Острее меча обоюдоострого: Проповеди

0
208
Время на чтение 8 минут
Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 400 с.
Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 400 с.
В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим - известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории.

Содержание

  • Вход Господень в Иерусалим
  • Слово о поклонении в духе и истине
  • День памяти Илии Пророка.
    Слово о толерантности
  • Неделя по Крестовоздвижении.
  • О женщине-хананеянке
  • Слово о жизненном призвании
  • Слово о дорожном движении
  • Притча о безумном богаче
  • Слово о Церковном Уставе
  • Неделя святых отец.
    Слово о человеческой истории
  • Слово о поступке
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Неделя о Страшном Суде.
    День памяти новомучеников и исповедников Российских
  • Слово перед началом Великого Поста
  • Неделя Торжества Православия.
    Слово об анафематизмах
  • Пассия первая.
    Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1
  • Пассия вторая.
    Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2
  • Пассия третья.
    Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3
  • День памяти преподобного Иоанна Лествичника
  • День памяти преподобной Марии Египетской
  • Неделя апостола Фомы.
    Слово о пасхальном настроении
  • Неделя жен-мироносиц
  • Неделя святых отцов I Вселенского Собора.
    Слово о догматах
  • Слово в праздник Всех святых              
  • Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших
  • Слово на Преображение Господне
  • Слово о том, какая есть главная заповедь
  • Воскресение словущее
  • Воздвижение Креста Господня
  • Слово о стяжании благодати
  • Притча о сеятеле. Слово о культуре.
    День памяти апостола Луки
  • Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана
  • День памяти святителя Филарета
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Слово о выборах, которые мы совершаем
  • Предпразднство Богоявления.
    Слово о подготовке к Таинствам
  • Слово на всенощной под Богоявление
  • Слово об истинном покаянии
  • Слово о неравенстве и предопределении.
    Память святого преподобного Антония Великого
  • Неделя о блудном сыне
  • Неделя о Страшном Суде
  • Слово в Неделю изгнания Адама из рая
  • Слово на чине прощения
  • Слово в Неделю Торжества Православия
  • Пассия первая.
    Слово о спасении и святости
  • Пассия вторая.
    Слово о послушании
  • Пассия третья.
    Слово об истине
  • Слово в день памяти преподобной Марии Египетской
  • Слово в Великий Четверг
  • Слово в Неделю апостола Фомы
  • Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая
  • Слово на Пятидесятницу
  • Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших
  • Слово на Преображение Господне
  • Слово на Успение Пресвятой Богородицы
  • Слово на беседу Спасителя с богатым юношей
  • Притча о званых на брачный пир
  • Слово о плодах
  • Слово на притчу о гадаринских бесноватых
  • Слово на притчу о милосердном самарянине            
  • Слово на день памяти святителя Филарета Московского
  • Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Слово на исцеление жены согбенной
  • Слово на день памяти святителя Николая

Приводим отрывок из книги.

Слово об истинном покаянии

23.01.2011

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф 4, 12-17

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которыхОн начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.

Если бы мы открыли место, параллельное Евангелию от Матфея, у евангелиста Марка, то мы прочитали бы там о том, как Господь проходил мимо двух людей - Симона Петра и Андрея, брата его. И они откликнулись, услышав Его проповедь, всеоставили и пошли за Ним. Потом Он проходил мимо других братьев, Иакова и Иоанна, - и они откликнулись, оставили отца своего Зеведея и пошлиза Ним. Вот это и есть то внутреннее изменение человека ради Бога, о котором Христос говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть та перемена личности, всех отношений, всех ценностных ориентиров, когда Бог становится действительно главным в жизни человека. Не формально, не по внешнему исполнению тех предписаний и правил, а реально Бог становится главным в жизни человека, как Он стал для апостолов. Это то первое покаяние, которое свидетельствовалось в древней Церкви крещением взрослого человека, которое в наше время обещаем мы, как восприемники, для детей - что мы в таком понимании веры воспитаем наших крестников или наших родных детей. Это такое покаяние, в которое приходит взрослый человек, если он был крещен в детстве, но не воцерковлен и теперь желает действительно войти в ограду церковную, чтобы Бог стал главным в его жизни.

Древняя Церковь, между прочим, довольно долго не знала покаяния как отдельно совершаемого чина - в особенности по отношению к грехам не самым значительным. А по отношению к грехам значительным Церковь не сразу решила, что таковых грешников можно принимать. Среди святых отцов Церкви были те, кто считал, что если человек после крещения допустил тяжкие грехи: блуд, прелюбодеяние, убийство, воровство, - то таковой Богу засвидетельствовал, что он - не христианин, его назад в церковную общину принять нельзя. Прошло не менее трех веков церковной истории, прежде чем разум церковный, соборная мудрость церковная и таковых людей, немощных и слабых, на которых мы куда как больше похожи, чем на первых христиан, стала принимать и говорить: «Да, это возможно для вас, если вы еще раз осудите живущий в вас грех перед Богом, то вам возможно оказаться снова христианами. Церковь не отвергает вас, дает вам возможность еще раз и еще раз попытаться. И не отвергнет вас до конца».

Но эта милость церковная не должна нами восприниматься как потакание нашему греху, чтобы мы не жили по лукавой пословице: «Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не согрешишь». Это лишь напоминание нам о том, что покаяние должно быть серьезно и что цена его - это источник этого покаяния, Искупительная Жертва, которая была на Голгофе принесена Христом. Нужно помнить, что подобного рода перемена ума - прежде всего не дело людей, а дело благодати Божией. Господь проходил мимо многих людей, но откликнулись только Петр, Андрей, Иаков и Иоанн. Но не среди всех людей проходил Христос, а среди тех, кого Он, как пишет апостол Петр в своем послании, их же и предуведе, тех же предуставе - среди тех, кого Онзнал прежде, от вечности, тех он и поставил быть избранными. И такого рода избрание происходит чудесным образом во все времена, не только в древности.

Сейчас я хочу рассказать вам историю, которая произошла буквально на наших глазах. За несколько дней до престольного праздника, в один из дней, когда я дежурил в храме, ко мне пришли две женщины - молодая и средних лет. Причем в силу обстоятельств им пришлось долго ждать нашей встречи - она не сразу могла состояться. В процессе разговора выяснилось, что младшая плохо говорит по-русски - мы нашли с ней общий иностранный язык, на котором смогли объясниться. Выяснилось, что она из страны, которая далеко и известна нам тем, что там много обезьян лазит по деревьям, - из Бразилии. И эта девушка из Бразилии, католической страны, оказавшаяся в России путем стечения очень разных обстоятельств, выразила желание принять Святое Православие, войти в ограду Церкви. Я не сразу отозвался на это радостно - знаете, так бывает, особенно когда человек замуж выходит или женится, что это желание родственников. И стал ее спрашивать, понимает ли она, чем Православие отличается от католицизма, читала ли она что-то о святой православной вере, осознает ли всю важ­ность своего шага? Она начала мне рассказывать - да так, что если бы она была семинаристом, я бы ей четверку поставил по сравнительному богословию. Но для нее это было пять с плюсом. От наших соотечественников, желающих креститься, я не слышал такого сознательного исповедания будущей веры в той стране, на языке которой она не разговаривает, если говорить о русском языке.

Вот оно, действие благодати Божией. И второе. До того она пришла в храм, где ее не слишком ласково приняли, - у нас так, к сожалению, бывает иногда. Но она и это преодолела, хотя, как любой человек, ждала, что ей обрадуются, а пережила отталкивание. Думаю, будет возможность, что ее на принятие Православия благословит сам Святейший Патриарх, Предстоятель Православной Церкви. Она запомнит это на всю жизнь. Давайте и мы запомним, что не только в древности, но и в наше время есть люди, которые откликаются на проповедь Христа - легко, свободно, радостно и входят в ограду Церкви. И нам, кто в этой ограде уже давно, такие люди могут служить примером того, как нужно Бога слушать и как нужно за Ним постараться пойти. О такой перемене внутреннего человека, которую когда-то каждый из нас пережил, напоминает нам сегодняшнее Евангелие, чтобы мы об этом не забыли, чтобы мы не становились христианами немножко, по остаточному признаку, не так, чтобы Богу было мало места, а чтобы мы были христианами до конца.

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/sm/54209.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06