На Донецком городище под Харьковом

0
364
Время на чтение 17 минут

Сюда можно прийти с южной окраины Харькова. От места, где когда-то была усадьба писателя Квитки-Основьяненко и где гостил у своей младшей сестры святитель Иоасаф Белгородский (ныне тут завод имени Шевченко и жилой заводской микрорайон), в часе ходьбы по Карачевскому шоссе расположены удивительные всхолмия, с которых открывается красивая панорама, в том числе и вид на Харьков. Можно туда, кончено, добраться и электричкой - всего лишь 15 минут до Карачевки, а потом 10 минут пешком. Можно на велосипеде, можно на автомобиле. Всё - рядом. И речка там протекает та же, что у бывшего имения Квиток. Называется она уже очень много лет (может, и триста!) Уды. А раньше, говорят, называлась Малым Донцом. Именно потому городище, а это то место, куда мы добрались, называется во всех исторических источниках Донецким. О чем и свидетельствует установленная охранная доска: «Памятник археологии. Донецкое городище VIII- XIII вв.» 

 Дорога к Донецкому городищу  Здесь, на высоком берегу реки, давным-давно располагался древний город. И потому каждое лето в этих местах ведут раскопки студенты и ученые исторического факультета Харьковского национального университета имени Каразина. Именно сюда, в городище Донец, которое упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 годом, и бежал из половецкого плена Игорь Святославич, князь Новгород-Северский. Неудачный поход князя Игоря на половцев, предпринятый им в союзе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, послужил, как мы знаем, сюжетом для великой поэмы. Благодаря художественному слову, точнее говоря, знаменитому эпическому источнику древнерусской литературы ХІІ века - «Слову о полку Игореве», в историческую память русского человека вошел этот неразделимый образ: с одной стороны, древний город Путивль, с другой - княжна Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла, ожидающая из военного похода (из «полка») своего возлюбленного, князя Игоря. Мы помним, как она плакала о взятом в полон муже: «Полечу зегзицею (чайкою) по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Опера композитора А. П. Бородина, члена знаменитой «могучей кучки», «Князь Игорь», упрочила эту связь в нашем сознании. Работу А. П. Бородина над оперой «Князь Игорь» из-за кончины композитора завершили два других выдающихся русских мастера - Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Это музыкальное произведение, как и первоисточник, стало образцом национального героического эпоса в оперном искусстве, несмотря на поражение русского войска в битве с половцами. «Слово о полку Игореве» переводили на современный литературный язык не раз. Среди переводчиков были выдающиеся поэты В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Заболоцкий и другие. Поход князя Игоря против половцев, который начался 23 апреля 1185 года, изображали художники В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский и многие другие.    В. А. Фаворский. Игорев поход. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Изображено солнечное затмение, случившееся 1 мая 1185 года  «Слово о полку Игореве» - выдающееся сочинение, шедевр неизвестного поэта, найденный графом А. И. Мусиным-Пушкиным в 1800 году в архивах, вывезенных из Спасо-Преображенского собора упраздненного Спасо-Ярославского монастыря. Считается, что оригинал «Слова» сгорел в московском пожаре во время французского нашествия 1812 года, но списки уцелели. В Ярославле существует даже уникальный музей, посвященный этому литературному произведению На Донецком городище музея, увы, нет. Пока нет. Хотя проекты создания здесь музейно-туристического комплекса обсуждались не раз. А пока музея нет, можно выйти на открытые просторы всхолмий, полюбоваться красотой Слобожанщины и сердцем, душой почувствовать пульс истории. В нынешнем году, 12 мая, здесь был проведен Восьмой исторический фестиваль «Игорев полк», на котором о связи Донецкого городища со «Словом о полку Игореве» рассказал участникам фестиваля одетый в стилизованный славянский наряд старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Д. Бадаев.   Рассказывает историк Д. Бадаев  Археологические исследования Донецкого городища насчитывают около двухсот лет. Раскопки на его территории проводили такие видные отечественные археологи, как В.В. Пассек, В.А. Городцов, А.С. Федоровский Б.А. Шрамко. Само городище представляет собой обрывистый холм 20 метров высотой, площадью 70 на 38 метров, который пересечен рвом, отделяющим детинец от посада. Донецкое городище в скифскую, раннеславянскую и древнерусскую эпохи контролировало путь из задонецких степей в Приднепровье - нынешнюю Симферопольскую трассу. Как рассказал нам один из устроителей мероприятия Г. Макаров, глава Харьковского объединения «За культурно-языковое равноправие» и харьковской организации «Русское вече», фестиваль «Игорев полк» проводится ежегодно с 2005 года. В 2005-2008 годах в программу фестиваля включался костюмированный переход между Донецким и Хорошевским городищами долиной реки Уды с посещением поселка Бабаи, где находится дом философа и поэта Григория Сковороды (1722-1794), сочинившего здесь свой знаменитый цикл «Сад божественных песен». В 2008 и 2011 годах в ходе фестиваля проводился турнир по историческому фехтованию под руководством А. Субботина. Активное участие в фестивале принимал военно-исторический клуб «Ратибор. Северская Русь». В фестивале «Игорев полк-2012» приняли участие самодеятельные творческие коллективы - творческая мастерская «Дана» (руководитель Н. Афанасьева) и музыкальный ансамбль «Восьмой день» (руководитель Л. Коханова). Звучала здесь старинная музыка и авторские песни, фрагменты «Слова о полку Игореве» и древнерусских летописей. На посаде Донецкого городища в рамках фестиваля был проведен стрелковый турнир с использованием луков старинной конструкции. 
В ходе фестиваля свое мастерство показали лучники
  В этом году с территории Донецкого городища участники исторического фестиваля направились к Бабаям и мемориальному Сковородиновскому источнику. Здесь научный сотрудник Национального музея имени Г. С. Сковороды кандидат исторических наук писатель Д. Дудко рассказал об особенностях творческого пути великого философа, его связи с этими местами, о малоизвестных страницах жизни Сковороды на Харьковщине. У сковородиновской криницы тоже прозвучали песни - в исполнении Н. Афанасьевой, в том числе и на стихи «Сада божественных песен» Сковороды. На городище и в окрестностях участники фестиваля обсуждали книгу профессора Харьковского педагогического университета имени Г. Сковороды Михаила Гетманца «В поисках Каялы», вышедшую в харьковском издательстве «ОВС» еще в 2003 году, но споры не утихают и сейчас.   Интересно, какую же тайну до сих пор хранит Каяла?  В книге исследователь подверг критике версию о месте гибели русского войска, которую выдвинул российский историк и исследователь «Слова о полку Игореве» академик Б. Рыбаков (1908-2001). Место битвы Игоря с половцами вот уже лет двести ищут многие известные исследователи и историки, начиная с Н. Карамзина. Свою версию о маршруте движения полков древнерусского князя в половецкую степь и возможном месте его гибели выдвинул харьковчанин М. Гетманец. Что касается маршрута Игоря из его родного Новгорода Северского к реке Сальница, которая впадает в Северский Донец близ города Изюма (Харьковской области), то тут у большинства исследователей разногласий нет. Но вот дальше... Харьковский знаменитый историк Д. Багалей считал, что Игорь двинулся к реке Кальмиус (в нынешнюю Донецкую область). Н. Карамзин полагал (это одна из самых спорных гипотез), что князь пошел к Тмутаракани и Азовскому морю, где и произошло сражение с половцами. Известный историк академик Б. Рыбаков «отправил» Игоря Святославича на юг - к реке Самара, в бассейн Днепра, где, по его версии, и нашло русское войско погибель. Харьковчанин М. Гетманец в беседе с журналистом А. Ильиным еще за два года до выхода своей книги выдвинул иную версию: поход Игоря в 1185 году был обычным набегом на ближайшие поселения кочевников в районе рек Северский Донец и Оскол. Аналогичные походы в этот район князь Игорь, согласно летописным источникам, совершал и после возвращения из плена. Например, вместе со своими братьями в 1191 году. М. Гетманец проникся гипотезой изюмского историка Н. Сибилева, который полагал, что битва Игоря с половцами произошла где-то между Изюмом и Славянском, и в течение пятнадцати лет изучал район предполагаемых боевых действий русских и половецких полков, пешком исходил не одну сотню километров. Провел даже экспериментальный конный переход от Новгорода Северского до реки Сальница, максимально приближенный к условиям Игоревого похода 1185 года. Результаты этого «Гетманцевого похода» были приняты во внимание российскими и украинскими исследователями, включая самого Б. Рыбакова. «Слово о полку Игореве» оставило нам большое количество загадок - исторических, географических, лингвистических, - заключил М. Гетманец. - Одной из них является река Каяла, на берегах которой трагически закончился поход Игоря Святославовича». Найти Каялу - это значит еще теснее привязать литературный памятник к исторической эпохе, а описанные в нем события к конкретной местности. Гетманец пришел к выводу, что за короткую майскую ночь Игорь прошел, по летописи, «помалу идястя» не более 30 километров. На таком расстоянии от современного Изюма профессор Гетманец и стал искать Сюурлий.   Анна Котухина. Слово о полку Игореве. Крышка ларца. 1956. Палех  В «Слове» была упомянута длинная гора - «шеломя», пройдя которую воины воскликнули: «О Русская земле! Уже за шеломянем еси!» Как посчитал М. Гетманец, именно эту гору можно увидеть и сегодня, если из Изюма выехать в сторону Славянска. А дальше в летописи сказано, что на заре им дорогу преградили половецкие полки, стоявшие близ реки Сюурлий. Она должна была быть километров за 25 - 30 от Сальницы, к тому же небольшой и неглубокой, поскольку известно, что половцы с противоположного берега «пустивше по стреле на Русь... поскочиша», а русичи без каких-либо осложнений эту речку «переехале». По версии профессора Гетманца, нынешняя река Голая Долина и есть, видимо, тот самый Сюурлий. «Я внимательно изучил эту местность и обнаружил там высокий курган, очень удобный для наблюдения за степью, - утверждал Гетманец. - Думаю, что ставка хана Кончака была в Славянске на реке Тор. А по Сюурлию он наверняка выставил передовые отряды, которые прикрывали землю половецкую. Ибо не мог он держать открытым поле в сторону Руси. Именно здесь и произошло первое сражение между русичами и половцами. Полки Игоря одержали победу над сравнительно небольшими отрядами кочевников, начали их преследование вглубь степи, а вечером, вернувшись с «полоном», решили заночевать. А когда рано утром 11 мая князь проснулся, то увидел, что со всех сторон русские дружины обступили половцы, и «идут они от Дона, и от моря», «аж пыль поля прикрывает». И тогда он принял решение пробиваться в направлении Донца, который всего в шести километрах, чтобы прикрыться лесом. Но половцы разгадали его намерение и, перекрыв путь, стали прижимать русские полки к речке с крутыми берегами - Каяле. И было сражение великое: «с раннего утра и до вечера», а потом «с вечера до света». «И летели стрелы каленые, и гремели сабли о шлемы, и трещали копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой». С берегов Каялы, по летописи, плененный Игорь видел своего брата Всеволода, который отчаянно бился, идя «вкруг при езере». Финальные события битвы происходят на берегу озера, ибо летописец заканчивает свое повествование словами: «а прочие в море истопоша». Это означает, что озеро было большим. И к полудню на третий день, говорит автор «Слова», пали стяги Игоревы. «Черная земля костьми была засеена, кровью полита».    В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича с половцами.1880 год Учитывая все эти факты, Гетманец стал искать огромное поле, на котором могли бы поместиться семь тысяч русичей и еще больше половцев, чтобы рядом были озеро и речка для водопоя и неподалеку - Северский Донец. И нашел его вблизи села Глубокая Макатиха. А дальше занялся поиском легендарной Каялы, ставшей местом гибели русского войска. Отметим, что до Гетманца многие исследователи считали половецкую Каялу рекой символической, рекой «гибели и покаяния». Харьковчанин подошел к проблеме реалистически. «Каяла» с тюркского переводится как «скалистая», потому исследователь обратил внимание на соседние колхозные поля, усеянные огромными камнями, стал раскапывать берега реки Макатихи и... обнаружил скальную основу. Вот и живая Каяла. Можно спорить с М. Гетманцом и его книгой. Но для этого, пожалуй, следует снова отправиться в путешествие, повторяющее поход, то есть, как в древности говорили, «полк» князя Игоря. Может, кто-то из новых поколений историков Руси загорится такой идеей? Но Донецкого городища, что почти на окраине Харькова, ему никак не миновать.  

Донецкое городище

Сюда можно прийти с южной окраины Харькова. От места, где когда-то была усадьба писателя Квитки-Основьяненко и где гостил у своей младшей сестры святитель Иоасаф Белгородский (ныне тут завод имени Шевченко и жилой заводской микрорайон), в часе ходьбы по Карачевскому шоссе расположены удивительные всхолмия, с которых открывается красивая панорама, в том числе и вид на Харьков. Можно туда, кончено, добраться и электричкой - всего лишь 15 минут до Карачевки, а потом 10 минут пешком. Можно на велосипеде, можно на автомобиле. Всё - рядом. И речка там протекает та же, что у бывшего имения Квиток. Называется она уже очень много лет (может, и триста!) Уды. А раньше, говорят, называлась Малым Донцом. Именно потому городище, а это то место, куда мы добрались, называется во всех исторических источниках Донецким. О чем и свидетельствует установленная охранная доска: «Памятник археологии. Донецкое городище VIII- XIII вв.» 

 Дорога к Донецкому городищу  Здесь, на высоком берегу реки, давным-давно располагался древний город. И потому каждое лето в этих местах ведут раскопки студенты и ученые исторического факультета Харьковского национального университета имени Каразина. Именно сюда, в городище Донец, которое упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 годом, и бежал из половецкого плена Игорь Святославич, князь Новгород-Северский. Неудачный поход князя Игоря на половцев, предпринятый им в союзе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, послужил, как мы знаем, сюжетом для великой поэмы. Благодаря художественному слову, точнее говоря, знаменитому эпическому источнику древнерусской литературы ХІІ века - «Слову о полку Игореве», в историческую память русского человека вошел этот неразделимый образ: с одной стороны, древний город Путивль, с другой - княжна Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла, ожидающая из военного похода (из «полка») своего возлюбленного, князя Игоря. Мы помним, как она плакала о взятом в полон муже: «Полечу зегзицею (чайкою) по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Опера композитора А. П. Бородина, члена знаменитой «могучей кучки», «Князь Игорь», упрочила эту связь в нашем сознании. Работу А. П. Бородина над оперой «Князь Игорь» из-за кончины композитора завершили два других выдающихся русских мастера - Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Это музыкальное произведение, как и первоисточник, стало образцом национального героического эпоса в оперном искусстве, несмотря на поражение русского войска в битве с половцами. «Слово о полку Игореве» переводили на современный литературный язык не раз. Среди переводчиков были выдающиеся поэты В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Заболоцкий и другие. Поход князя Игоря против половцев, который начался 23 апреля 1185 года, изображали художники В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский и многие другие.    В. А. Фаворский. Игорев поход. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Изображено солнечное затмение, случившееся 1 мая 1185 года  «Слово о полку Игореве» - выдающееся сочинение, шедевр неизвестного поэта, найденный графом А. И. Мусиным-Пушкиным в 1800 году в архивах, вывезенных из Спасо-Преображенского собора упраздненного Спасо-Ярославского монастыря. Считается, что оригинал «Слова» сгорел в московском пожаре во время французского нашествия 1812 года, но списки уцелели. В Ярославле существует даже уникальный музей, посвященный этому литературному произведению На Донецком городище музея, увы, нет. Пока нет. Хотя проекты создания здесь музейно-туристического комплекса обсуждались не раз. А пока музея нет, можно выйти на открытые просторы всхолмий, полюбоваться красотой Слобожанщины и сердцем, душой почувствовать пульс истории. В нынешнем году, 12 мая, здесь был проведен Восьмой исторический фестиваль «Игорев полк», на котором о связи Донецкого городища со «Словом о полку Игореве» рассказал участникам фестиваля одетый в стилизованный славянский наряд старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Д. Бадаев.   Рассказывает историк Д. Бадаев  Археологические исследования Донецкого городища насчитывают около двухсот лет. Раскопки на его территории проводили такие видные отечественные археологи, как В.В. Пассек, В.А. Городцов, А.С. Федоровский Б.А. Шрамко. Само городище представляет собой обрывистый холм 20 метров высотой, площадью 70 на 38 метров, который пересечен рвом, отделяющим детинец от посада. Донецкое городище в скифскую, раннеславянскую и древнерусскую эпохи контролировало путь из задонецких степей в Приднепровье - нынешнюю Симферопольскую трассу. Как рассказал нам один из устроителей мероприятия Г. Макаров, глава Харьковского объединения «За культурно-языковое равноправие» и харьковской организации «Русское вече», фестиваль «Игорев полк» проводится ежегодно с 2005 года. В 2005-2008 годах в программу фестиваля включался костюмированный переход между Донецким и Хорошевским городищами долиной реки Уды с посещением поселка Бабаи, где находится дом философа и поэта Григория Сковороды (1722-1794), сочинившего здесь свой знаменитый цикл «Сад божественных песен». В 2008 и 2011 годах в ходе фестиваля проводился турнир по историческому фехтованию под руководством А. Субботина. Активное участие в фестивале принимал военно-исторический клуб «Ратибор. Северская Русь». В фестивале «Игорев полк-2012» приняли участие самодеятельные творческие коллективы - творческая мастерская «Дана» (руководитель Н. Афанасьева) и музыкальный ансамбль «Восьмой день» (руководитель Л. Коханова). Звучала здесь старинная музыка и авторские песни, фрагменты «Слова о полку Игореве» и древнерусских летописей. На посаде Донецкого городища в рамках фестиваля был проведен стрелковый турнир с использованием луков старинной конструкции. 
В ходе фестиваля свое мастерство показали лучники
  В этом году с территории Донецкого городища участники исторического фестиваля направились к Бабаям и мемориальному Сковородиновскому источнику. Здесь научный сотрудник Национального музея имени Г. С. Сковороды кандидат исторических наук писатель Д. Дудко рассказал об особенностях творческого пути великого философа, его связи с этими местами, о малоизвестных страницах жизни Сковороды на Харьковщине. У сковородиновской криницы тоже прозвучали песни - в исполнении Н. Афанасьевой, в том числе и на стихи «Сада божественных песен» Сковороды. На городище и в окрестностях участники фестиваля обсуждали книгу профессора Харьковского педагогического университета имени Г. Сковороды Михаила Гетманца «В поисках Каялы», вышедшую в харьковском издательстве «ОВС» еще в 2003 году, но споры не утихают и сейчас.   Интересно, какую же тайну до сих пор хранит Каяла?  В книге исследователь подверг критике версию о месте гибели русского войска, которую выдвинул российский историк и исследователь «Слова о полку Игореве» академик Б. Рыбаков (1908-2001). Место битвы Игоря с половцами вот уже лет двести ищут многие известные исследователи и историки, начиная с Н. Карамзина. Свою версию о маршруте движения полков древнерусского князя в половецкую степь и возможном месте его гибели выдвинул харьковчанин М. Гетманец. Что касается маршрута Игоря из его родного Новгорода Северского к реке Сальница, которая впадает в Северский Донец близ города Изюма (Харьковской области), то тут у большинства исследователей разногласий нет. Но вот дальше... Харьковский знаменитый историк Д. Багалей считал, что Игорь двинулся к реке Кальмиус (в нынешнюю Донецкую область). Н. Карамзин полагал (это одна из самых спорных гипотез), что князь пошел к Тмутаракани и Азовскому морю, где и произошло сражение с половцами. Известный историк академик Б. Рыбаков «отправил» Игоря Святославича на юг - к реке Самара, в бассейн Днепра, где, по его версии, и нашло русское войско погибель. Харьковчанин М. Гетманец в беседе с журналистом А. Ильиным еще за два года до выхода своей книги выдвинул иную версию: поход Игоря в 1185 году был обычным набегом на ближайшие поселения кочевников в районе рек Северский Донец и Оскол. Аналогичные походы в этот район князь Игорь, согласно летописным источникам, совершал и после возвращения из плена. Например, вместе со своими братьями в 1191 году. М. Гетманец проникся гипотезой изюмского историка Н. Сибилева, который полагал, что битва Игоря с половцами произошла где-то между Изюмом и Славянском, и в течение пятнадцати лет изучал район предполагаемых боевых действий русских и половецких полков, пешком исходил не одну сотню километров. Провел даже экспериментальный конный переход от Новгорода Северского до реки Сальница, максимально приближенный к условиям Игоревого похода 1185 года. Результаты этого «Гетманцевого похода» были приняты во внимание российскими и украинскими исследователями, включая самого Б. Рыбакова. «Слово о полку Игореве» оставило нам большое количество загадок - исторических, географических, лингвистических, - заключил М. Гетманец. - Одной из них является река Каяла, на берегах которой трагически закончился поход Игоря Святославовича». Найти Каялу - это значит еще теснее привязать литературный памятник к исторической эпохе, а описанные в нем события к конкретной местности. Гетманец пришел к выводу, что за короткую майскую ночь Игорь прошел, по летописи, «помалу идястя» не более 30 километров. На таком расстоянии от современного Изюма профессор Гетманец и стал искать Сюурлий.   Анна Котухина. Слово о полку Игореве. Крышка ларца. 1956. Палех  В «Слове» была упомянута длинная гора - «шеломя», пройдя которую воины воскликнули: «О Русская земле! Уже за шеломянем еси!» Как посчитал М. Гетманец, именно эту гору можно увидеть и сегодня, если из Изюма выехать в сторону Славянска. А дальше в летописи сказано, что на заре им дорогу преградили половецкие полки, стоявшие близ реки Сюурлий. Она должна была быть километров за 25 - 30 от Сальницы, к тому же небольшой и неглубокой, поскольку известно, что половцы с противоположного берега «пустивше по стреле на Русь... поскочиша», а русичи без каких-либо осложнений эту речку «переехале». По версии профессора Гетманца, нынешняя река Голая Долина и есть, видимо, тот самый Сюурлий. «Я внимательно изучил эту местность и обнаружил там высокий курган, очень удобный для наблюдения за степью, - утверждал Гетманец. - Думаю, что ставка хана Кончака была в Славянске на реке Тор. А по Сюурлию он наверняка выставил передовые отряды, которые прикрывали землю половецкую. Ибо не мог он держать открытым поле в сторону Руси. Именно здесь и произошло первое сражение между русичами и половцами. Полки Игоря одержали победу над сравнительно небольшими отрядами кочевников, начали их преследование вглубь степи, а вечером, вернувшись с «полоном», решили заночевать. А когда рано утром 11 мая князь проснулся, то увидел, что со всех сторон русские дружины обступили половцы, и «идут они от Дона, и от моря», «аж пыль поля прикрывает». И тогда он принял решение пробиваться в направлении Донца, который всего в шести километрах, чтобы прикрыться лесом. Но половцы разгадали его намерение и, перекрыв путь, стали прижимать русские полки к речке с крутыми берегами - Каяле. И было сражение великое: «с раннего утра и до вечера», а потом «с вечера до света». «И летели стрелы каленые, и гремели сабли о шлемы, и трещали копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой». С берегов Каялы, по летописи, плененный Игорь видел своего брата Всеволода, который отчаянно бился, идя «вкруг при езере». Финальные события битвы происходят на берегу озера, ибо летописец заканчивает свое повествование словами: «а прочие в море истопоша». Это означает, что озеро было большим. И к полудню на третий день, говорит автор «Слова», пали стяги Игоревы. «Черная земля костьми была засеена, кровью полита».    В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича с половцами.1880 год Учитывая все эти факты, Гетманец стал искать огромное поле, на котором могли бы поместиться семь тысяч русичей и еще больше половцев, чтобы рядом были озеро и речка для водопоя и неподалеку - Северский Донец. И нашел его вблизи села Глубокая Макатиха. А дальше занялся поиском легендарной Каялы, ставшей местом гибели русского войска. Отметим, что до Гетманца многие исследователи считали половецкую Каялу рекой символической, рекой «гибели и покаяния». Харьковчанин подошел к проблеме реалистически. «Каяла» с тюркского переводится как «скалистая», потому исследователь обратил внимание на соседние колхозные поля, усеянные огромными камнями, стал раскапывать берега реки Макатихи и... обнаружил скальную основу. Вот и живая Каяла. Можно спорить с М. Гетманцом и его книгой. Но для этого, пожалуй, следует снова отправиться в путешествие, повторяющее поход, то есть, как в древности говорили, «полк» князя Игоря. Может, кто-то из новых поколений историков Руси загорится такой идеей? Но Донецкого городища, что почти на окраине Харькова, ему никак не миновать.  

Донецкое городище

http://odnarodyna.com.ua/articles/4/2428.html 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18