Хранить память — особое служение

0
157
Время на чтение 3 минуты

В Саратовской епархии создается церковный музей. Он разместится в историческом здании Саратовской духовной семинарии после завершения его реконструкции. Документы и фотографии, образцы церковного искусства и предметы быта жителей Саратовского края составят экспозицию, посвященную жизни Православной Церкви в XIX - XXI вв.

- Мы просто восстанавливаем то, что было когда-то уничтожено, - одну из форм служения, издавна присущую Православной Церкви, - подчеркивает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос о том, почему принято решение об открытии епархиального музея.

Прообразом современных музеев были церковные древлехранилища, которые создавались при храмах, монастырях, кафедральных соборах с начала XIX столетия, и особенно активно в конце XIX - начале ХХ веков. Их целью было сохранение, описание и изучение предметов церковной старины, особенно требующих особых условий хранения в связи с их древностью или ветхостью. Древлехранилища давали возможность увидеть эти предметы, познакомиться с ними всем, кто интересовался историей и церковным искусством. Еще раньше, до возникновения древлехранилищ, старинные и особо ценные богослужебные предметы и иконы хранились в ризницах. Они могли быть очень богатыми и хорошо оборудованными, как, например, ризницы Троице-Сергиевой Лавры, Соловецкого монастыря, Новгородского Софийского собора, Патриаршая ризница Московского Кремля, но все-таки круг людей, которые могли быть допущены туда, был достаточно ограничен. Во второй половине XIX века началось активное развитие церковного музейного дела: церковно-археологические древлехранилища появились при высших духовных учебных заведениях - Московской и Санкт-Петербургской духовных Академиях и во многих епархиях России.

Без преувеличения можно говорить, что историческая наука, краеведение, археология Саратовской области берут свое начало в деятельности Саратовской духовной семинарии и ее ректора епископа Иакова (Вечеркова). Владыка Иаков возглавлял епархию и саратовскую духовную школу с 1832 по 1847 год. Он не только просил духовенство своей епархии присылать ему «заметки и статьи географического, статистического, этнографического и исторического содержания», которые систематизировались им и отправлялись в академические ученые общества, но и инициировал организацию археологических раскопок. Их проводили непосредственно преподаватели семинарии, в том числе известный ученый-востоковед Г.С. Саблуков. Он одним из первых приступил к исследованиям на территории золотоордынского города Укека, который стал известным благодаря этим изысканиям и получил наименование «Приволжской Помпеи». Не только древние книги и рукописи, но и вещи, найденные во время раскопок (монеты, окаменелости, предметы быта) были представлены в музее Саратовской семинарии. Его коллекция, в свою очередь, стала основой собрания Саратовской ученой архивной комиссии, образованной в 1886 г., и затем - Саратовского областного музея краеведения.

К сожалению, в советское время музеи постарались насытить атеистическим содержанием все то, что было связано с церковным искусством. Большинство икон и богослужебных предметов, находившихся в их коллекциях, демонстрировалось только во время антирелигиозных выставок или были отправлены в запасники. Да и сегодня их присутствие в постоянных экспозициях носит, как правило, случайный характер.

- Прежде всего, мы попытаемся восстановить преемственность в церковно-историческом деле и представить имеющиеся у нас предметы церковного искусства должным образом,- рассказывает Владыка Лонгин.- Перед нами, вообще перед современной церковно-исторической наукой стоит также очень объемная задача - заполнить гигантскую лакуну, которая охватывает период от послереволюционных и до перестроечных годов. Совершенно «белое пятно» - 1920е-1930е годы, о которых в церковных архивах не осталось практически никаких свидетельств: епархиальные управления в массовом порядке закрывались, духовенство было репрессировано, епископские кафедры вдовствовали, не было никакой возможности вести нормальное делопроизводство. Епархиальные архивы дореволюционного периода были реквизированы и ныне сохраняются в государственных архивах. Тридцатилетний временной промежуток - от 1917 до 1947 года - труднейший период в жизни Русской Церкви, время, когда быть верующим человеком значило нести особый жизненный подвиг, очень мало исследован, о нем сохранилось крайне мало сведений. Я хотел бы обратиться ко всем, кто может оказать помощь в создании музея: потомкам священнослужителей и преподавателей Саратовской семинарии, тех, кто сохранил и исповедовал свою веру во времена богоборчества и «господствующего атеизма», собирателям, антикварам, верующим саратовцам. Мы будем благодарны всем, кто сможет передать нам любые документы, предметы, фотографии, касающиеся церковной жизни того времени.

Наталья Горенок

Газета «Православная вера» №12 (464), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60698&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22