Если сегодня кто-то говорит о нависшей опасности, то того характеризуют как "киндинолога" (т.е. изучающий опасные ситуации), то есть что он опасается, ведет речь об опасности, при ее реальном отсутствии. Мы были бы рады, если бы не существовало опасности, пусть нас характеризовали как "обманщиков", "лжецов", "сумасшедших". В нашей сегодняшней беседе по благодати Божией и по молитвам многих Святых, которые боролись за то, чтобы отвратить в их эпоху те опасности, которые угрожали нашему Святому Православию, и стали мучениками и исповедниками, мы постараемся кратко представить данные, причины, которые очень отчетливо и ясно в каждом случае недавнего прошлого подали сигнал об этой существующей опасности, и по этой причине они нас призывают к осторожности и трезвению. Однако, давайте же посмотрим, почему в наше время опасность гораздо более великая и серьезная по сравнению с прошлым. Причины, которые я приведу, будут не единственными, но крайне важными.
1. Пленение Экуменизмом и Папизмом почти всех поместных Православных Церквей
Экуменизм, эта всеересь, которая появилась и укрепилась в 20 веке была усвоена с самого начала Вселенской Патриархией, главным образом по причине печальных исторических событий в Турции, и ожидания помощи от христианских народов Запада и надежды на нее, но они были восприняты тщетно и напрасно, точно также как и во время Ферра-Флорентийского собора, когда из-за икономии и уклонения в дипломатические маневры пришлось пойти на измену акривии, вере и сознания, якобы для осуществления грез о всеобщем объединении в учении Христа, "да будут все едино"(Ин. 17, 21). Довод, что "вы мол не беспокойтесь, Патриархия совершает дипломатические шаги, чтобы спастись", который повторяют многие и сегодня, является совершенно зыбким. Во-первых, потому что епископы не являются дипломатами, но пастырями и должны предлагать целое и не искаженную " вплоть до йоты" евангельскую истину и полагать свои надежды не на людей, а на Бога. В чем же вплоть до сего дня состоит помощь папы и протестантов Константинополю после такой открытости, стольких с ними компромиссов и стольких отступлений, такого попирания священных канонов совместными молитвами, совместными служениями, воззваниями о "церквах-сестрах" и о "совместной ответственности" за проповедь Евангелия? Две тысячи православных проживали в Константинополе с закрытой Богословской школой на Халки. Закованной в оковы и отчужденной от Патриархии является ее собственность. Даже и среднего уровня дипломат осознал бы до конца в существовании некого издевательства и ненадежности, если бы он оглянулся назад и с интересом посмотрел на все эти слова любви и лобзания, злорадство и благодарность, и он изменил бы дипломатическую тактику. Однако мы ее не меняем, и не стремимся себе помочь в том, чтобы появились новые Марки Евгеники, чтобы они сплотили православных и не хотим облобызать милость и призвать помощь Божию в этих существенных трудностях и жестоких изъянах первопрестольной Православной Церкви, потому что с самого начала принятия по необходимости и по экономическим причинам Экуменизма, сегодня народилась догма, учение, ересь, в особенности после присылки и навязывания из Америки в иерархи на патриарший престол Афинагора. (...) Афинагор и его преемники делали и делают успехи, как мы уже все видели во время последней встречи патриарха и папы в Фанаре 30 ноября 2006. Первопрестольная Церковь оказалась завоеванной Экуменизмом, и как первая оказывает влияние на другие поместные церкви, которые конечно же самостоятельны в своей ответственности, как автокефальные, однако и они подталкиваются временными мирскими нуждами и обделенными в духовности и в православном мышлении политическими лидерами, подражают и с легкостью следуют первой поместной церкви(т.е. линии Константинополя). (...)
В настоящее время, только две автокефальные церкви, Грузинская и Болгарская, вышли из Всемирного Совета Церквей и удерживают линию отхода от Экуменизма. Конечно, в Грузинской Церкви произошло нечто достойное внимания и подражания; народ, соединившийся в Православной вере, церковная полнота, с множеством клириков и монахов вынудили церковное руководство последовать православному пути! Это действительно можно представить в виде несбыточной мечты для большинства церквей, где экуменическое руководство полностью владеет ситуацией и угрозами, гонениями и запретами душит и затыкает рот православным голосам. Характерным примером является Румыния, где коммунистическое рабство и притеснение сменилось экуменической жесткостью большинства экуменических епископов. Монастыри остаются там убежищем для православных мирян.
2. Изменение Элладской Церкви своего пути
С восхождением на кафедру архиепископа с Димитиадской митрополии г-на Христодулоса в 1998г. для Православия многие вещи усложнились до серьезности и опасности... Те, кто его ещё не знали хорошо были увлечены его время от времени пламенными речами против Папизма и Протестантизма. Он в выразительных речах объявлял Экуменизм ересью, с восторгом предлагая жизнь и учение Отцов Церкви. Мы решили, что на архиепископскую кафедру взошел некий Иоанн Златоуст, некий Фотий, некий Марк Евгеник... К сожалению мы весьма обманулись. До архиепископа Христодулоса Элладская Церковь была строго традиционной, православной, антипапской и антиэкуменической. (...) На протяжении многих десятилетий она была единственной сильной, свободной и живой Церковью по причине несвободы от коммунистического режима под которым находились многие православные церкви, и по причине ослабления (изнурения) старейших патриархий , которые брали взаймы и использовали богословские силы Элладской Церкви, которая располагала двумя сильными и цветущими Богословскими школами-факультетами в Афинах и в Фессалониках. Для того чтобы представить какой была Элладская Церковь и какова она стала сегодня, я представлю несколько показательных фактов, мало известных для многих людей. Когда Афинагор, после соответствующего приглашения Ватикана, решил предложить с православной стороны послать на Ватиканский собор наблюдателей, и созвал в 1963г. Всеправославное Совещание на о. Родос, тогда ему оказал немедленное сопротивление и противодействие архиепископ Хризостомос II и все иерархи, которые сочли неразумным даже это присутствие представителей, поскольку Священное Писание и Святые Отцы через священные каноны запрещают всякое общение с еретиками. В телеграмме. которую архиепископ Хризостомос послал Афинагору он написал: "Я лично уже с самого начала считаю этот вопрос решённым; решением иерархов мы воздержимся от общения. Общественное мнение, также абсолютно возмущено". Во время общения по телефону с Афинагором, тот спрашивал его почему он не следует ему, на что он ответил: "Речь идет о вопросах веры и общение с еретиками и к тому же после всего того зла, которое они сделали и причинили нашей Церкви, и когда мы имеем общее мнение иерархии и нашей церковной полноты, то мы чувствуем некую неловкость в том, чтобы принять вашу точку зрения". ((Χρυσοστόμου Β', Αρχιεπισκόπου Αθηνών, Πεπραγμένα από 15-7-1963 μέχρι 15-7-1964, Αθήναι 1964, σελ. 14)) Он жестко характеризует папистов как еретиков, и его мнение оказалось согласным с мнением иерархии и церковной полноты. В Элладской Церкви за последние немногие десять лет не было почти иерархов, которые колебались бы в том, чтобы считать папизм за ересь. (...) Что же мы можем сказать теперь и что мы говорим? С чего же мы начинаем оплакивать и описывать массовое изменение Элладской Церкви от колеблющегося и сдержанного следования Патриархии до дерзкого передовика и начинателя в экуменистических шагах, где она соревнуется и порой обгоняет "решительное дерзновение " Фанара? Впрочем одной из основных причин ссоры Фанара и Афин, кроме вопроса о юрисдикции над так называемыми "Новыми областями", является то, что архиепископ Афинский не хочет, "его не устраивает" быть унтер офицером (т.е. плестись в хвосте) и идти вслед за Патриархией. Он хочет быть равноправным и высшим устроителем культурных межправославных и межхристианских связей...И поэтому, чтобы в этом иметь успех, необходимо достичь аналогичное признания в области межхристианских отношений, которые ему предлагают радостные папа и протестанты, которые радуются тому, что пала последняя мощная крепость Православия, Элладская Церковь. По этой причине сейчас Элладская Церковь обратилась к всеереси Экуменизма. Архиепископа восхваляют, ему аплодируют, его награждают потому, что он наконец-то оставил нас "талибанов", как он нас охарактеризовал, в рамках он стал прогрессивной, современной личностью, идя в авангарде межрелигиозных экуменических процессий. Он побил многие "Рекорды и достиг успеха во многих начинаниях экуменической борьбы по разрушению границ между истиной и заблуждением, Православием и ересью, в борьбе за сравнивание с землей Православия. Он первым дерзнул привезти папу в Грецию в 2001г., узаконивая его в качестве епископа Рима. Он первый пригласил и принял участие в организации проведения заседания Всемирного Совета ересей и заблуждений на православной земле с разрушительными заявлениями представителей епископата. Он первый из архиепископов Элладской Церкви нанес визит в штаб-квартиру ВСЦ в Женеве, ему были оказаны почет и уважение. В итоге, он первый, как архиепископ, официально нанес визит в Ватикан в прошедшем декабре месяце. Никто из предшественников даже не мог помыслить или предпринять попытку перейти Рубикон (т.е. границу) на сторону ересей. И он был вознагражден многими почестями и многими речами. И за укрепление миссионерства Элладской Церкви папа ему дал два звена от темничных вериг апостола Павла, подлинность которых оспаривал серьезный и авторитетный профессор византологии Афинского университета г-н Ставрос Курусис в напечатанной в газете "᾿Ορθόδοξος Τύπος" статье(12-1-2007г.). Являются ли они подлинными или подложными все эти звенья цепей апостола Павла, однако они символизируют закованность в цепи плена Элладской Церкви в тюрьме папизма и Экуменизма. И не только эти деяния, которые являются самым большим грузом апостасии от Православного Предания. Это и экуменическое учение, всё то, что в филопапистском и экуменистическом духе по временам говорил архиепископ Христодул в разных местах. Если бы кто-то предпринял попытку составить некую онтологию-сборник, то он занял бы целую книгу. Уже во время визита папы в Афины в мае 2001г. при произнесении приветственных слов и ответов, как и в совместных Заявлениях. были выбраны такие слова. которые узаконивают ересиарха папу в качестве канонически-законного епископа Рима, словно мы находимся в положении до 1054г., и выдают папскую ересь за церквовь. Во многочисленных статьях мы перечисляли тогда все те нововведения папизма и говорили о разрушении границ Церкви. В открытом письме Архиепископу нами, между прочим, было написано следующее: "Вы преступили Христово Евангелие, снесли священные каноны, оскорбляете ведущих борьбу с папизмом Святых, и отверзаете дверь для входа в Церковь суровых волков. Вместе с отягченным многочисленными ересями папой вы воздаете честь и всем древним еретикам и лжеучителям: Арию, Македонию, Евтихию, Несторию, Аполлинарию, которые являются ангелами по сравнению с папой и его заблуждениями. Для Вас не имеют уже более силы ни Евангелие, ни Вселенские соборы, ни учение Святых и Богоносных Отцов. Ваши деяния изобличают Ваши слова. Итак, снимите же в храмах иконы Святых, поскольку Вы снимаете и преступаете их учение, чтобы народ, находящийся в смятении и разочаровании смог бы лучше понять, что происходит". (периодическое издание: Θεοδρομία, ἔτος Γ, τέυχος 2, ἔτος 2001, σελ. 9) Архиепископ вовсе не обеспокоился тем, когда услышал в ответном слове папы слова, что "от общей нашей апостольской веры в Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего мы имеем общее апостольское достояние и таинственные узы Крещения, и отсюда мы все являемся членами семьи Божией, призванные служить единому Господу и проповедовать Евангелие миру". Комментируя тогда это вызов папы в нашей стане, первого пастыря нам благоволящего, я написал: "Итак, неужели Filioque, первенство папы, непогрешимость, опресноки-азимы, очистительный огонь, или "непорочное зачатие" Богоматери и другие являются "общей апостольской верой" и "общим достоянием? Неужели "мы все являемся членами той-же семьи Божией", избежав слова "Церковь", чтобы нас не провоцировать, но смысл слов тот же, и неужели мы призваны служить "единому Богу и проповедовать Евангелие миру"? Почему же вы тогда не оставили миссионерство в тех районах, где трудятся папские миссионеры, поскольку они проповедуют тоже Евангелие и служат тому же Господу? Итак, неужели к "той же семье" Божией принадлежат православные и еретики, неужели ересь не является изобретением дьявола для того, чтобы разрушить единство Церкви и вести людей к заблуждению и погибели? Может ли кто-нибудь представить вместе встречающихся Апостолов и лжеапостолов Нового Завета, обнимающихся и пишущих совместные тексты, утверждающих, что они имеют общую веру и проповедуют тоже Евангелие? Может ли кто-нибудь представить Святых Отцов и великих еретиков делающих одно и тоже дело? Коррозия православного сознания и разрушение границ между истиной и заблуждением является опасностью. Только даже этот текст по необходимости может пробудить и настроить против предательства и отступления, которое произошло". (Θεοδρομία, ἔτος Γ, τέυχος 2, ἔτος 2001, σελ. 18-21) И это конечно же не единственный текст. Аналогичное было сказано в ответных речах архиепископа Христодулоса, которые нами также были прокомментированы (Θεοδρομία, ἔτος Γ, τέυχος 2, ἔτος 2001, σελ. 21). (...) Архиепископ уничтожает догмат, которые входит в состав Символа веры, об Una Sancta, о "Единой Соборной и Апостольской Церкови". Православная Церковь в связи с этим не является единственной Церковью, существуют и иные церкви, есть Папская Церковь. С тем, чтобы положить основание для этого положения, он и его единомышленники поддерживают мнение, что "Папство не является ересью". Теперь, конечно же весьма дерзко со стороны старых латинофилов утверждается, что латинство "не является схизмой, это просто иное христианское учение среди других многих христианских догматов"! (...) Этой же ли латинофильской линии следуют и другие иерархи Элладской Церкви, к сожалению молчащие? (...) К латинофилам принадлежит и митрополит Сирский, Тиносский Дорофей и др. Совместные молитвы в его епархии с папистами не только для него являются обычным событием, имеются сведения, что разрешается диакония, то есть причащение из одной Чаши поочередно для школьников приходящих на обязательные службы в православном и папском храме! В этом году исполнилось два года после встречи и подписания совместного пастырского послания к новому году с папским епископом о. Сирос!! (...) Экуменическая ересь постепенно парализует все здоровые клетки и православное противостояние. (...) Мы неоднократно сообщали и о кощунственном заявлении митрополита Калаврийского и Эгиалейского Амвросия, который высказал свое неоправданное неведение по вопросу исхождения Святого Духа "от Отца", оскорбляя и попирая учение самого Господа, учащего с полной ясностью и категоричностью об исхождении Святого Духа только от Отца (Ин. 15. 26). Но он, переворачивает историческую веру Церкви, которая излагается в Символе веры и в целом Соборами и Отцами. Священному Синоду необходимо было бы призвать этого митрополита дать разъяснения даже только из-за этой хулы и если он пребудет в своем богохульстве, то указать ему под какие священные каноны он подпадает.
3. Разложение Богословских факультетов
Этот фактор является следствием экуменистического разложения богословской среды, Богословских факультетов, которые больше всего подпитывают клир, воспитанием богословов экуменического образа мышления и образования. То, что изучают на Богословских факультетах, от подавляющего большинства, профессоров экуменистов, этому обучают на приходах и в школах молодые богословы. Теперь же в первый раз Экуменизм пролез и в учебники по религиоведению народных школ и гимназий. (...)
4. Разделения и колебания на Святой Горе
Опасность для Православия умножается в наши дни, так как даже считаемая "Кивотом Православия" Святая Гора, сад нашей Богоматери, является расколотым и сдержанным в своих высказываниях. Существуют многочисленные случаи, когда раньше Святая Гора возвышала свой единогласный и сильный голос против экуменических начал патриархов и епископов.
5. Абсолютная зависимость клириков, безбрачных и брачных,от расположений и желания епископов, которые применяют на выбор святые каноны и по своему усмотрению, запугивая и угрожая, показывающим сопротивление, даже в вопросах веры.
Упразднение приходов как общин, которые сформированы для того, чтобы священники имели разносторонние добрые отношения с церковной полнотой верующих, а теперь абсолютную экономическую независимость эфимериев (т. е. седмичные священники) (от своих прихожан) увеличивают восприятие служения многими священниками как некой профессии, для которых главным становится забота по налаживанию добрых отношений с епископом, чтобы не лишиться своего места или быть назначенным в лучший или более богатый приход.
Почти полное отсутствие катехизации верующих по вопросам веры
Более не слышатся проповеди на догматические темы, а антиееретические и вообще. Большинство клириков, подражая церковному руководству, ограничиваются проповедями с патриотическим или личным содержанием. Они забыли, что "наше жительство есть на небеси" (Фил. 3, 20), что Церковь как царствие Божие "не от мира сего" (Лук. 18, 31), что христианам необходимо иметь помышления горе, а не к земле (Кол. 3, 2), согласно литургическому возгласу "горе имеем сердца"... (...) Многие из епископов вместо того, чтобы бодрствовать и указывать опасности ересей папизма и Экуменизма, осведомлять паству, успокаиваются тем, что их позиции следуют и согласны с ними многие некатехизированные и неосведомленные люди, в то время как ведущих борьбу и осведомленных епископат выставляет как подавляющее меньшинство "фанатиков" и "крайне консервативными". Сюда в точности подходят слова, которые перед страданием сказал Господь книжникам и фарисеям, сопровождая слово упрекающим оплакиванием: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф. 23, 13-14).
Существует огромный недостаток в средствах подлинной и объективной информации народа.
Мирская и электронная печать, беспрепятственно аплодирует, пожалуй, всем намеченным экуменическим и синкретическим началам церковного руководства и высмеивает все традиционные положения и ценности, как ушедшие в прошлое. Сегодня, находящиеся под контролем церковного руководства печать и радиостанции Элладской Церкви, с энтузиазмом предлагают всякое экуменическое заявление, в то время как православные голоса остаются изолированными.
Обмирщение клира и народа.
Очарование и привлекательность мира увлекают, и следствием этого становятся ослабление ревности и борьбы за "узкий и тернистый путь" Евангелия и Святых. Имеется очень часто предлагаемый довод молчащих и безразличных: "Церковь никогда не пострадает, она неодолимая, не бойтесь." Действительно Церковь не может быть уничтоженной, поскольку она является Телом Христовым, имеет Живого Христа, есть Сам Христос, который распространяется на века. Мы имеем уверение от Самого Христа, что «и врата Ада не одолеют её» (Мф. 16,18). Опасность не относится к Церкви, которая во веки будет существовать с Её Главой, Христом, но к членам Церкви, верующим, которые находятся в опасности погибнуть, когда утратится правильная вера - Православие, и воцарится ересь и заблуждение. Когда утрачена Православная вера, как бы ни бил кто-нибудь святым и добродетельным, он не спасается? Наоборот, внутри правильно верующей, Православной Церкви, спасается, в любой момент, и величайший грешник, когда покается и исповедует свои грехи. Опасность от грехов наших преодолевается покаянием и исповедью, опасность от ереси не преодолевается ни чем; она ведет еретика с уверенностью к погибели.Сам Господь указал на опасность от лжепастырей, которые стараются прельстить паству. Верующим необходимо не слушать "глас наемников", в то время как, добрый пастырь приносит себя в жертву за спасение овец, пастырь- наемник близ опасности убегает и оставляет их волкам, т.е. еретикам, для похищения и рассеяния овец (Ин. 10, 1-16). Поэтому и св. Апостолы и Святые Отцы в проповеди этой не успокаивали себя проповедью бездействия, "не бойтесь. не беспокойтесь, Церковь никогда не пострадает", но вся их жизнь, как это становится очевидным из их посланий, была некой неусыпной непрерывной продолжительной борьбой за то, чтобы воцарилась неповрежденная или истинная вера, дабы еретики не смогли преуспеть в том, чтобы эту веру испортить, чтобы проповедовать иное Евангелие, иного Христа, обезображенного и приспособленного к их желаниям. Большинство из них отдали свою жизнь, стали мучениками "ради Христа, веры, святости", великими исповедниками и учителями истины: гонимыми, оскорбляемыми, оклеветанными, злословимыми, каждый день умирающие. (...) Пресвитерам Эфеса апостол Павел, предчувствуя приближение своей кончины в Милите, рекомендовал в качестве первейшей пастырской обязанности молиться за себя самих и за паству, пасти Церковь, которую основал Христос не с безразличием, философствуя, успокаивая, властвуя, быть социологами и жить припеваючи, но, как и Он Сам, проливать свою кровь. Он им предсказывает, что "явятся лютые волки, не щадящие стада", т.е. еретики. И что самое горькое и прискорбное, так это то, что из них же самих, из духовенства, из епископов и священников, "восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян, 20, 30). И так как это было предсказанием и пророчеством, то в краткое время исполнилось и исполняется на протяжении всей жизни Церкви, то он их не успокаивает, но трубит в сигнальную трубу, трубу неусыпную, трубу внимания и бодрствования. Он им говорит: " Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил вас". (Деян. 20. 31) Это Павлово "бодрствуйте" является призывом, который оставлен, и многие из наших клириков говорят дурное, отрывая верующих от истины Православия и бросают в сети заблуждений папства и Экуменизма. Позиция убаюкивания "Церковь никогда не пострадает" верна, но как подталкивающая не к бездеятельности и безразличию, а к борьбе: боритесь, трудитесь, исповедуйте, и Бог не оставит Церковь Свою. Без нашего содействия (синергия), которое является учением нашей веры, Бог нас оставляет, поскольку Он не спасает без собственного желания и стремления человека к Нему, в отличии от ошибочного учения протестантов об абсолютном предопределении. Впрочем, история нас научает тому, что целые древние поместные церкви исчезли, как и семь церквей Апокалипсиса, а многие другие были ослаблены и пришли к умиранию главным образом из-за отступления от веры, предательства веры со стороны пастырей и их верующих. Но учреждается и существует Церковь, Православие возвеличено и приумножено и за счет других народов под четким детоводительством её распятого Основателя, но идущая в истине. Еретический Запад, гордящийся уходом от внешнего злострадания, которое является признаком божественной педагогии и посещения, полностью утратил свою христианскую сущность, совершенно отошел от христианства. И эта духовное разрушение еще более хуже, поскольку духовная смерть намного хуже телесной смерти. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить". (Мф. 10, 28) Вся Европа является бескрайним кладбищем с запахом этой смерти, за что несут ответственность папизм и протестантизм. Этот запах в Православную Церковь переносят дружеские связи, встречи и визиты с представителями этих ересей, которых мы более того признаем за "церкви", за "путь спасения". Они привели народы Запада к духовной смерти, мы же вместо того, чтобы им показывать животворящую и спасающую истину Православия, дабы спасти и их собственные народы, мы провоцируем путаницу и вызываем сомнения в самом нашем благословенном народе и подталкиваем его к погибели, поскольку разрушаем определения Святых Отцов, и потому очень просто перешли от истины к ереси, от жизни к смерти. (...) Скоро мы будем искать в Греции православного грека и мы его не найдем. Мы теряем наших детей, последующие поколения, уже лишаемся нынешнего, в то время как большинство не видит опасности, как страусы прячут свои головы в песок. Действительно, Церковь не исчезнет, она будет существовать, пусть даже будет трое православных, исчезнут десятки тысяч душ, православных и инославных. (...) Перед лицом близ этой очевидной опасности, которая сегодня опасна, весьма опасна из-за недавнего прошлого, нам необходимо будить разбудить спящий по причине неведения православный народ. (...) Как говорил патриарх Геннадий Схоларий, глядя на грядущее разрушение Константинополя, "необходимо нам разбудить город, который спит и не осознает зло, которое грядет". (...) Давайте падем на колени и помолимся Христу, Который кажется по причине нашего недостоинства спит во время шторма, чтобы Он проснулся, укротил бурю, упразднил расколы и возвратил всех заблудших, всех еретиков в Святую Церковь, потому что только это создаст истинное Единство. Нам не следует унывать, но с радостью претерпевать и находиться в ожидании, так как в итоге победа и триумф будет у Христа, а не у антихриста.
Протопресвитер Феодор Зизис, профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
http//orthodoxia-agiapisti.blogpost.com/2008/01/blog-post_03.html
Редакция интернет-сайта "Православный апологет" благодарит о. Феодора Зисиса за эту глубокую и объективную статью, понуждающую всякого верного Православной Церкви чаду очнуться, встрепенуться от спячки. Всё, что написано о. Феодором - это исполнение четко разработанного плана по уничтожению и разложению Православной Церкви. При внимательном отношении к состоянию нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата мы обнаружим удивительное сходство плана и стремительно развивающемуся по нему процессу разложения православного сознания у епископата, клира и мирян. Православие всё больше осознаётся в виде некоего "духовного утешения", а не единственного пристанища для спасения человеческой души. Православие всё больше осознается как культурное наследие, но не средство для преображения человеческой души "во образ Христов", как единственный и истинный путь ко Христу и во Христе.
http://apologet.spb.ru/ru/православие-сегодня-находится-в-серьёзной-опасности