- ...А я вам так скажу: самый убогий монастырь, где братии - полтора монаха, - он всё-таки лучше, чем самый богатый го-родской приход! Собери вместе множество приходов - всё равно их молитва не сравнится с молитвой монастыря. Но мы нисколько не умаляем великий подвиг приходского служения, т.к. приходы на себя берут очень много трудов.
Отец Игнатий не горячится, говорит уверенно, спокойно:
- Монах призван к тому, чтобы молиться за весь мир. И если он честно берётся за это неподъёмное дело, то Господь и силы ему даёт соответствующие, лишь бы монах не лукавил...
Игумен Игнатий (Бузин) - настоятель древней Антониево-Дымской мужской обители, что неподалёку от Тихвина. Он приехал в Санкт-Петербург вот по какому случаю: на днях православный храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, долгое время остававшийся в руках баптистов, будет передан Санкт-Петербургской епархии для подворья монастыря. Здесь, на подворье, в домовой церкви, мы и беседуем.
- Вы меня простите, отец Игнатий, - говорю я, - но не кажется ли вам, что монастыри в современной России существуют сами по себе, независимо, автономно от окружающей жизни? Местные жители проходят мимо монастыря, да и монастырь не спешит к местным жителям... Православная обитель видится народу некой базой инопланетян...
- Давайте я сперва уточню: наш монастырь находится в лесу, и «местные жители» у нас - волки, лисы да зайцы. А что касается инопланетян, я не согласен. Монастырь не иная планета, а иной мир, населённый иными людьми - иноками. Задача монахов не в том, чтобы налаживать контакты с населением. Повторюсь: мы молимся за весь мир. Святитель Димитрий Ростовский говорит: молитвой инока держится весь мир; уберите инока - и человечество закончит своё существование. До сих пор, как видите, этого не произошло - значит, не перевелись ещё в православных обителях молитвенники. Если человек безтрепетно отдаёт себя в послушание Господу и своему отцу духовному, то у него и молитва пойдёт с помощью Божией. А если он пришёл в обитель для того, чтобы подмять её под себя, то рано или поздно либо его попросят удалиться, либо он сам уйдёт: дух противления, дух немирный его заставит уйти. Это часто происходит. Беда в том, что сейчас в монастырь приходят по большей части те, кто хочет спрятаться от жизни. Жизнь для них слишком тяжела: они не любят трудиться над собой. А монашество - это труд! И духовный, и физический труд - и всё этой полной мерой! И не всем это нравится: люди не хотят себя изменить ради Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов предсказывал, что последнее монашество не будет иметь великих подвигов, - но если они научатся с благодарностью переносить скорби и болезни, то это им зачтётся за подвиг. Так оно и выходит... Но хочется же хоть в малой степени подражать прежним отцам пустынникам, понести хоть малую часть их великих дел... Ничтожную толику!.. Так зачем же отлынивать от того, что в наших силах? Хотя поститься в наше время никто по-настоящему не может... И хотел бы, да не выходит. Природа испорчена, и люди физически слабые. Куда им подвиг нести!.. Когда к нам приходит новый человек с желанием потрудиться и помолиться, я помимо всего прочего обязательно спрашиваю его: «Какие у тебя есть болезни?» И что обычно слышу в ответ? «У меня никаких болезней нет!» - «Да правда ли?» - «Истинная правда!» Ну хорошо, определяем его трудником. А через три дня, когда дело доходит до настоящей работы, - вдруг у него и то разболелось, и то, и там колет, и тут стреляет...
Монастырь - это семья. Впуская человека в семью, надо знать, что от него ожидать. Набрать людей можно - только свистни! Но... Нужно помнить, что монастырь - это не бомжеубежище. Это место покаяния, где люди приносят Богу в жертву свои молитвы, свои слёзы, свои труды. Поэтому каждому новичку я всегда задаю вопрос: «Что ты хочешь получить от монастыря?» И если человек начинает говорить заученными фразами, то, к сожалению, становится ясно, что долго он у нас не протянет. А бывает, что я слышу в ответ: «Хочу пожить, потрудиться... Я не знаю, куда мне идти, не определился пока, мне и монашества хочется, и семейной жизни». Такой ответ более правдив!.. «Что ж, живи, трудись - Бог управит и поймёшь свой путь». И бывает так, что человек поживёт месяц-два, потом уедет домой на недельку, а когда возвратится, говорит мне: «Нет, мир - это уже не моё». А бывает и наоборот: «Там - моё, а здесь - слишком высоко для меня!» Но он всё равно продолжает ездить к нам, потому что полюбил наш духовный «монашеский мёд».
- Обычно в какой монастырь ни придёшь, всегда говорят: вот беда - старцев на Руси не осталось, не на кого равняться, не у кого учиться...
- Ну, старцев и у нас нет. Но беда-то не в том! Послушания в душах нет - вот что страшно! Может быть, старец и найдётся, да если человек не захочет его слушаться - что тогда делать? Помните, как праведный Иоанн Кронштадтский говорил: если тысяча чудотворцев соберутся вокруг одного пьяницы и будут молиться о его исцелении, ничего у них не получится, если сам он этого не захочет. Здесь та же история. Если человек стремится к свету, то Господь даст ему силы бороться с тьмой. Монастырь, повторюсь, - это семья. Нужно научиться жить в семье, друг друга тяготы носить... А если ты не живёшь по послушанию, то и великий старец, который будет у тебя на глазах горы передвигать, душу твою сдвинуть с места не сможет.
Один мудрый монах как-то сказал мне: «Никогда не ищи прозорливых - попадёшься в сеть лукавого!» Нельзя слоняться по стране в поисках прозорливцев. Тут их не нашёл, там их не нашёл... Так что же - и в монастыри не идти? А у нас их по Святой Руси много! Во всех монастырях живут по послушанию и спасаются. И есть люди, которые решили отдать свою волю Богу, - они живут единой семьёй и служат Господу.
- Строгая жизнь в Антониево-Дымском монастыре?
- Я вам так скажу: лучше исполнять небольшое правило, но каждый день, чем большое, но раз в пятилетку. Когда я начинал свою монашескую жизнь, настоятель говорил нам: «Лучше мы начнём «духовной больницей», а закончим Афоном, чем начать Афоном, а закончить психушкой». То есть лучше от духовного убожества подниматься к горним высотам, чем, возмечтав о себе высоко, споткнуться, свалиться и покалечить душу.
- Большое хозяйство в вашей обители?
- Две коровы, два телёнка, куры да собаки - вот и всё. Молочными продуктами наши коровки нас вполне обезпечивают, огород даёт овощей на целый год. Ну, а в остальном - что паломники привезут, тому и рады.
- Какие святыни встретят у вас паломников?
- Наша главная святыня - мощи святого преподобного Антония Дымского, основателя монастыря. Дивный святой! Он в XII веке подвизался, ещё до того, как на Тихвинскую землю пришла чудотворная икона Божией Матери. Можно сказать, преподобный своею молитвою приуготовлял Её приход. Часто озеро называют Святым. По преданию, в Святом озере Александр Невский омылся - и исцелился от болезни ног. По молитвам преподобного многие, омывшись в водах Святого озера, получают исцеления от различных недугов: кто-то от псориаза исцеляется; приезжают семейные пары, которым врачи предрекли безплодие, - омываются в водах Святого озера, молятся у раки с мощами преподобного, и потом приезжают сюда крестить своих детей. Недавно мужчина приезжал и рассказал, как его сын, омывшись в водах, исцелился от гепатита С. Много чудес происходит... Но главное чудо в том, что люди получают внутреннее исцеление. Приезжают такие загруженные, усталые, убитые мирскими бедами, а уезжают свободные, вольно дышащие. Вот она, молитва монастырская!
В обители есть несколько древних образов, которые были в монастыре и после его закрытия сохранялись в д.Мулево. Как обитель открылась, их вернули. Это чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, Тихвинская и Креститель Господень Иоанн с Преподобным Антонием Дымским. Есть и удивительный образ Богородицы «Умиление» - он появился у нас в 2005 году, подарила одна монахиня, которая с любовью украсила его. Также ковчег с более чем 300 частицами мощей святых угодников Божиих.
- Как до вас добраться?
- Либо автобусом с автовокзала на Обводном - до Галично (это направление на Бокситогорск или Пикалёво), а там пешком три километра. Либо до Тихвина, а потом на маршрутке, которая едет на Бокситогроск-Пикалёво. Но до самого монастыря всё равно придётся идти пешком: к нам транспорт не ходит. Впрочем, дорога хорошая, спокойная... И в Петербурге у нас есть подворье - на Боровой улице, дом 52А: здесь можно всё узнать про монастырь. Здесь и свои святыни есть: десница преподобного Антония, частица мощей мученика Вонифатия. Словом, мы паломникам всегда рады - и на подворье, и в монастыре.
Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес Антониево-Дымского мужского монастыря: 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский район, п/о Большой Двор.
http://www.pravpiter.ru/