Несвятой философ Платон и святой философ Иустин

0
222
Время на чтение 5 минут

Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что - пустое. А философия не пустое. 

Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере.

Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца - особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». - Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух - одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого - это троичность Бога.

Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух - вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог - Троица.

И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую - на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65-67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин - апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

Хотелось бы не просто пересказать их еще раз, а немного поразмышлять над ними, ощутить их своеобразие, их новизну и традиционность. Ведь это жемчужины церковной мудрости, истоки святоотеческой мысли. Да, мы у истоков патристики!

В «Первой апологии» Иустин описывает литургию, как она служилась в его дни - примерно в 150 году. Нелегкое было время: Церковь переживала гонения, собрания христиан происходили нелегально, по катакомбам, в подполье. А нелегальные собрания всегда внушают властям подозрения. Зачем христиане собираются? Кому и как они служат? Перед ранними христианскими апологетами стояла трудная задача - объяснить, что христианский образ жизни не дает повода к обвинениям; вера и богослужение Церкви Христовой плохо понимаются в обществе, отсюда кривотолки и наветы.

Что же пишет святой Иустин о литургии? На общем собрании верующих присутствует предстоятель (епископ или священник), диаконы, чтецы. Собирается Церковь в воскресение (день солнца), потому что Спаситель воскрес в этот день - на смену погибельной тьме пришел Свет. Сначала на воскресной службе звучат чтения из ветхозаветных пророков, из Евангелия. Предстоятель говорит проповедь, увещает подражать высокому и благородному примеру жизни, который дает нам Священное Писание. Верующие молятся стоя, приветствуют друг друга святым лобзанием.

И мы в XXI веке видим в храме те же священнодействия. Службу у нас ведет епископ или священник, ему помогает диакон. Чтец на часах возглашает стихи из псалмов, на литургии - из Апостола. Затем звучит Евангелие. Батюшка выходит на амвон и перед всеми собравшимися толкует слова Священного Писания. Мало слышать благую весть от Бога, надо хорошенько ее понять, принять внутрь, сделать руководством к действию, жить по слову Божию. Вот для чего служит проповедь. После проповеди и молитв духовенство в алтаре приветствует друг друга лобзанием: «Христос посреде нас!»

А дальше на литургии мы видим великий вход, поется Херувимская песнь, затем молитвы и Евхаристический канон. Во II веке Иустин пишет о том же моменте немного иначе: приносится хлеб и вино («артос просферете ке инос»;этот момент соответствует современной проскомидии и великому входу), предстоятель воссылает благодарения, народ выражает свое согласие словом «Аминь». Христос взял хлеб и вино, благодарил и заповедал ученикам: «Это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое... это есть кровь Моя». За все получаемые нами благодеяния народ прославляет Создателя через Сына Его Иисуса Христа и через Духа Святого.

И в наши дни батюшка на весь храм возглашает заповедь Христа о Его Теле и Крови. Народ в это время безмолвно молится. А хор от имени всего народа отвечает: «Аминь». «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Не забыли мы Христа, не утратили с Ним духовной связи. Так было, есть и пусть будет всегда.

Для чего христиане собираются вместе, что рассказывает святой Иустин? За литургией Церковь совершает святое воспоминание о крестном подвиге Господа. Христиане собираются, чтобы таинственным образом приобщаться вина и хлеба, над которым совершено благодарение («металавеин апо ту эвхаристифентос арту»). Это духовная пища. Ее принимают не как обыкновенный (кинон) хлеб или обыкновенное питье. Нет. Духовная пища - это Тело и Кровь Христа. Причащаясь духовной пищи, крещеный человек соединяется с Самим Христом.

Сильное свидетельство дает Иустин о таинстве Евхаристии. Он умеет увидеть не только видимую сторону службы, но и то невидимое действие, которое и составляет суть происходящего. Для постороннего взгляда хлеб и вино на литургии ничем не отличаются от повседневной пищи. Святой Иустин знает по опыту: на литургии обыкновенный хлеб и вино становятся необыкновенными, немирскими, необщедоступными. Они делаются Телом и Кровью Христа. Крещеные люди, живущие по заповедям Христа, причащаются Ему. Они соединяются с человеческой природой Христа и, значит, с Его Божеством тоже. Если обыкновенная пища подкрепляет наши физические силы, то пища духовная дает больше - мы укрепляемся в Христе, одухотворяемся душой и телом.

Говоря о разнообразных приношениях на службу, Иустин Философ не забывает сказать и о тех, что предназначены специально для нуждающихся. Для сирот и вдов, для больных. Упомянув об этом однажды, он снова повторяет про заботы христиан о нуждающихся. Почему так? Не только для того, чтобы язычники познакомились с проявлениями вполне естественной человечности у христиан. Благотворительные сборы в церковной общине приурочены к богослужению, как бы вплетены в само последование Божественной службы. На службе издревле верующие собирают добровольные пожертвования. Так христиане проявляют любовь к ближнему и к Богу. Делом, не только на словах. От любви к Богу становится сильнее и любовь к ближнему. От общения с Богом становится крепче единство всех христиан: бедных и состоятельных, простых и ученых, эллинов и иудеев. Церковь объединяет самых разных людей между собой, она вводит их в общение с Великим Богом. Всеохватна литургия!

Когда перелистываешь «Апологию» Иустина Мученика, читаешь его вдохновенные строки о литургии, становится по-особому удивительно: прикасаешься к живому, величественному и непреодолимому свидетельству веков, тысячелетий. Как много времени прошло, а православная литургия осталась во всех главных чертах той же. Подумать только. Ни от чего не отказалась Церковь. Все переданное Христом блюдет единая апостольская Церковь до сих пор. Все, что необходимо человеку, в ней есть.

http://www.pravoslavie.ru/put/54236.htm 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Павел Сержантов
Все статьи Священник Павел Сержантов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06