Потомков подкарпатских русинов на Балканах называют бачванско-сремскими или воеводинскими русинами. В исторических областях Бачка и Срем (автономная область Воеводина, Сербия), русины переселились более 250 лет назад, перенеся свои традиции, культуру и особый язык. Теперь они представляют собой одно из самых малочисленных, но весьма сплоченных автохтонных этнических сообществ, пользующихся в Сербии самыми широкими правами национального меньшинства.
Как известно, развитие самосознания русинов с самого начала национального возрождения проходило под знаком противоборства нескольких идентификационных моделей: русофилов, украинофилов и русинофилов. У русинов, которые проживают на территории современной Воеводины, также произошел раскол национального движения на сторонников русофильской и украинофильской идеологий. И если об украинской идее в русинской среде написано большое количество научной литературы, так как эта идеология поддерживалась в СССР и сейчас сохранилась среди мизерной части русинского народа, то тема русофильства бачванско-сремских русинов не изучена в современной отечественной историографии.
Открытое противостояние сторонников двух идеологических концепций началось в 20-е годы прошлого столетия, когда в городе Нови Сад ясно выделились два своеобразных течения, в которых отражалось видение будущего культурно-просветительского и национального развития русинов Воеводины. Часть русинской интеллигенции во главе с греко-католическим клиром поддерживали в национальном вопросе украинскую идеологию, но высказывались за сохранение особенностей воеводинских русинов и хотели внедрить свой разговорный язык в качестве литературного. |
Другое национально-культурное течение в среде балканских русинов условно называлась «куцурско-вербаским», так как представители этого идеологического лагеря в основном проживали в населенных пунктах Куцура и Вербас. Эта группа стояла на позициях «панславизма» под русской короной и с Россией во главе. Активисты данного течения выступали против большого влияния греко-католического священства в культурно-просветительской и национальной жизни русинов, особенные протесты вызывала проукраинская ориентация. Эта часть русинской интеллигенции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев хотела своим литературным языком сделать наречие русинов Карпатского региона, либо собственно русский язык. Были также предложения сделать из русинского разговорного языка Воеводины литературный, но включить в него значительное число элементов русского языка. В политическом отношении эта группа поддерживала сербские власти и сербские радикальные идеи, пропагандировала среди русинского населения переход в православную веру. У данной идеологической группировки было и свое левое крыло, где с симпатией относились к социализму и коммунизму. К слову, русофильским настроениям была подвержена не только часть интеллигенции, но и простой народ. Например, русинские жители небольшого села Лежемир, что на Фрушкой горе в Воеводине, называли сами себя собственно русскими и не отделяли от русского народа в России. Сербское население называло их так же.
К 30-м годам XX столетия идеологические противоречия все более накаляются. Происходит непосредственное открытое идеологическое столкновение двух упомянутых групп в русинской культурной, национальной и религиозной жизни. Первая такая стычка произошла после публикации в газете сербских радикалов «Застава» («Флаг») статьи Александра Сакача, писавшего свою фамилию на русский манер «Сакачев». В своей работе автор выражает протест против действий греко-католического русинского священства, которого он обвиняет в «мадьяронстве», украинофильстве и предательстве национальных русинских интересов. Он призывает русинов перейти в православную веру и вместо греко-католических священников «мадьяронов», которые стали проводить богослужение на латинском и венгерском языках, пригласить русских православных священников, а учителями в школах сделать эмигрантов из России.
Можно отметить, что своеобразным центром, который защищал русофильство в среде воеводинских русинов, стала культурно-просветительская организация «Заря». Это популярное объединение русофильской ориентации было основано в 1933 году в городе Вербас русинами, недовольными клерикальными и украинофильскими тенденциями, которые пропагандировались в Руськом народном просветительском товариществе - идеологическом противнике русофилов Воеводины. Вместо этого организация «Заря» пропагандировала взгляды, по которым воеводинские русины, как и все русины вообще, являются частью единого русского народа «от Карпат до Камчатки». Объединение «Заря» также призывала русинов Воеводины переходить из греко-католичества в православие. Этот призыв был услышан в русинском селе Куцура, где был даже основан русинский православный приход (!).
Печатным органом данного объединения являлась газета «Русская Заря», которая символично писала свое название с двумя буквами «с», на русский манер. Как дополнение к газете выходил ежегодник «Русский народный журнал «Заря». За все время своего существования газета несколько раз меняла свое название, сначала она называлась «Заря», позднее два номера вышли под названием «Русская правда» и, в конце концов, «Русская заря». Не обращая внимания на то, что эта газета издавалась на языке воеводинских русинов, ее лексика была наполнена словами из литературного русского языка. «Русская заря» выходила каждый месяц и издавалась 7 лет в период с 1934 по 1941 год. Это издание критически относилось к идеям украинской идеологии, а также пропагандировала идеи русофильской ориентации среди русинов, оно объявляло на своих страницах, что русины являются частью «большого русского народа».
Именно главные редакторы данного печатного органа были самыми ярыми защитниками русофильских идей среди русинов Воеводины. Одним из первых редакторов данной газеты являлся Милютин Губаш. Это врач, публицист и культурный деятель русской национальной ориентации в русинской среде принадлежал к группе воеводинских русинов, которые были недовольны украинофильством среди русинов Югославии. Именно он основал в 1933 году культурно-национальный союз югославских русинов «ЗАРЯ», был редактором в 1934-1936 одноименной газеты и первым редактором (1935 - 1936) ежегодника Русский народный календарь «Заря». Не обращая внимания на то, что М. Губаш использовал в своих публикациях разговорную форму югославских русинов, он искренне верил в единство русского народа. Особенно враждебно был настроен по отношению к украинскому национальному движению в Карпатском регионе.
Другим активным деятелем русофильской ориентации являлся Евгений Кочиш. Этот писатель и культурный деятель среди воеводинских русинов, печатался под несколькими русифицированными псевдонимами - Михайлов, Барин и Петров. Выступал против доминирования греко-католического духовенства в национальном движении русинов Воеводины. И присоединяется к организации русофилов. В 1938 - 1941 годах занимал пост секретаря данной организации и был редактором газеты «Русская Заря». Между двумя мировыми войнами являлся одним из самых известных авторов воеводинских русинов. Написал пять романов, большое количество пьес и стихотворений. Огромное влияние на прозу Кочиша оказала русская классическая литература.
Русофильство воевдинских русинов также поддерживал юрист, публицист и общественный деятель Никола Олеяр, или Николай Олеяров, как он сам себя называл. Этот выдающийся человек родился в русинском селе Куцура, окончил гимназию в городе Вербас (1923 - 1931) и университет в Белграде. Еще студентом начал интересоваться социалистическим движением в России и также критически оценивать роль греко-католического духовенства. Резко относился к влиянию украинофильства в культурной жизни воеводинских русинов. Под влиянием этих взглядов присоединился к союзу «ЗАРЯ». Начиная с 1935 года, работал юристом в городе Нови Сад и активно участвовал в деятельности русофилов как редактор газеты данного объединения. Николай Олеяров был уверен, что бачванско-сремские русины, как и их одноплеменники в Карпатском регионе, не имеют в достаточной мере четких признаков идентификации, чтобы существовать как отдельная национальность. Таким образом, усилия сделать из русинов отдельный народ или часть украинского обречены на неудачу, так как русины, где бы они ни жили, являются частью русского народа, хотя и имеют свои культурные особенности. Эту точку зрения Николай Олеяров отстаивал в нескольких своих статьях, которые были опубликованы в русинской прессе, так и в своей общей «Истории русского народа», которую он издал в 1934 году. В свою работу он включил разделы истории карпатских и воеводинских русинов. Не обращая внимания на симпатии к социализму и критическое отношение к капитализму и фашизму, Н. Олеяров не поддерживал политику коммунистической партии Югославии. После венгерской аннексии Воеводины он пребывал под угрозой ареста до самой смерти в 1942 году.
Итак, политические предпочтения русофилов во многом основывались на противодействии украинской идеологии и греко-католическому влиянию. Многие русофилы были убеждены, что русины не смогут существовать отдельно от русского народа, так как тогда, по их мнению, они будут беззащитными и подвергнутся ассимиляции венграми, словаками или украинцами. В России они видели не только покровителя и защитника, своеобразный противовес украинскому влиянию, но и духовное родство наследников Святой Руси. Следует отметить, что после Второй мировой войны русофильская ячейка почти полностью прекратила свое существование, так как Советский Союз не интересовала русофильская ориентация не только русинов Воеводины, но и их соплеменников Карпатского региона. Все русины были объявлены «украинцами». У части русинского народа Воеводины и сегодня сохранилась определенная заинтересованность к русской культуре и языку. Былое русофильство трансформировалось в твердое русинофильство, сохранив некоторые элементы духовного единства с Россией.