Указом Владимира Путина создан Совет при президенте страны по межнациональным отношениям. Совет призван способствовать решению вопросов, «связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации». Принесёт ли он пользу или превратится в очередную формальную структуру?
Пора вспомнить про русских
Валерий СОЛОВЕЙ, профессор, лидер партии «Новая сила»:
-
Созданный Совет при президенте - исключительно формальная структура,
призванная служить неким пропагандистским инструментом. Власть хочет
показать, что она интересуется межнациональными отношениями, осознаёт их
важность и отдаёт себе отчёт, что они обостряются. Более - ничего.
Никаких основополагающих решений от созданной структуры ждать не
приходится. Существуют президентские советы по правам человека, по делам
религии. Разве они на что-нибудь ощутимо влияют? Здесь, скорее всего,
будет схожая история. Не думаю, что и создание Министерства по делам
национальностей было бы более разумным шагом. Похоже на то, что Совет
при президенте - лишь более экономная версия этого министерства. Его
создание отражает состояние умов во власти: вроде бы что-то делать надо,
а что - никто толком не просчитывал на перспективу по принципу «шаг за
шагом».
Чтобы в стране наступил межнациональный мир, надо,
во-первых, не просто говорить о необходимости мира в такой
полиэтнической стране, как Россия, но и признать, и официально
продекларировать, что судьба России в основе своей зависит от положения
русских, составляющих 80 процентов населения. Пока всё на уровне
деклараций, а документального подтверждения нет. Как известно, такой
народ, как русский, даже не упоминается в Конституции России. Парадокс!
Что
касается реальной политики, главный раздражитель межнациональных
отношений для многих - подчас вопиющее поведение выходцев с Северного
Кавказа на улицах русских городов. Политику Кремля в отношении Кавказа
надо менять кардинально. Например, ввести режим нулевой толерантности по
отношению к тем выходцам с Кавказа, которые не соблюдают российские
законы и не уважают русский образ жизни, русскую культуру. Второе:
осуществить то, о чём говорил новый министр внутренних дел Колокольцев, -
создать подразделение по борьбе с этнической преступностью и наделить
его чрезвычайными полномочиями. Третье: резко сократить финансирование
кавказских республик, которое осуществляется за счёт иных областей
страны. При этом деньги ведь зачастую не решают социальных проблем и на
самом Кавказе, они нередко разворовываются. Вот тот минимум, с которого,
на мой взгляд, надо начинать.
Равенство всех перед законом
Павел САЛИН, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
-
С одной стороны, есть надежда, что Совет заработает, поскольку его
возглавил сам президент. И возможность на площадке такого уровня донести
свою точку зрения до первых лиц государства - это хорошо. Но если
судить по уровню авторитетности других членов его состава, то, на мой
взгляд, есть некоторый перекос в сторону специалистов, которые находятся
на периферии представлений о существе процессов, влияющих на рост
межнациональной напряжённости. При этом, например, там нет людей,
представляющих русских националистов. Правда, стоит, конечно,
оговориться, что у самих националистов сейчас кризис лидерства. Старые
фигуры теряют легитимность, а новых полноценных претендентов на
лидерство пока нет. Поэтому отсутствие националистов в совете можно
объяснить не только просчётом власти. Зампредседателя совета утверждён
Вячеслав Володин. По-моему, это фигура техническая. Он отвечает, как
можно понять, за всё политическое планирование. И если Путин будет
давать какие-то поручения, то Володин будет контролировать их
исполнение. Проявивший себя довольно успешным управленцем, теперь,
возможно, он будет больше внимания уделять и «региональному блоку»
проблем. Наряду с госчиновниками (министры культуры, регионального
развития, образования и науки, директор ФМС) в составе Совета есть
общественные деятели, лидеры национально-культурных автономий, например
В. Тишков, М. Хубутия, И. Саввиди, А. Мулиуолис и др.
Возникает
вопрос: Совет при президенте - это адекватная замена Министерству по
делам национальностей, о необходимости воссоздания которого многие
говорили? Думаю, что да. Хотя проблема не в том, что нет ведомства,
которое занималось бы межнациональной проблематикой. Просто власть в
упор не хочет видеть существующие в этой сфере острые и глубинные
проблемы. Очень часто вспышки обострений списываются на происки внешних
врагов, радикализм подростков и т.п. В то время как рост
националистических настроений в стране - одно из следствий большой
социальной дифференциации российского общества, когда человек в
зависимости от принадлежности к профессиональной или этнической
корпорации обладает преимущественными правами по отношению к тем, кто
«сам по себе». Проблема роста национальной нетерпимости гораздо глубже,
чем просто рост радикальных настроений.
Это реакция части
общества на то, что реального равноправия в стране нет. И вот эту
проблему власть, судя по всему, не видит или не хочет видеть. А ведь она
затрагивает фундаментальные основы нынешней политсистемы.
Власть
делает ставку на поддержку тех или иных сословий. Она привыкла иметь
дело не с гражданским обществом, которое только начинает набирать силу, а
именно с сословиями или группами элит. Например, с силовиками. Или
просто внешне демонстрирует, что намерена больше опираться на «человека
труда». Пока власть не научится мыслить и действовать по-другому, ничего
не произойдёт. А особого желания изменить мышление я пока не вижу.
Более того, ставка на сословную составляющую, похоже, только
увеличивается.
Слышатся голоса, особенно в рядах русских
националистов, что надо взять и отрезать Кавказ от России. Этот рецепт
является неверным. В своё время были отрезаны центральноазиатские
республики, но ни проблемы межнациональных взаимоотношений, ни проблемы
миграции от этого лучше решаться не стали. В принципе есть универсальный
инструмент, который лежит на поверхности: надо обеспечить равенство
всех перед законом вне зависимости от этнической и социальной
принадлежности. Но это, учитывая нынешнее состояние нашего общества,
очень трудно сделать как при действующей власти, так, скорее всего, и
при любой другой.
Молодым нужны общие дела
Азамат МИНЦАЕВ, председатель Совета вайнахской молодёжи:
-
То, что председателем Совета является сам президент, даст возможность
представителям этнических групп непосредственно доносить свою позицию до
главы государства, обращать его внимание на реальные проблемы. До сих
пор такие возможности были очень ограниченными.
Правда, на мой
взгляд, в Совет помимо людей, имеющих некий официальный статус,
следовало включить и тех, кто знает и понимает проблемы своих народов,
живя на местах, напрямую общаясь с населением. Среди чеченцев это,
например, Исмаил Дадалаев, возглавляющий Ассоциацию чеченских
общественно-культурных объединений. Несмотря на то что он уважаем
гражданами Чеченской Республики и не только ими, его в Совет не позвали.
Но
это - частности. В целом правильно, что не было создано Министерство по
делам национальностей - чиновничий бюрократизм мог убить сам замысел. А
вот живое общение в Совете при президенте на межнациональную тему,
определение самых больных точек, методов решения существующих проблем -
это в настоящий момент более разумный путь. Нужно только, чтобы потом
исполнительная власть на основе решений Совета действовала чётко и не
только контролировалась им, но и публично отчитывалась о проделанной
работе.
Что касается самих проблем, то это прежде всего проблема
молодёжи. Именно со спонтанных подчас стычек молодёжи начинается
неприятие иных национальностей уже во «взрослой жизни». А почему? Да
потому, что молодёжь, это надо откровенно признать, предоставлена сама
себе. Та же стычка у торгового центра «Европейский» в Москве показывает,
что молодые люди или плохо знают, или вообще не знают культуры друг
друга, традиций своих народов. Родители пытаются выжить, заработать
деньги, им некогда заниматься культурным воспитанием детей.
Надо
воссоздавать подлинно всероссийские юношеские и молодёжные организации,
где ребята знакомились бы, узнавали не только свою культуру, но и
культуру соседних народов. Вот, насколько я осведомлён, «Молодая
гвардия» работает довольно эффективно. Но она не в силах пока привлечь в
свои ряды всю российскую молодёжь. Нужна система из нескольких мощных
молодёжных организаций (но без большого дробления), пользующихся широкой
поддержкой государства. Если студентами сегодня хоть немного
занимаются, то школьники практически предоставлены сами себе. А ведь
именно в школьные годы закладываются основы человеческой личности.
Кто
не сталкивался с тем, что после окончания школы многие молодые люди,
причём не только на Кавказе, даже не знают элементарного: где находятся
крупные российские города, где какой народ проживает? Поэтому ребята не
могут адекватно воспринимать всю нашу многонациональную страну, где
народы столетиями жили рядом и в их взаимодействии было очень много
хорошего, а не только вражда или стычки. Об этом надо больше говорить, а
не акцентировать внимание на плохих моментах в истории межнациональных
отношений. Ведь в результате подростки изначально воспринимают
представителей других национальностей едва ли не как врагов. Нужны
серьёзные совместные проекты, осуществляя которые ребята разных
национальностей не только бы приносили пользу родной стране, но и лучше
узнавали друг друга, приобретали положительный опыт общения.
Самоорганизация граждан
Игорь КРУГОВЫХ, председатель Координационного совета традиционных русских организаций:
-
Объявленный Владимиром Путиным при вступлении в должность президента
«новый этап национального развития», когда «нам потребуется решать
задачи принципиально иного уровня, иного качества и масштаба»,
наполняется реальным содержанием.
Вслед за Указом «О
межнациональном согласии» были подписаны Указ «О Совете при Президенте
Российской Федерации по межнациональным отношениям» и ряд других. Они
предполагают, в частности, до конца года разработать и утвердить
стратегию государственной национальной политики РФ. Учитывая
десятилетнее «затишье» в сфере национальной политики, темпы
головокружительные. На рассуждения о роли и месте русского народа, кто
мы и куда идём, требуется к началу декабря дать ответ в виде чётко
сформулированных государственно-правовых категорий. Тут уж точно, что
пропишем, то и пожнём.
Пушкинской площади до проспекта Сахарова. Москва, 12 июня; ИТАР-ТАСС" hspace="10" width="300" height="203" align="right" />Очень
важна гражданская самоорганизация. На мой взгляд, было бы полезно,
чтобы редакция «ЛГ» с учётом того, что газета постоянно обращалась и
обращается к этой теме, продолжила обсуждение вопросов государственной
национальной политики, сфокусировав внимание на таких направлениях:
русский народ, русский язык, русская культура. Учитывая, что стратегия
«будет утверждена только после широкого общественного обсуждения», можно
было бы публиковать на страницах газеты оценки и рекомендации
экспертов, а в итоге сформулировать конкретные предложения с тем, чтобы
голос общественности и мнение представителей экспертного актива были не
только услышаны, но и учтены.