Пятнадцатого
июня ежегодно отправляются караваны автобусов и автомобилей разных
марок в город Белгород-Днестровский, что под Одессой. Практически все
пассажиры - это не совсем богомольцы, и не совсем паломники. Это -
бизнесмены самого разного уровня. Всех их объединяет стремление получить
помощь в делах у великомученика Иоанна Сочавского, считающегося
покровителем торгующих. Для этого во множестве собирается деловой люд и
возле источника в пригороде Белгород-Днестровского, названного в память о
великомученике Иоанне Сочавском, и в городском кафедральном
Свято-Вознесенском соборе, где находится частица мощей этого святого.
Конечно, 15 июня - знаменательный день не только для одесских торговцев, но и для духовенства Белгород-Днестровского, ибо пожертвования бывают весьма значительными. И это правильно, т.к. чего не сделаешь, чтобы улучшить положение дел в наше сложное, кризисное время. Все было бы замечательно, если бы бизнес-паломники одного дня знали хоть что-либо о святом, жившем в XII веке и принявшем мученический венец именно в этом древнем историческом месте. Автор данной статьи ставит перед собой именно такую, просветительскую, цель. А еще - пусть православный народ знает о Белгород-Днестровском, замечательном городе в Бессарабии, пусть едут сюда паломники за благодатью Божией и не только в день памяти святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, а постоянно, круглый год. Ведь здесь такие потрясающе красивые места, святой источник с удивительной историей и подземным храмом. Наконец, здесь живут память и дух православного святого, замученного мусульманами и иудеями за веру во Христа. И, конечно же, торговый, деловой люд пусть едет в древний Белгород-Днестровский за особой молитвой об успехе в своем малом, среднем и большом бизнесе. Господи, благослови! Итак, средневековье, XII век. По Черному морю, а тогда оно называлось Русским, идет торговый корабль. Команда и пассажиры - а это, в основном, купцы - многонациональная. Среди них молодой человек из города Трапезунд (нынешний турецкий Трабзон), который ведет себя как-то странно: не ест мяса и другой пищи животного происхождения, - говорит, что сейчас пост; не принимает участия во всеобщих увеселениях, помогающих скоротать время в пути, да еще и молится регулярно.
Этот человек - христианин, что было очевидно. Но среди купцов были и вездесущие венецианцы. Они тоже христиане, но не православные, как Иоанн, о котором и была речь выше, а римо-католики. Один из таких купцов - в истории сохранилось его имя - Реиз - затеял «богословский спор» с Иоанном. Цель его была не в поиске истины, а в желании посмеяться над святой православной верой, что называется, «уловить в словах» купца-схизматика, обидеть и унизить его. Но все получилось с точностью до наоборот: доброжелательный Иоанн с помощью Божией легко обошел в споре венецианца, доказав небесность Православия и чисто земное происхождение римо-католической церкви и ее учения. Взбешенный венецианец решил расправиться с ненавистным конкурентом, а помощником в этом неблаговидном деле ему стал капитан корабля.
Корабль негоциантов бросил якорь у стен города Аккерман, власти которого исповедовали ислам, а среди жителей было немало иудеев. Желая расправиться с конкурентом-схизматиком венецианец Реиз в компании капитана корабля отправился к градоначальнику и сообщил, что среди прибывших купцов есть один православный из Трапезунда по имени Иоанн, который желает принять ислам. Надо ли говорить, как обрадовался градоначальник такому известию, и как он был взбешен, когда этот православный купец отказался отречься от Христа. Иначе как бешенством поведение мучителей назвать нельзя - они избивали святого Иоанна палками из шиповника, до такой степени, что плоть страстотерпца разлеталась по месту мучения. Местное население, собравшееся на зрелище, что было не редкость в те суровые времена, было возмущено несправедливостью палачей по отношению к ни в чем не повинному человеку. Пытку приостановили, а великомученика, непрерывно молитвенно призывавшего Христа, бросили в темницу, откуда утром следующего дня его привели совершенно целым, здоровым и с просветленным неземной радостью лицом.
Бешенство мучителей усилилось, - Иоанна избили до такой степени, что стали видны внутренности. Тогда местные зеваки опять возмутились не виданной прежде жестокостью. И палачи привязали святого великомученика за ноги к хвосту лошади, а животное пустили по улицам города. Местные иудеи, выйдя из своих домов, бросали камни в страдальца Христова, а один из них, изловчившись, отрубил Иоанну голову. Тело великомученика отвязали и оставили лежащим на улице, тут же осталась и отрубленная голова. Местные христиане не решались взять и похоронить святые мощи.
Настала ночь. Местные жители были удивлены видением светящегося столпа и множества горящих лампад над телом великомученика, а три светоносных мужа совершали пение псалмов и каждение. Тогда иудей, отрубивший голову святому, решил, что это местные христиане пришли, чтобы похоронить православного купца, он схватил лук, стрелы и выбежал на улицу. Натянув тетиву, несчастный выпустил стрелу, но она не улетела, а он сам оставался неподвижным до самого утра, пока не рассказал жителям города о случившемся. Градоначальник был поражен этим рассказом и повелел похоронить святого великомученика с честью в местном православном храме. Однако, купец-венецианец, предавший Иоанна, не успокоился и решил выкрасть тело из могилы. Когда Реиз ночью уже раскапывал захоронение, святой великомученик Иоанн явился местному православному священнику, и тот успел спасти святые мощи, перезахоронив их под алтарем. Это был небольшой греческий храм, действующий и сегодня.
В
последующие века мощи великомученика Иоанна неоднократно переносились,
даря людям по вере их многие чудеса. В числе таких городов была и
тогдашняя столица Молдавского княжества - город Сочава. Поэтому
великомученика Иоанна Нового наименовали Сочавским и стали почитать как
покровителя молдавского народа. Мощи великомученика становились и
военным трофеем, - так они были захвачены в XVII веке польскими войсками
Яна Собеского и на протяжении 97 лет пребывали в пленении в городе
Жолква, источая, тем не менее, чудеса исцелений и православным, и
католикам, прибегавшим к молитвенной помощи святого великомученика
Иоанна Нового. Затем они вернулись в Сочаву. И только в 1884 году
частица мощей была перенесена в Аккерман, место мученического подвига
святого. Святыню положили в серебряный ковчег, где первоначально
пребывали все мощи, и положили в той же греческой православной церкви.
Ныне частица мощей пребывает в кафедральном Свято-Вознесенском соборе
города Белгород-Днестровский. Такое имя носит сегодня древний Аккерман.
Особо православными богомольцами и паломниками почитается и источник святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, расположенный немного южнее Белгорода-Днестровского. По местной легенде он возник по молению местной девушки, красавицы Параскевы, происходившей из бедной христианской семьи, которая не желала становиться наложницей местного градоначальника-мусульманина. Преследуемая евнухами, Параскева по воле Божией, была поглощена разверзшимся под ее ногами камнем, а из него забил источник целебной воды. По преданию, святой великомученик Иоанн Новый Сочавский приходил сюда за водой, потому источник назвали в его память. Многие богомольцы получают здесь исцеление от недугов. Во времена гонений на Церковь святой источник был засыпан землей. Но один из рабочих положил на его месте большой камень, чтобы потомки смогли найти и вернуть святыню людям. Так и случилось, а камень тот и сегодня напоминает нам о вере и мужестве наших православных отцов и дедов.
Нынче источник благоустроен. Есть и купель, и специальное помещение с кранами, где можно набрать воды в емкости и увезти с собой. Здесь действует подземный храм святого великомученика Иоанна Сочавского, украшенный мозаичной иконой православного купца- исповедника из Трапезунда. Очевидно, что по торговым делам он неоднократно посещал Аккерман, но Господь благословил его принять мученический венец в том, последнем плавании.
Пусть же не только пятнадцатого июня, и не только торгующие призывают молитвенную помощь святого великомученика Иоанна Сочавского, пострадавшего от клеветы и зависти, но твердого в вере православной, тем и стяжавшего великую милость у Господа и Бога нашего Иисуса Христа помогать страждущему человечеству. По вере нашей и будет нам!
http://odnarodyna.com.ua/node/8940