Святой Панагий |
Оставив семью и карьеру, Панагий стал монахом Влахернского монастыря на острове Диос. Настойчивые просьбы матери заставили его вернуться в город Ликсури. Но от подвижнической жизни он не отказался и вел ее до конца своих дней, несмотря ни на какие обстоятельства.
В 35 лет Панагий был рукоположен в сан священника и с этого времени посвятил себя служению Церкви. Почти каждый день он совершал Божественную литургию, проповедовал и являл собой пример евангельских добродетелей. В церкви он был подобен молитвенному столпу и выходил из храма только для того, чтобы дать милостыню, посетить бедных или возвратить в лоно Церкви заблудшие души.
Панагий отказывался от прихода, потому что хотел избежать материальных сложностей и вмешательства англичан; он подвизался в маленьком монастыре святого Спиридона. Там на протяжении 50 лет он расточал богатства своего сердца для всего кефалонского народа. Следуя примерам святого Герасима (память 20 октября) и святого Анфима Слепого (память 4 сентября), папа Бассия, как его называли прихожане, учил и расточал благодать Божию, не оставляя все же своего уединения. Он также совершал службы во всех часовнях, рассеянных в окрестностях города, и верующие, увидев его, во множестве приходили на богослужение.
Святой Панагий продал все семейное имущество и раздал все вырученные деньги бедным, которых почитал своими сыновьями. Когда он приходил в город, за ним всегда следовали бедные женщины, которым он отдавал все, что имел, так что сам оставался даже без пищи. Словно новый святитель Николай, он знал, какая семья находилась в особой нужде, и приходил, чтобы поддержать и вселить надежду на Бога. Его милосердие соединялось порой с дерзостью. Он шел в какой-либо магазин, открывал кассу и брал то, что считал необходимым для своей милостыни. Однажды булочник отказался дать святому то, что тот настойчиво просил, - тогда тесто у него перестало подниматься.
Святой Панагий был наделен дарами прозорливости и пророчества, которые использовал для врачевания душ. Тем, кто должен был скоро умереть насильственной смертью, он советовал пойти на исповедь, а тех, кто намеревался совершить тяжелый грех, предупреждал загадочными словами.
Однажды в дождливую ночь святой повстречался с человеком, который задумал грех. Святой Панагий крикнул ему: «Грех, грех! Возвращайся домой!»
В другой раз мать, потерявшая одного за другим двух сыновей, в отчаянии восстала против Бога. Священник поспешил к ней. Женщина отказалась открыть ему дверь, осыпая оскорблениями. Тогда святой открыл дверь с помощью крестного знамения. Когда он вошел в гостиную, где находились портреты покойных сыновей, их изображения ожили, и сыновья, достав пистолеты, убили друг друга. Так святой Панагий открыл матери правду о том, что ее дети были влюблены в одну женщину. Они бы убили друг друга, если бы Бог не вмешался в их судьбу и не избавил от большего зла.
Однажды святой вошел в дом, где в ожидании гостей кипятили воду в котелке. Панагий опрокинул его, потому что ранее бедняк просил помощи в этом доме, а хозяева отправили его ни с чем.
Но эти многочисленные дары Божии были даны папе Бассии не без жала в плоти (см.: 2 Кор. 12: 7). Приблизительно через десять лет после рукоположения у него началась нервная болезнь, из-за которой он терял контроль над собой. Он кричал, сбривал себе бороду и волосы, выбрасывал на улицу все, что оказывалось у него под рукой. Придя в себя через полгода, он связал эту болезнь со своим греховным состоянием. Потом такие приступы повторялись каждые два-три года, а в конце его жизни случались каждый год. Последние пять лет он был прикован к постели.
Однако святой Панагий не лишился дара пророчества и утешения. Народ был предан ему и почитал, как и раньше. Те, кто были удручены или находились в трудной ситуации, знали, что дверь его кельи всегда открыта. Священник не переставал быть центром притяжения и центром церковной жизни всей Кефалонии. Он приобрел такой авторитет, что часто выступал посредником в делах, чтобы устранить несправедливость или сделать внушение совершившим безнравственные поступки. Его слова всегда воспринимались как глас Божий.
Святой Панагий смиренно и с благодарением претерпевал долгую и унизительную болезнь, которую некоторые считали своеобразным юродством во Христе, и расценивал ее как свой крест. Он почил в Господе 7 июня 1888 года. На протяжении двух дней и ночей верующие приходили проститься с ним. Его почитание продолжало стихийно расти не только в Кефалонии, но и по всей Греции, особенно после обретения его мощей в 1976 году[1].
Составитель - иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство
Сретенского монастыря
20 июня 2012 года
[1]
Почитание святого Панагия Бассии является ярким примером канонизации
святых в Православной Церкви, единственной настоящей причиной которой
выступает стихийное почитание народом Божиим. В Месяцеслов Русской
Православной Церкви данная память не включена.