Cамая непонятная заповедь

0
376
Время на чтение 4 минуты

Вообще, юродивые — кто это, что это за тип святости?
Ведь, по сути, это городские сумасшедшие…

Из разговора

Если вы впервые на Смоленском кладбище и хотите найти часовню святой блаженной Ксении Петербургской, можно даже не спрашивать никого, куда идти. Надо понаблюдать: в какую сторону течет непрерывный людской ручеек. «Туда» идут люди самые разные — мужчины и женщины, молодые и пожилые,— но, в общем, по виду несколько растерянные. «Оттуда» те же люди возвращаются с совсем другими лицами — мирными и радостными. Найти часовню очень просто: с главной аллеи первое ответвление налево. Справа останется храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — тот самый, где блаженная по ночам, когда никто не видел, носила кирпичики наверх, помогая строителям.

Часовня открыта с 10 до 17, в ней служатся попеременно молебны и панихиды. Но если народу много, приходится выйти, приложившись к белому мраморному надгробию. Не беда — можно почитать акафист рядом с часовней. Большинство же молится, просто приникнув к самой стене часовни. Чувство удивительного тепла и защищенности, как будто припал к плечу родного человека, который обязательно утешит и поможет, почти детской безмятежности на руках у матери…

Почему-то Господь очень быстро слышит именно блаженных, откликается на их ходатайство о нас. Это опыт, о котором свидетельствует множество людей, в том числе моих близких знакомых. И мой личный опыт тоже. Лет восемь назад, в первые месяцы своей жизни в Церкви, я впервые попала в Петербург проездом, буквально на несколько часов, и кинулась к блаженной Ксении, ничего не зная о ней, кроме того, что она есть. Тогда у меня, что называется, была «трудная жизненная ситуация»: нет жилья, работы, ребенка без прописки не берут в школу. Это необъяснимо, но все устроилось за несколько дней после моего возвращения из Питера. Скажем, звонили знакомые, с которыми давно не было связи, и предлагали помощь! Шок от происходящего перешел в горячую благодарность блаженной Ксении, и я стала читать о ней все, что удавалось найти. И, наверное, только благодарным сердцем, а не холодным рассудком можно попытаться понять, кто такие блаженные и юродивые, что это за святые.

Блаженный — значит, счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженный — не всегда юродивый, то есть не всегда он совершает поступки, которые воспринимаются окружающими как безумство. Но блаженный — это всегда человек, полностью посвятивший жизнь Богу, молитве (хотя он тщательно скрывает свои духовные дары), сознательно и полностью отказавшийся от жизненных удобств, от всего, что связано, говоря современным языком, с успешной светской карьерой. А мир таков (и был, и есть, и будет), что подобный человек всегда будет казаться большинству окружающих странным, даже помешанным. Но вот было же что-то такое в этих людях, что их любили при жизни, помнят по смерти и обращаются к ним, как к живым? Видимо, сердце человеческое чувствует всецелую обращенность блаженных к Богу, к Царствию Небесному? Или, несмотря на их мнимое безумие, рядом с ними чувствовалось то же тепло, наступала такая же внутренняя тишина в душе, как сейчас, когда мы приходим к ним на кладбище или к раке с их мощами в храме?

Петербург любит своих блаженных, их здесь немало. Чуть в сторону от часовни — могилки с крестами, с краткими надписями: блаженный Иоанн, блаженная Ирина, блаженная Александра… Могилки ухожены, украшены цветами, с жестяными «фонариками» для свечей и лампад. Теплятся тоненькие, как раньше говорили, грошовые свечки. На крестах сидят голуби — больше я такого нигде не видела. Есть еще в Питере блаженные, которые почитаются очень широко, идет подготовка к их прославлению — Матфей Затворник, Матренушка Босоножка.

Наверное, не случайно именно в Петербурге просияли такие святые, как праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения и другие. И в дни своей земной жизни и сейчас они особенно близки и скоро помогают тем людям, которые не нужны никому, кроме Бога.

Мало кто задумывается, что скрывалось за парадными фасадами блестящей столицы, чьим трудом создавалось ее видимое благополучие. Вспомним хотя бы «бедных людей» Пушкина, Гоголя, Достоевского. Но если вдуматься — не так уж далеко отстоят от нас те времена, когда пушкинский «маленький человек» Евгений грозил «горделивому истукану»: «Ужо тебе!». Сегодня никто практически не считает себя «маленьким», жизнь человека очень изменилась, чисто внешне, но на глубине — все то же: яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми (Пс. 21, 12). Пьет сын… Болеет ребенок… Молодой девушке поставлен страшный диагноз… Дочь стала инвалидом, мать несколько месяцев ухаживает за ней в больнице Петербурга… Лишь несколько историй, рассказанных вполголоса в очереди к блаженной. Наверное, в жизни каждого когда­нибудь наступает такой момент, когда он остается наедине со своей бедой, проходит «огненное искушение» и понимает, что по-настоящему он не нужен никому, кроме Бога. Тогда-то он очень нуждается в помощи Божией и в заступничестве святых. А Бог быстро слышит молитвы блаженных.

Почему? Неужели так ценен в Его очах сознательный отказ от своего «я» — ради Бога и ради людей? Блаженная Ксения, к примеру, приняла на себя подвиг юродства, крест поношений, когда ее любимый супруг скоропостижно скончался без покаяния, когда она испугалась, что погибла его душа. Может быть, даже не разбираясь в «теории» духовной жизни, не вникая в проблему, что такое гордыня и как с ней бороться, она исполнила первую из евангельских заповедей блаженств — Блаженны нищие духом… (Мф. 5, 3). Самую непонятную, непостижимую до конца.

Все-таки Смоленское кладбище — удивительное место! Буду обязательно вспоминать его на службе в храме 6 июня, когда будет отмечаться память блаженной Ксении Петербургской: новая дата празднования в честь святой установлена совсем недавно, в 2010 году, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла — это день ее прославления в 1988 году. А что на Смоленском кладбище расстраивает, то это такие разговоры: «Она точно помогает, проверено. Купи иконочку и подари сестре как сувенир, и она (блаженная Ксения) все проблемы решит» (женщина рядом говорит по телефону). Я даже предпочитаю такой «вере» скептицизм людей, искренне желающих разобраться: почему же мы почитаем «городских сумасшедших» как святых… Хотя лично мне кажется, что с этим все понятно, все сказано в тропаре святой:

Нищету Христову возлюбивши, / безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, / безумием мнимым безумие мира обличивши, / смирением крестным силу Божию восприяла еси. / Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, / моли Христа Бога / избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60586&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22