Как наша Калининградская область становится энергетическим придатком Евросоюза.
Парадокс – область, которая рассматривается как основной поставщик электроэнергии в Польшу, Литву и Латвию, сама страдает от нехватки электричества и тепла, а газ и нефть из «остальной» России получает через Беларусь и Литву.
Эту ситуацию на днях рассматривали на форуме «Обеспечение энергобезопасности Калининградской области», состоявшемся в Торгово-промышленной палате РФ. В области, по данным главы калининградского «ЭнергоИнвеста» Юрия Злобина, до сих пор работают еще восточнопрусские электросети. В то время как энергомощности, созданные в 1950-1970-х годах, уже полностью изношены. А вот крупные электростанции, хотя и имеются, но почти все они - у границы с Литвой. Куда им, естественно, выгоднее поставлять электричество, чем калининградским потребителям. К тому же, местные (внутриобластные) сети уже с трудом пропускают электроэнергию.
Вдобавок, область до сих пор не состыкована – как, впрочем, и весь Дальний Восток – с общероссийской электроэнергетической системой, что уже само по себе абсурд.
Что касается проекта Балтийской АЭС, большинство участников форума отметило, что без обновления областных электросетей этот гигант будет вынужден больше работать на страны Балтии, Польшу, Беларусь.
И, таким образом, область будет окончательно включена в энергопространство Евросоюза.
Вице-премьер областного правительства Геннадий Щербаков высказался за создание ветки от «Северного потока» в Калининградскую область: это не более 60 км от ее побережья. И представитель областного правительства при правительстве РФ Юрий Савенко выступил за то, чтобы настоять на реализации этого проекта. Который, кстати, был разработан вместе с тем же «Северным потоком», но почему-то отложен…
То есть, крупные потоки российского газа уже направляются по дну Балтики во многие страны Европы. Это с одной стороны. А вот с другой – близлежащая к этим потокам российская область, имеющая особо стратегическое значение для России, уже который год зависит от транзита того же газа через Литву. Причем такой транзит - весьма дорогостоящий. Воистину, удивительное - рядом…
Надо сказать, что сухопутные газопроводы из России в Европу проходят еще с советских времен через российские области, которые, в большинстве своем, и сегодня не газифицированы. В отличие, например, от приграничных с нами районов Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Грузии, Финляндии…
Участники форума решили коллективно предложить «Газпрому» и правительству России повторно рассмотреть проект «Северный поток» - Калининград и добиваться его реализации.
Все крупные советские нефтепроводы на балтийском направлении с советских времен подведены только к портам стран Балтии и Польши. И вблизи этих портов есть нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), чего по сей день нет в Калининградском регионе. И, похоже, не предвидится: вице-премьер областного правительства Г.Щербаков пояснил, что по таким проектам в области с российским бизнесом давно идут переговоры. Но, по сути, воз и ныне там.
Напомню, проекты нефтепровода в Калининград через Беларусь и Литву, создание НПЗ в области крупного нефтяного порта близ города были разработаны еще в первой половине 1970-х по инициативе А.Н. Косыгина. Но тогда предпочли осуществить аналогичное в Литве, Латвии и Эстонии, считавшимися политически более важными, чем Калининградская область. А теперь вот она вынуждена ввозить нефтепродукты, считай из-за границы, из тех же стран Балтии, причем произведенные из российского нефтяного сырья. Доля транзита через страны Балтии – свыше 20%, что обходится нам до 500 млн. долл. ежегодно.
Очевидно, что усугубление этих тенденций грозит не только экономически, но и административно отдалить Калининградскую область, и так географически обособленный регион, от остальной России.
А такое развитие событий, безусловно, чревато политическими последствиями для нас.
Алексей Чичкин
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/kaliningrad_sapozhnik_bez_sapog_307.htm