышения Москвы, которая стала великим княжением во главе с великим князем Иваном Калитой.
Обратим внимание на то, что митрополит Петр был родом именно из Галицко-Волынской земли.
Потомки Захарии Чета постоянно общались и с другими выходцами из Галиции - Квашниными. Дед основателя рода Квашниных был родом из Галича Волынского. Так, например, в Ростовской летописи есть запись, что великий князь Иван Калита послал воевать Литву воевод своих Родиона Нестеровича (его потомки носили родовое прозвание «Квашнины») и Александра Зерна, а с ними рать (5).
В Никоновской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается об участии праправнука Захарии Чета Федора Сабура в Куликовской битве. Тогда он спас жизнь самого великого князя Дмитрия Донского. Федор Сабур воевал в полку у воеводы Ивана Квашни (6).
Таким образом, потомки Захарии и Квашнины очень тесно общались.
Я уже несколько раз упомянул Киев и его соседей - Галицко-Волынское княжество. Сейчас это Западная Украина, а раньше это были исконно русские земли, земли, где прославился князь Даниил Галицкий, многие годы успешно лавировавший между Западом и Ордой.
История этих земель нам известна из Галицско-Волынской летописи, которая является составной частью Ипатьевской летописи, точнее - летописного свода. Другими составными частями свода являются Киевская летопись и знаменитая «Повесть временных лет». А Повесть временных лет это самая древняя русская летопись, которая была составлена в Киеве. В ней рассказывается история от Сотворения Мира до 1117 года. В Ипатьевской летописи сохранилась самая древняя история Руси, там говорится о том, «откуда есть пошла русская земля».
Как известно, Ипатьевская летопись была найдена в костромском Ипатьевском монастыре - в XIX веке. И уже давно исследователи пытаются ответить на вопрос, как эта уникальная летопись попала на северо-восток Руси, где она стала частью летописного свода, получившего название «Ипатьевский»?
Я думаю, что ответ очевиден - туда ее привез основатель монастыря Захария Чет. Ирония судьбы заключается в том, что Ипатьевскую летопись обнаружил Библиотеке Академии наук именно Н.М. Карамзин - один из творцов анти-годуновского «черного пиара». Тем не менее, вывод о принесении этой летописи в Кострому позволяет сделать следующее:
1. Костромская Ипатьевская икона «Явление Богоматери боярину Захарии» имеет только одну аналогию - киевскую.
2. Прозвище Захарии Чета имеет аналогию в галицко-волынских землях.
3. Биография Захарии Чета тесно связана с выходцем из галицко-волынской земли митрополитом Петром.
4. Потомки Захарии активно общались с родом Квашниных, которые также вышли из Галича Волынского.
5. И наконец, Ипатьевская летопись описывает историю Киевских и Галицко-Волынских земель.
Вывод о том, что история Ипатьевской летописи связана с выездом Захарии Чета в Кострому дает нам возможность еще более точно установить время этой миграции. Вернее стоит говорить об «Ипатьевском списке Ипатьевской летописи», так как существует несколько редакций летописи, и текст, который был найден в монастыре, является списком начала XV века. То есть изначально существовал единый летописный свод, включавший в себя Повесть временных лет, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись. Он не сохранился, но был неоднократно переписан в XV, XVI, XVII и XVIII веках (Ипатьевский, Хлебниковский, Погодинский, Краковский, Ермолаевский и др. списки). Ипатьевский список описывает события вплоть до 1292 года, значит можно говорить о том, что принесение Захарией летописи в Кострому произошло между 1292 (год, когда закончилась фиксация событий галицко-волынской жизни) и 1304 (год гибели его сына в Костроме) годами.
Нельзя не отметить тот факт, что Ермолаевский список принадлежал князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (7), который был внуком... Евфимии Юрьевны Пильемовой-Сабуровой. Ее отец Юрий Григорьевич - праправнук Федора Сабура - который в свою очередь был праправнуком Захария Чета. Бабка Евфимии Юрьевны - троюродная сестра преподобной Софии Суздальской. Прадед Евфимии и дед царя Бориса Годунова - также троюродные братья. Два списка летописи, таким образом, тесно связаны с одним и тем же родом, что косвенным образом говорит в пользу «зерновского» происхождения Ипатьевского списка.
В пользу выезда Захарии Чета из галицко-волынской земли говорит и то, что нам известен другой пример миграции выходца с юго-запада в город на Волге, который также принес собой список Печерской иконы Божией Матери, и который также имел отношение к летописанию! Речь о монахе Киево-Печерской Лавры Дионисии, который около 1328 года покинул Киев и пришел в Нижний Новгород. Так же как и Захария Чет он основал обитель - Печерский Вознесенский монастырь, впоследствии стал митрополитом Киевским и всея Руси, и канонизирован Русской Православной церковью (8). По его благословению в стенах монастыря была создана Лаврентьевская летопись.
Интересно, что инок основанного галичанином Дионисием нижегородского монастыря Павел Высокий был учителем княгини Евдокии Суздальской - будущей супруги Дмитрия Донского и матери Василия Первого. А ведь Евдокия (канонизированная как преподобная Ефросиния Московская) была прапраправнучкой князя Даниила Галицкого!
С другой стороны, правнук галичанина Захарии Чета боярин Федор Сабур спас жизнь великому князю Дмитрию Донскому, а его дяди - бояре Иван Дмитриевич, Константин Шея - подписали духовное завещание сына Дмитрия Донского - Василия Первого, потомка галицких князей.
Можно сказать, что «прапрапра...» - это очень далекое родство, чтобы делать какие-то определенные выводы. Но ведь Борис Годунов был еще более отдаленным предком Захарии Чета, когда Годуновы заказали образ «Явления Богоматери» их пращуру Захарии. Это - подлинная родовая память, подзабытая в эпоху «Иванов, непомнящих родства».
Все это позволяет утверждать, что Захария Чет был выходцем из галицко-волынских земель. Под давлением Запада и татар во второй половине XIII - начале XIV века все больше представителей галицкой знати и простых русских людей уходили в Северо-Восточную Русь - служить Владимиру и Москве. В этом массовом движении видную роль играли митрополит Киевский Петр, предки Сабуровых, Годуновых и Квашниных.
Осталось найти подтверждение этой гипотезе в источниках.
А за ним далеко ходить не нужно. Мы находим его в самой Ипатьевской летописи. Под 1208 годом там есть такая запись: «После этого Роман вышел из города, чтобы просить помощи у русских князей. Когда он был на мосту в Шумске, его захватили Зерно и Чухома, и приведен он был в стан к князю Даниилу и ко всем князьям и воеводам угорским».
Описываемые здесь события происходили в Галиче Волынском и рассказывают о том, как воеводы галицкого князя Данила Романовича взяли в плен другого князя - Романа. Речь идет о знаменитом князе Данииле Галицком (1201-1264), который вместе с угорскими (то есть венгерскими) войсками решал свои внутри- и внешнеполитические задачи. Одного из воевод князя Даниила звали «Зерно». То есть мы встречаем здесь одну из «фамилий» Захарии Зерна-Чета. Речь, по-видимому, идет о его деде. Учитывая, что в 1208 году князю Даниилу не было еще и 10 лет, то можно предположить, что Зерно служил еще его отцу - великому князю Киевскому Роману Мстиславичу Великому (ок. 1150-1205).
Однако после величественного правления князя Даниила Галицко-волынское княжество стало слабеть под давлением внешних сил, и его жители стали уходить на северо-восток. Среди них был и боярин Захария.
Теперь мы можем ответить на вопрос, откуда в конце 13 века в Костроме появился Захария Чет и почему его потомки были приближены ко двору. Это был древний боярский род, служивший галицкому князю Даниилу. Они сохранили для нас древнейшую русскую летопись, а сам Захария Чет был известен своим благочестием. Поэтому неудивительно быстрое возвышение рода, и то, что потомки Захарии Чета дали России двух царей - Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Это блестяще доказал выдающийся русский историк Степан Борисович Веселовский: Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки Академии Наук СССР. Т. 18. М., 1946. С. 56-91.
2. Зонтиков Н. Церковь святых Александра и Антонины в Селище в Костроме. Кострома, 2010, 368 с.
3. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки Академии Наук СССР. Т. 18. М., 1946. С. 59-60
4. Там же. С.56
5. Там же. С.60. Безусловно, Александр Зерно к тому времени уже погиб, речь идет либо о его тезке, либо другом лице из рода Зерновых.
6. Там же. С. 58, 81.
7. Дмитрий Михайлович Голицын был двоюродным братом князя Василия Васильевича Голицына - фаворита царевны Софьи Романовой, и двоюродным братом князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя императора Петра Первого.
8. Лавров Д. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. СПб., 1892. С.3-4.