Архиепископ
В 738 году святитель Бонифаций совершил поездку в Рим, чтобы обсудить возможность расширения миссии до саксонских земель. Но, к его разочарованию, папа ответил, что сейчас не лучшее время для этого. Везде были враги и ложные друзья. И хотя Карл Мартелл и защитил христианство от мусульман, одержав победу в битве при Туре в 732 году, сам он не был идеальным христианским правителем. А тут еще лангобарды... А константинопольские императоры не способны найти средства для защиты Рима. Папа просил Бонифация упрочить свои достижения. Он просил его преобразовать и реорганизовать Церкви в Баварии (сейчас это южная Германия и северная Австрия) и Алемании (сейчас это Швейцария и восточная Франция).
В феврале 739 года Бонифаций, пробывший в Риме несколько месяцев, наконец покинул его. Святителю к тому времени было уже более 60 лет. Он уезжал не только с дарами и реликвиями, но и с многочисленными помощниками: англичанами, франками, баварцами. Среди них были и уже упоминавшиеся святые братья-миссионеры - английские монахи и родственники Бонифация Виллибальд и Винебальд, которых он встретил в Риме. Святой Виллибальд, принявший монашество в Бишопс-Уолтеме графства Хэмпшир, много странствовал. После смерти в Италии их отца - святого Ричарда († 720; память 7 февраля), Виллибальд, оставив здесь брата, отправился в паломничество по святым местам, посетил Сицилию, Кипр, Патмос, Сирию, Константинополь, где провел два года, и в конце концов в 729 году обосновался в Кассино в Италии. Святой Виллибальд дожил до весьма преклонного возраста, преставившись в 786 году (память 7 июля).
Получив власть над всеми епископами Баварии, святой Бонифаций принялся восстанавливать и реорганизовывать церковную жизнь в этой области, что было под силу лишь такому гениальному деятелю, каким был он. Как и святитель Августин Кентерберийский, святой Бонифаций был миссионером, но он был еще и превосходным организатором, как святитель Феодор Кентерберийский († 690; память 19 сентября). Следующие 15 лет жизни святого были самыми активными и насыщенными.
Христианство было принесено в Баварию в начале VII столетия франкскими и ирландскими миссионерами. На юге Германии, на островке Констанцкого (ныне Боденского) озера, существовал монастырь Райхенау, основанный в 724 году святым миссионером Пирмином, ставшим и его настоятелем († ок. 753; память 3 ноября). Вера христианская распространялась в Баварии и благодаря трудам таких просветителей, как святой Руперт (епископ в Зальцбурге; † 717; память 27 мая), святой Эммерам (епископ в Регенсбурге; † 690; память 22 сентября), святой Корбиниан (епископ во Фрайзинге; † ок. 730; память 8 сентября). В результате появились центры христианства в Зальцбурге (ныне в Австрии), Регенсбурге и Фрайзинге, но они были слабо обустроены. Не было ни епархий, ни слаженного управления, а политическая обстановка в VIII веке была напряженной из-за имперских амбиций франков. Баварские правители постоянно искали возможности избавиться от доминирования франков - и такая нестабильная ситуация препятствовала миссии.
Прибыв в 739 году в Баварию, архиепископ Бонифаций разделил ее на четыре епархии: Регенсбургскую, Зальцбургскую, Фрайзингскую и Пассаускую - и назначил Гайбальда, Иоанна и Эремберта епископами первых трех из них. Другим помощником был святой англичанин Лиафвин, позднее прославившийся своей миссией во Фризии и принявший мучения в Девентере. Двумя годами позже пятым епископом - в Эйхштадте - был поставлен святой Виллибальд. По всей вероятности, в 740 году был созван первый Собор новообразованной Церкви Баварии. На нем обсуждались канонические, дисциплинарные и административные вопросы, говорилось о важности частой исповеди и причащения. Проблема неправильного рукоположения была решена еще до приезда архиепископа. Все эти вопросы были простые, но необходимые для установления порядка.
Архиепископ Бонифаций главные свои труды посвятил насаждению монашества в Баварии, учреждая здесь новые обители, ставшие центрами молитвы, богослужения, благочестия (примеры которого важны были и для избравших супружество), наставления приходского духовенства и, конечно же, подвижнической жизни. В 741 году был заложен монастырь во имя святого мученика Маврикия († 287; память 22 сентября) в местечке Альтайх Пассауской епархии и еще один - Бенедиктбойерн. По некоторым оценкам, между 740 и 778 годами в Баварии было основано более 100 обителей. Все это было достигнуто без какого-либо содействия полухристианских франкских епископов при полуязычнике Карле Мартелле. Архиепископ трудился по примеру апостолов и не зависел от перемен в политике франков. И до сего дня Бавария остается одной из наименее дехристианизированных областей современной Германии - благодаря тому прочному фундаменту, который заложил здесь святой Бонифаций.
С 741 года архиепископ Бонифаций уделял все большее внимание Гессену и Тюрингии. Церковь в этих землях все возрастала, и требовалось укреплять дисциплину и совершенствовать ее организацию. Бонифаций учредил там три новые епархии. Бурабург, расположенный рядом с Фрицларом, стал епископским центром Гессена, епископом на эту кафедру был поставлен англичанин Витта. Эрфурт, находившийся недалеко от монастыря Ордурфа, стал административным центром Тюрингии; на юге области был свой центр - в Вюрцбурге, где святой монах из Мальмсбери по имени Бурхард стал епископом. Теперь восемь епископов Баварии, Гессена и Тюрингии подчинялись власти и авторитету Бонифация, да еще епископы Алемании (нынешней Швейцарии), которые были рукоположены не им. Архиепископ Бонифаций, не имевший еще своей резиденции, становился настоящим митрополитом всей Германии.
Святой уже основал к тому времени три влиятельных монашеских центра: в Амёнебурге, Фрицларе и Ордурфе. Теперь необходимо было распространить монашество в германской земле для утверждения здесь христианской цивилизации и христианского образа жизни. Помощь пришла от английских монахов и монахинь. Новый монастырь был основан в Эйхштадте святым епископом Виллибальдом, чуть позднее, в 751 году, его братом святым Винебальдом был заложен монастырь в Хейденхайме. После смерти Винебальда († 761; память 6 ноября) его сестра святая Вальбурга взяла на себя заботу об этом монастыре. Были основаны и три женские обители: в Китцингене, Оксенфурте и Бишофсхайме. Но величайшим из всех основанных монастырей была, конечно, обитель Фульда, где и упокоился святой Бонифаций. Его мощи пребывают там по сей день, и если бы не церковный раскол 1054 года, то Фульда бы непременно стала немецким Монтекассино, немецким Афоном.
Архиепископ Бонифаций давно думал основать большой монастырь, который мог бы служить базой для миссионерской деятельности в землях к юго-востоку от Тюрингии. Таким монастырем и стала Фульда. Святитель следовал своему великому предшественнику - святому Виллиброрду, проповедовавшему во Фризии, который учредил такой центр в Эхтернахе. Строительство Фульдского монастыря Бонифаций поручил своему ученику - монаху, позднее рукоположенному в священнический сан, по имени Стурм (Штурм), баварцу по рождению († 779; память 17 декабря). После долгих поисков в девственных лесах Стурм наконец нашел подходящее для обители место - широкую долину с плодородной почвой, окруженную горами, дававшими жизнь водам реки Фульды. Вокруг этого места жили четыре народа, которым Бонифаций принес Евангелие. В январе 744 года здесь началась работа по возведению обители. Землю расчистили, и вскоре здесь была построена каменная церковь во имя Христа Спасителя. Вокруг церкви расположились кельи, которые заселила братия. В 748 году святой Бонифаций отправил священника Стурма в итальянский монастырь Монтекассино, а когда он возвратился в 750 году, назначил его настоятелем обители Фульда.
После смерти святого Бонифация Фульда разрослась в огромный монастырь, к 779 году в нем уже подвизалось более 400 монахов. В последние годы своей жизни архиепископ проводил в этом монастыре много времени, уединялся и молился на холме неподалеку. Этот холм братия прозвали «холмом епископа». Монастырь Фульда считался «особенным»: он был ставропигиальным - независимым от правящего архиерея местной епархии и подчиненным лишь Риму.
Митрополит
К 741 году влияние и власть святителя Бонифация распространялись на всю северо-западную Европу. Он взял на себя служение митрополита и трудился вместе со своим патриархом. В том же году отошли ко Господу и правитель франков Карл Мартелл, и папа Григорий III. За смертью Мартелла последовала политическая нестабильность, и развитие миссионерства на какое-то время приостановилось. Немногим позднее новым папой стал грек по имени Захарий (741-752). Хороший дипломат, папа Захарий продолжал поддерживать архиепископа Бонифация, хотя поначалу и высказал несколько ошибочных суждений. В конечном счете его поддержку Бонифацию трудно переоценить. Позднее папа Захарий был прославлен в лике святых.
В первом письме святителя Бонифация папе Захарию (оно сохранилось до наших дней) говорилось, в каком позорном состоянии находится Франкская Церковь, и сообщалось, что уже несколько десятилетий не собирались здесь церковные Соборы. Бонифаций обличал испорченность франкского духовенства и упадок благочестия в Риме. Отвечая, папа Захарий не согласился с тем, что нравы в Риме испорчены. Он подтвердил, что священники могут жениться только до своего рукоположения и не имеют права иметь более одной жены, а не как франкское духовенство, среди которого было обычным иметь любовниц или нескольких жен (Письмо 28). Он также ответил на вопрос Бонифация о том, когда именно во время Евхаристического канона следует совершать крестное знамение.
С восшествием на франкский престол сыновей Мартелла Карломана и Пипина III, благорасположенных к Церкви, положение святого Бонифация изменилось в лучшую сторону. Карломан, оказывавший Церкви моральную и материальную поддержку, правил восточными франками, жившими на территории современных Германии и Швейцарии. Из франкских правителей архиепископ больше всего общался именно с ним.
В земле франков перед Бонифацием стояла задача не проповеди Евангелия непосвященным, а реорганизации, Франкской Церкви с ее испорченным духовенством - путем проведения Соборов, сначала в землях, управляемых Карломаном (нынешняя Германия), а затем в землях, управляемых Пипином (нынешняя восточная Франция). Первый церковный Собор был проведен в апреле 742 года в земле восточных франков, подчиненных Карломану, и его целью было перестроить церковную жизнь. Архиепископ Бонифаций сумел возглавить Собор, а это означает, что он распределял обязанности по церковным делам Германии между епископами, которых сам поставил. Здесь мы снова видим Бонифация не просто миссионером и усердным монахом, но еще и государственным деятелем, настоящим митрополитом северо-запада материковой Европы. Его задачей было противостоять нерадивым франкским епископам, особенно в Майнце и Трире, ибо одно дело - принять церковные постановления, а совсем другое - обязать всех исполнять эти постановления, что было сделать совсем не просто, поскольку многие франкские епископы отказывались даже приходить на Соборы.
Второй направленный на преобразование Церкви Собор состоялся тоже в землях Карломана - в марте 743 года. Третий проходил в марте следующего года в городе Суассон - в землях западных франков (ныне Франция), подчиненных Пипину (он был отцом Карла Великого, родившегося в 742 году). В 745 году последовал четвертый Собор, который был общим для обеих частей франкского государства - франкоговорящей и германоговорящей. На этом Соборе, также возглавлявшемся святым Бонифацием, решались догматические, административные и дисциплинарные вопросы. Среди прочего на нем разбирали случай с двумя странствующими проповедниками (ирландцем и франком), которые распространяли суеверия и ереси и называли себя епископами. Также разбирался скандал с Майнцским епископом-убийцей, сыном бывшего священника, погибшего на войне. На Соборе было принято решение учредить центральную митрополию в Германской Церкви. Хотя и архиепископ-англичанин, и папа-грек считали, что идеальным центром мог бы стать Кельн, но таковым было решено сделать Майнц - из-за несогласия завистливых епископов-франков.
Наконец, пятый Собор имел место в Галлии в 747 году. Его решения тоже касались всей территории земли франков. На нем ничего нового не принималось, но был подведен итог всему, что было решено на предыдущих соборах.
Эта соборная активность сыграла важную роль в европейской истории и оказала немалое влияние и на Английскую Церковь. Так, церковный Собор в Клофешо, проведенный в Англии в 747 году, был во многом вдохновлен деятельностью святого Бонифация. И таким был авторитет святого, что после отречения Карломана от престола (он затем принял монашество в Италии) архиепископ в ноябре 751 года короновал и помазал на царство Пипина - ставшего королем всей земли франков. Это положило конец династии Меровингов и начало тесному сотрудничеству Рима и франков. Бонифаций был опорой и гарантом православности франков и их подчинения православному Риму. Сама успешная реорганизация Франкской Церкви, проведенная святителем Бонифацием, стала воплощением его живой православной веры.
Трудностей, с которыми сталкивался архиепископ, было много: их создавали и мирские властители, и порочные епископы и священники, и различные лжеучители. В одном из писем папе Захарию Бонифаций признавался, что не причащался из одной чаши с франкским духовенством, настолько испорченными были их нравы (Письмо 86). Тем не менее, архиепископ при папе Захарии приобщил франков к православным традициям Рима. Эта духовная связь с Римом гарантировала сохранение римских православных традиций в земле франков. Можно даже сказать, что благодаря трудам святого Бонифация по установлению римского Православия среди малограмотных полуязычников франков великий раскол не случился раньше середины XI века. Позднее, однако, франки начали внушать свои языческие и порочные взгляды Риму и в итоге повели его за собой. Эта гармония отношений между Римом и франками нарушилась после смерти святого Бонифация и всех его учеников. Признаками начала упадка стали ереси Карла Великого и отвержение им в 794 году во Франкфурте постановлений VII Вселенского Собора; мерзость учиненного им уничтожения саксонцев, «обращенных» в веру огнем и мечом, несмотря на протесты английского ученого монаха Алкуина. Всем этим ересям и нечестивым действиям Карла Рим не смог воспрепятствовать, попав под влияние франков, против чего так боролся Бонифаций.
Мученик
Мученичество святителя Бонифация |
В конце весны или начале лета 753 года святой Бонифаций отправился с миссией во Фризию, хотя ученики, предчувствуя недоброе, и пытались отговорить его от этого. Святитель Бонифаций и его соработники сначала спустились вниз по Рейну, святитель в последний раз встретился с королем Пипином, а затем двинулся на север через болота к заливу Зейдер-Зе - в средоточие язычества фризов. Здесь труды престарелого архиепископа увенчались успехом: вместе со святым епископом Эобаном они окрестили многих жителей этой части Фризии. Повсюду Бонифаций восстанавливал разрушенные церкви и возводил новые. На зиму святому пришлось удалиться в Утрехт или, возможно, Майнц. В следующем году он вернулся. На этот раз он добрался до северо-восточной границы Фризии за Зейдер-Зе. Он разбил лагерь в местечке Доккум близ Леувардена и призвал новокрещеных христиан собраться на праздник Пятидесятницы. Это было 5 июня 754 года. (Майнцская традиция называет 755 год, но эта дата отвергается многими учеными последних нескольких десятилетий.) На рассвете на лагерь святителя, ожидавшего прихода новообращенных на праздник, напала орда вооруженных язычников соседнего племени фризов. Некоторые из спутников святителя попытались защитить его, но он не позволил этого и велел готовиться к мученической смерти, мужественно ободряя словами: «День, которого я так долго желал, наступил». Это была бойня, и вряд ли кто-нибудь выжил. Святой епископ Эобан принял мученический венец вместе со святым Бонифацием. Всего в ту Пятидесятницу 52 страдальца прославили себя. Смертельный удар настиг святителя, когда он поднял Евангелие над своей головой, «желая, чтобы его защитой от смерти была та Книга, которую он более всего любил в жизни». Меч рассек священную книгу, а затем и голову мученика, и безжизненное тело святого пало на землю. В библиотеке города Фульды и сейчас можно видеть древнее и частично поврежденное ирландское Евангелие. Все предания говорят о том, что этот экземпляр Евангелия принадлежал самому святому Бонифацию.
Христиане подобрали останки святых мучеников и их пожитки - это были в основном рукописи. Тело святителя Бонифация перевезли в Утрехт, а затем в Майнц. Толпы скорбящих сопровождали процессию. Многие были недовольны тем, что честные останки святителя будут перенесены в Фульду, считая, что они должны покоиться в городе, где была его епископская кафедра. Однако они не посмели пойти против воли самого святого, желавшего упокоиться в Фульде. Мощи Бонифация вернулись домой - в монастырь его верного настоятеля Стурма. Славный мученик был погребен в святом месте, которое он сам выбрал на закате своих дней: в новой монастырской церкви в центральной Германии, куда он принес слово Божее. Его гробница сразу стала местом паломничества. Что касается Фризии, то после мученичества святителя весь народ искренне раскаялся в своих грехах и тем изменил свою жизнь.
Услышав о мученической кончине святителя Бонифация, епископ Вустерский Милред, приезжавший к святителю и уже вернувшийся в Англию, написал святому Луллу, что этот равноапостольный муж был «славой и венцом тех, кого родина посылала на континент... Его паломничество завершилось славной смертью Христова мученика, и сейчас он пребывает в Небесном Иерусалиме».
Человек
Нам повезло, что мы имеем житие святого Бонифация - оно написано священником Виллибальдом (не святым Виллибальдом, а другим современником Бонифация), расспрашивавшим о жизни мученика у людей, знавших его лично. Еще сохранилось более сотни писем святого Бонифация. Из них можно узнать не только о его миссии, о политическом положении того времени, о папах, с которыми он общался, но и о нем самом как человеке. Святой Бонифаций горячо интересовался делами в его родной Англии, имел широкий круг друзей и знакомых - мужчин и женщин. Это был человек глубокого сочувствия, вдохновения, дружбы и уважения. Его общение с друзьями из разных стран мира предвосхищает и отражает общение святых в Царствии Небесном. Бонифаций был предстоятелем, который сочетал мудрость и терпеливость, власть и смирение, строгость и доброту, рассудительность и усердие, тактичность и прямоту, великодушие и смелость в обличении неправды, созерцательность и практичность. В его письмах в Англию, в которых он просит совета и поддержки, особенно ярко видна его личность - и, прежде всего, его незаурядное личное обаяние, эта искра Божия в человеке. Вот почему Бонифацию удалось привлечь так много благочестивых мужчин и женщин, из родного ему Уэссекса приехавших к нему в Германию трудиться на миссионерском поприще. Он был еще и патриотом, всегда с любовью писал о своей родине и тосковал по ней; часто обменивался подарками со своими духовными и мирскими друзьями, молился о них, а они - о нем. В одном из писем он пишет: «Радуюсь благим делам и славе моего народа, но мне печально и больно от его грехов и позора» (Письмо 74). В некоторых письмах Бонифаций просит привезти ему книг из Англии - «Священное Писание и духоносные писания отцов» (Письмо 34). К последним относились комментарии преподобного Беды Достопочтенного († 735; память 26 мая), которые он высоко ценил. Из Письма 46 видно, что Бонифаций считает миссию на континент общенациональной миссией для Англии. Обращаясь ко всем епископам и священникам Английской Церкви, он пишет, что желал бы объединить язычников-саксов и детей Матери-Церкви, ибо саксы «одной плоти и крови» с англичанами. Бонифаций просил весь английский народ молиться о нем. Это был крик души, вопль, идущий из глубины сердца. И на него был получен ответ - то огромное число священников, монахов и монахинь, которые переехали вслед за ним в Европу. Это перенесение на континент английского благочестия и учености было своего рода духовной колонизацией.
Замечательны его письма английским игуменьям, которым он часто изливал душу. Вот в Письме 65 читаем: «Со всех сторон скорби и тяготы, брань и страх. Хуже всего - предательство лжебратьев. Оно хуже злобы неверующих язычников». Под этими словами подпишется любой православный любой эпохи.
Ближе всех святителю была его родственница (возможно, двоюродная сестра) святая Лиоба. Он делился с ней сокровенным, рассказывал обо всех душевных волнениях; мы уже упоминали, что он завещал похоронить их рядом. Мудрая и многознающая, подвижница, всегда пребывавшая в добром расположении духа, Лиоба стяжала глубокое уважение и признательность епископов. Обученная в монастыре Уимборн святой Теттой († 772; память 28 сентября), Лиоба впоследствии стала настоятельницей в Бишофсхайме. Фактически она была настоящим духовным преемником святителя Бонифация: ее совета просили епископы и правители. После смерти святой Лиобы около 780 года, а позднее и других учеников Бонифация франки сбились с истинного пути, что привело к печальным последствиям. Через 14 лет после ее смерти, в 794 году, Карл Великий, убивший тысячи саксов, принял на соборе во Франкфурте не только иконоборческую ересь, но и filioque.
Письма святого Бонифация говорят о его необыкновенной силе духа, подвижнической жизни, вере и послушании, молитвенности и знании Священного Писания, о его почти ежедневном приобщении cвятых Тела и Крови Господних, о его вере в Промысл Божий. Его успехи как руководителя, миссионера, организатора и государственного деятеля были следствием его святости.
Забытый святой
Святой апостол Матфий и святитель Бонифаций предстоящие перед Богородицей |
В отличие от попыток объединения Европы, предпринятых этими тиранами - Карлом Великим, Наполеоном и Гитлером, общеевропейский проект святого Бонифация оказался намного более успешным. Этих трех кровожадных фанатиков воспринимают как предтеч антихриста, а Бонифаций почитается как святой Божий. И неспроста он сначала именовался Винфридом, что означает «друг мира», а потом Бонифацием, что означает «творящий благо». Он собрал первую общенациональную миссию всех Британских островов. Многие из тех, кто помогали ему в подготовке миссии и трудились вместе с ним над просвещением народов, были англичанами и ирландцами. Его труды были исполнены чувства общего национального стремления, его миссия была общим делом страны. Как не хватает нам этого сейчас!
Сегодня Англия хранит небольшую частицу мощей святителя Бонифация в католической церкви в Кредитоне, освященной в его честь. Эти мощи были недавно привезены из Фульды. Также частица мощей святого есть в Бриксуорте (графство Нортгемптоншир). И все же святой Бонифаций, «третий человек», сегодня забыт своей родной страной и не воспринимается как ее покровитель. Вот уж действительно «нет пророка в своем отечестве». Даже те немногие, кто помнит наших первых двух покровителей: святого Григория и святого Августина, забыли о нашем герое-соотечественнике - святом Бонифации. Несомненно, что это от неверного представления о раннем Римском Патриархате. Протестанты думают, что папство, каким оно было в Средние века, таким было всегда, а святитель Бонифаций, получается, был слугой «папизма». Святитель Бонифаций - святой, о котором забыла Англия, а точнее - забытый святой забытой Англии.
Забытое единство
Святой Бонифаций не только забытый святой, это символ и забытого единства. Он жил в эпоху, когда Римскими папами были не только римляне, но также сирийцы и греки. Когда Бонифаций был молодым, его архиепископом был грек святитель Феодор, а позднее он общался с папой из греков. Он жил в то время, когда можно было не только читать святых отцов, но и непосредственно общаться с ними. Бонифаций (как и его ученик Виллибальд) жил в такое время, когда можно было странствовать от дальних берегов западной Европы до Константинополя, Иерусалима и Дамаска, повсюду посещать и вести службы и быть в единстве веры. Какими бы ни были языки, обычаи и обряды, дух был един. Все знали, что в христианстве не существовало востока и запада, что почти во всех краях Европы и Азии было живое общение со святыми.
Сегодня осуществляется новый проект объединения Европы. Политическая элита 27 стран - от Португалии до Латвии, от Лапландии до Кипра - пытается объединить Европу новой конституцией. В этой конституции даже не упоминается о христианстве. Отрицают всё, чего достигли святитель Бонифаций и его ученики, принесшие свет Христов народам Европы и утвердившие единство в Западном Патриархате. И хотя новый проект не военный, а политический и экономический, он не приведет к подлинному единству, ибо отрицает само основание Европы - веру Христову.
В конце VII и в VIII столетиях два англичанина - святой Виллиброрд и святой Бонифаций, за которыми последовали их ученики, покинули Англию и озарили светом Евангелия тьму северо-западной Европы. Их влияние распространилось на всю Европу от Рима до Скандинавии благодаря последовавшим после них другим английским миссиям. В IX веке два грека: святой Кирилл († 869; память 14 февраля и 11 мая) и святой Мефодий († 885; память 6 апреля и 14 мая), за которыми последовали ученики, озарили светом Христовым тьму юго-восточной Европы. Их влияние распространилось на всю восточную Европу - от Чехии до Урала - благодаря миссиям, последовавшим за ними. Уверен: пока это не будет признано всеми, единства в Европе не будет, а будут лишь коррупция и мелочный расчет. Но сегодня мало кто желает все это признать. Если однажды это все-таки произойдет, то мы возвратимся к временам, когда не было еще разделения на католиков и протестантов. Мы возвратимся к временам, предшествовавшим середине XI века, - когда не было еще разделения христианства на Католицизм и Православие. Это будет возвращение к временам, когда уже обозначилась главная проблема, корни которой - в жажде власти самого сильного и агрессивного из германских народов - франков. Поскольку когда умер последний из поколения учеников святого Бонифация - святой Виллехад († 789), преставившийся почти ровно через 100 лет после приезда святого Виллиброрда во Фризию в 690 году, франки признали иконоборческую ересь и ввели в свою Церковь ложное понимание Пресвятой Троицы. А в XI веке они фактически присвоили себе власть в Риме.
Единство и многообразие
С православной точки зрения, сегодня Западная Европа значительно удалилась от той Западной Европы, которой она была в I тысячелетии, когда она была частью православного мира. Ригористы и националисты Словакии, Хорватии, Косово и Украины, которых критиковал и продолжает критиковать Запад, не видят в современной Западной Европе ничего кроме пустоты. Модернисты же и либералы, наоборот, видят в Западе образец для подражания. Это сродни дилемме о стакане с водой: он наполовину пуст или наполовину полон? При взвешенном рассмотрении становится ясно, что кое-что от православного наследия I тысячелетия в Западной Европе сохранилось и до наших дней. Большинство простых западноевропейцев до сих пор разделяют с православными веру в Триипостасного Бога и в воплощение Сына Божия. Очень легко осуждать жителей современной Западной Европы за то, что они потеряли, - но так же легко увидеть и то, что они сохранили.
При столь же взвешенном взгляде нетрудно заметить еще, что значительная часть Западной Европы стала антиправославной и антихристианской, а следовательно, стоит на грани самоуничтожения. Любые нападки Запада на Православие есть отсечение своих собственных корней. Самое постыдное то, что сегодня западная часть Европы стала наиболее антихристианской частью всей Земли. Но все же в Западной Европе до сих пор есть вера, живущая в сердцах простых людей. И хотя эти люди политически бессильны, но ведь и сначала было только 12 апостолов... Ничего нельзя точно определить, пока не наступил конец всему. Возможно, с возвращением Православия в современную Западную Европу вернется и надежда. Ибо если только Западная Европа вернется к вере святого Бонифация, она вернется и к вере святых Кирилла и Мефодия и снова достигнет единства.
Тропарь равноапостольному Бонифацию Германскому, глас 5
О священномученик Бонифаций, к лику равноапостольных причтенный, праведный потомок Англии, гордость Германии, похвала Франции и слава Голландии! Обагрившийся своей мученической кровью, дерзновенно моли у престола всех Царя принести мир во все страны и даровать спасение душам нашим.
Кондак, глас 6
Да радуется английский народ и да веселятся народы Германии и Голландии! Ибо через Бонифация Господь даровал им благодать и спасение, сделав их Своей паствой в небесном чертоге, дабы они могли радоваться и ликовать. Восхвалим же его сице: радуйся, Бонифаций, проливший свою кровь ради Христа Пастыреначальника!
Существуют православные службы святому Бонифацию на английском и немецком языках.