Святыни Европы: бесстрашный пастырь Черногорья

0
183
Время на чтение 5 минут
Острожский монастырь - любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых - Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров - к мощам святого Василия.


Острожский монастырь. Фото Марины Нефедовой


Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной - узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть, вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а монастырь никогда не закрывался - прим. Ред.) не было ни одного несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает».

По сербским меркам монастырь не такой уж древний - он был заложен в середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый красивый - Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого сербского святого Василия Острожского.

Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии, сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси. (Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей.

Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары (солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего святого большое влияние.

Когда Стоян подрос, игумен Серафим отправляет племянника в Твердош, главный монастырь Герцеговины. Там Стоян принял постриг с именем Василий. В городе Требинье, где находился монастырь Твердош, шла в то время борьба за паству между католиками, православными и мусульманами. Несмотря на опасность, Василий защищает Православие: обращается к народу, ходит проповедовать по домам. За молитвенную помощь и пастырское бесстрашие люди прозвали его «молитвенник райи» («стада», так уничижительно турки называли сербов).

Василию пришлось терпеть нападки не только от врагов веры, но и от собратьев. Однажды его пытался оклеветать Черногорский митрополит Мардарий (поддержавший унию с католиками). Митрополит согрешил со служанкой, а когда она забеременела, обвинил в своем грехе Василия. Молодого священника приговорили к повешению, но Василию удалось отсрочить исполнение приговора до рождения ребенка. Когда младенец появился на свет, Василий взял его на руки и спросил перед судьями, кто его отец. Младенец сказал всю правду. После этого Мардарий был осужден, а Василий назначен архимандритом монастыря.

Но будущий святитель не стремился к почестям, он искал уединения, чтобы совершенствоваться в молитве. Василий отправляется на Афон, но по пути заезжает к патриарху Паисию. Патриарх, провидев в молодом подвижнике опору возрождающейся Церкви, благословил его оставаться на Афоне не более года. После Афона Василий побывал в Молдавии с Валахией и дошел до Руси, где ему была оказана помощь для бедствующего народа Герцеговины.

По возвращении со Святой горы патриарх Паисий посвящает Василия в митрополиты. В это время святителю исполнилось только 30 лет, но уже тогда народ идет к нему за утешением и исцелением. Трудами святого Василия восстанавливаются многие разрушенные в Герцеговине храмы. Но притеснения турок грозят митрополиту Василию жестокой расправой. Тогда он решает уехать в отдаленной монастырь Острог и оттуда управлять своей епархией.

С появлением св. Василия в Острожском монастыре монашеская жизнь расцветает. За несколько лет отстраиваются и расписываются основные храмы: Введенский, Крестовоздвиженский и др. По монастырскому преданию, последние 15 лет жизни свт. Василий провел в пещерной постнице Острожского монастыря. Здесь, в своей келье он и упокоился 29 апреля (12 мая) 1671 года. Этот день считается днем памяти св. Василия и торжественно празднуется в монастыре. Через некоторое время прямо из скалы над местом его смерти выросла виноградная лоза. Эта старая лоза жива и сегодня, растет прямо из скалы, и это очень удивительно, потому что поблизости нет ни земли, ни воды. Лоза почитается в монастыре как святыня.

Вскоре были обретены нетленными мощи святого Василия, которые сегодня находятся во Введенском храме. Доступ к ним открыт с утра и до позднего вечера. В монастыре очень рады паломникам из России.

Перед поездкой в монастырь у сербов есть обычай держать недельный пост («седмица Василия»). А у ворот монастыря - снять обувь и босиком идти в гору 5 километров, к мощам Василия.

Сербские паломники стараются провести в монастыре хотя бы одну ночь. Сделать это довольно просто: на небольшой площадке перед верхним храмом можно получить небольшую подстилку, плед и подушку - все бесплатно. Есть и гостиница для паломников, она находится внизу, удобств там больше, но они не бесплатны.

Учитывая обилие паломников и малое количество братии (около 12 человек), вас вряд ли усадят за монастырскую трапезу. Но воду, напитки, кофе предложат. Обычно сербы берут с собой хлеб - и этим их паломническое меню ограничивается.

Святой Василий настолько широко известен на Балканах своей чудесной помощью и исцелениями, что в монастырь идут не только православные, но и католики, и даже мусульмане. Сложное межконфессиональное и межрелигиозное прошлое и те гонения, которые претерпел Василий Острожский от «латинян и турок» при жизни, сегодня никого не смущают. Да и святой Василий, видно, не помнит зла: паломники разных вер и конфессий еще не жаловались на тщету своих прошений.

Службы: Служба идет на церковнославянском языке (с сербским акцентом). Ранняя литургия служится в верхнем храме Введения Богородицы, у мощей св. Василия в 5-6 часов утра. А поздняя литургия - 9-10 утра в нижнем храме (у подножия горы). Вечерняя служба одна (как правило, только вечерня), служится довольно поздно, в 8 вечера. В этом монастыре не принято исповедоваться перед каждым причастием, священника для исповеди вы можете и не найти, поэтому исповедаться лучше накануне.

Как добраться?
Острожский монастырь расположен высоко в горах и довольно далеко от населенных пунктов, поэтому добираться туда лучше на такси, своей машине (только если у вас есть большой опыт вождения на горных дорогах!) или с экскурсионной группой. Такие группы постоянно набираются на побережье. Стоимость экскурсии в среднем 20 евро.

Имейте в виду, что пользоваться автостопом здесь небезопасно.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=93&section=2&article=2361

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Северина
Все статьи Оксана Северина
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06