22 мая 2012 года в Бизнес-зале Международного мультимедийного
пресс-центра РИА Новости состоялась пресс-конференция «Русский человек в
современном мегаполисе», посвященная принципиально новой
градостроительной концепции от группы компаний «Мортон» - одного из
крупнейших российских застройщиков. При возведении новых микрорайонов
Москвы планируется создание Центров русской культуры, призванных
сохранять и приумножать традиционную русскую культуру и духовно
обогащать досуг своих жителей. Архитекторы и строители предоставляют
готовую площадку, а наполнением займутся общественные организации и
Русская Православная Церковь.
Накануне заинтересованные в сотрудничестве стороны собрались на
конференции в Храме Христа Спасителя, где были выработаны основные
направления и программы совместной работы. О подробностях проекта - от
зарождения идеи до плана реализации - рассказали президент ГК "Мортон"
Александр Ручьев; председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном
совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин); руководитель проектной
мастерской Александр Богданов, директор по развитию проектов
«Мортон-инвеста» Дмитрий Зотов и координатор встречи генеральный
директор медиа-холдинга «Радонеж» Евгений Никифоров.
Александр Ручьев начала с того, что Центры русской культуры
являются частью принципиально новой градостроительной концепции под
названием «Мортонград», направленной не только на удовлетворение бытовых
потребностей человека, но и на духовно-нравственное и социокультурное
наполнение его жизни. Глава ГК «Мортон» констатировал, что сегодня
основной культурный досуг жителей спальных районов Москвы замыкается на
посещении гипермаркета, где можно совершить покупки, посмотреть кино,
поесть и отправиться домой. В этих районах проживают представители
множества разных национальностей, но для них не существует какой-либо
консолидирующей идеи. Русский человек перестает ощущать самобытность в
этих условиях.
- Наш вклад - создать центры пропаганды русской культуры
современного формата, для чего будут привлечены специалисты, - сообщил
Александр Ручьев.
Он сравнил свой проект с миссионерскими центрами, только на культурном поле.
Иеромонах Димитрий развил тему, отметив, что эпоха потребления
лишает человека возможности выбора, заменяя ее иллюзией выбора. Отсюда
одиночество и суицидальные настроения у городских жителей. Ведь подчас
решается только вопрос досуга для тела, но для души ничего нет, что
особенно сказывается на подрастающих поколениях. Столетие назад, когда
Россия являлась еще аграрной страной, дети росли возле природы и лучше
развивались, а урбанизация лишает этого. Однако Русская Православная
Церковь уже имеет опыт работы в сфере образовательных и просветительных
программ. А в данном случае Церковь, бизнес и общественные организации
находят совместные решения.
В каждом Центре русской культуры будет православный храм - место
для души. Но также там разместятся кружки, секции русского рукопашного
боя и исторической реконструкции, театры, библиотеки и концертные
площадки. На базе центров можно также проводить «Евангельские беседы»
для молодежи. Реализуются и программы поддержки беременных, семейные и
подростковые клубы, программы «Братства православных следопытов»,
краеведческих объединений и многое другое.
- Почему строительная компания задалась вопросом духовности? -
опередил назревший вопрос Дмитрий Зотов и разъяснил задачи проекта
«Мортонград».
Микрорайоны «Мортона» предполагают не только повышение
комфортности проживания, но формирование единой информационной и
культурной среды. Характер застройки создает однородную сеть
микрорайонов, давая такую возможность. В течение ближайших 5 лет
планируется возведение жилья еще на 370 тысяч жителей. Примечательно,
что специалисты ГК «Мортон» продолжают работать с населением, учтивая их
потребности, уже после постройки, развивая таким образом уникальный
комплексный подход. Поэтому обустройство культурного пространства также
входит в сферу их деятельности.
- Мы создадим ту среду, которую сочтем необходимой, - заключил
Дмитрий Зотов, отметив, что спектр программ огромен: от изучения
Евангелия и генеалогии до рукопашного боя.
Александр Богданов подтвердил, что их компанию всерьез
заинтересовала нравственная задача, поскольку нынешние тенденции не
устраивают.
- Смена приоритетов породила безликое общество людей без цели, -
констатировал руководитель проектной мастерской и пояснил свою цель: - В
рамках архитектурной программы хотелось, чтобы человек проявлял себя
как личность.
Он отметил, что такие центры давно назрели и их прототипы
существовали в советское время, но постепенно девальвировались. Затем,
продолжая поднятую иеромонахом Димитрием тему, Богданов рассказал, что
русские центры планируется помещать между городской агломерацией и живой
природой, активно используя ландшафт при строительстве. В качестве
примера журналистам демонстрировалась схема микрорайона «Путилково». В
проекте центра использована концепция амфитеатра, выход зрительных мест к
пойме реки для совмещения мероприятия и созерцания живой природы -
соединения урбанистической и естественной среды.
Центры русской культуры должны привлекать жителей по интересам и
нуждам. Основные три направления - это информационно-справочная
(библиотека, компьютерный центр), творческая (выставки, вернисажи,
музеи, концерты, кино) и спортивная зоны (секции, ремесла и т.д.). Также
рассматривается возможность создания маленьких краеведческих или иных
музеев как способ формирования и сохранения преемственности, воспитания
уважения не только к деньгам, но традициям и личности.
Корреспондент «Русского Вестника» попросил уточнить приоритеты
Центров русской культуры, исходя из озвученных задач и возможностей:
это, прежде всего, интеграция мигрантов или поддержание традиционной
культуры непосредственно у коренного населения? На что Александр Ручьев
ответил, что ГК «Мортон» не разделяет эти векторы, но главная задача -
привить понимание Родины и того, что вечное превалирует над сиюминутным и
материальным.