Вообще, юродивые — кто это, что это за тип святости?
Ведь, по сути, это городские сумасшедшие…
Из разговора
Если вы впервые на Смоленском кладбище и хотите найти часовню святой блаженной Ксении Петербургской, можно даже не спрашивать никого, куда идти. Надо понаблюдать: в какую сторону течет непрерывный людской ручеек. «Туда» идут люди самые разные — мужчины и женщины, молодые и пожилые,— но, в общем, по виду несколько растерянные. «Оттуда» те же люди возвращаются с совсем другими лицами — мирными и радостными. Найти часовню очень просто: с главной аллеи первое ответвление налево. Справа останется храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — тот самый, где блаженная по ночам, когда никто не видел, носила кирпичики наверх, помогая строителям.
Часовня открыта с 10 до 17, в ней служатся попеременно молебны и панихиды. Но если народу много, приходится выйти, приложившись к белому мраморному надгробию. Не беда — можно почитать акафист рядом с часовней. Большинство же молится, просто приникнув к самой стене часовни. Чувство удивительного тепла и защищенности, как будто припал к плечу родного человека, который обязательно утешит и поможет, почти детской безмятежности на руках у матери…
Почему-то Господь очень быстро слышит именно блаженных, откликается на их ходатайство о нас. Это опыт, о котором свидетельствует множество людей, в том числе моих близких знакомых. И мой личный опыт тоже. Лет восемь назад, в первые месяцы своей жизни в Церкви, я впервые попала в Петербург проездом, буквально на несколько часов, и кинулась к блаженной Ксении, ничего не зная о ней, кроме того, что она есть. Тогда у меня, что называется, была «трудная жизненная ситуация»: нет жилья, работы, ребенка без прописки не берут в школу. Это необъяснимо, но все устроилось за несколько дней после моего возвращения из Питера. Скажем, звонили знакомые, с которыми давно не было связи, и предлагали помощь! Шок от происходящего перешел в горячую благодарность блаженной Ксении, и я стала читать о ней все, что удавалось найти. И, наверное, только благодарным сердцем, а не холодным рассудком можно попытаться понять, кто такие блаженные и юродивые, что это за святые.
Блаженный — значит, счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженный — не всегда юродивый, то есть не всегда он совершает поступки, которые воспринимаются окружающими как безумство. Но блаженный — это всегда человек, полностью посвятивший жизнь Богу, молитве (хотя он тщательно скрывает свои духовные дары), сознательно и полностью отказавшийся от жизненных удобств, от всего, что связано, говоря современным языком, с успешной светской карьерой. А мир таков (и был, и есть, и будет), что подобный человек всегда будет казаться большинству окружающих странным, даже помешанным. Но вот было же что-то такое в этих людях, что их любили при жизни, помнят по смерти и обращаются к ним, как к живым? Видимо, сердце человеческое чувствует всецелую обращенность блаженных к Богу, к Царствию Небесному? Или, несмотря на их мнимое безумие, рядом с ними чувствовалось то же тепло, наступала такая же внутренняя тишина в душе, как сейчас, когда мы приходим к ним на кладбище или к раке с их мощами в храме?
Петербург любит своих блаженных, их здесь немало. Чуть в сторону от часовни — могилки с крестами, с краткими надписями: блаженный Иоанн, блаженная Ирина, блаженная Александра… Могилки ухожены, украшены цветами, с жестяными «фонариками» для свечей и лампад. Теплятся тоненькие, как раньше говорили, грошовые свечки. На крестах сидят голуби — больше я такого нигде не видела. Есть еще в Питере блаженные, которые почитаются очень широко, идет подготовка к их прославлению — Матфей Затворник, Матренушка Босоножка.
Наверное, не случайно именно в Петербурге просияли такие святые, как праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения и другие. И в дни своей земной жизни и сейчас они особенно близки и скоро помогают тем людям, которые не нужны никому, кроме Бога.
Мало кто задумывается, что скрывалось за парадными фасадами блестящей столицы, чьим трудом создавалось ее видимое благополучие. Вспомним хотя бы «бедных людей» Пушкина, Гоголя, Достоевского. Но если вдуматься — не так уж далеко отстоят от нас те времена, когда пушкинский «маленький человек» Евгений грозил «горделивому истукану»: «Ужо тебе!». Сегодня никто практически не считает себя «маленьким», жизнь человека очень изменилась, чисто внешне, но на глубине — все то же: яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми (Пс. 21, 12). Пьет сын… Болеет ребенок… Молодой девушке поставлен страшный диагноз… Дочь стала инвалидом, мать несколько месяцев ухаживает за ней в больнице Петербурга… Лишь несколько историй, рассказанных вполголоса в очереди к блаженной. Наверное, в жизни каждого когданибудь наступает такой момент, когда он остается наедине со своей бедой, проходит «огненное искушение» и понимает, что по-настоящему он не нужен никому, кроме Бога. Тогда-то он очень нуждается в помощи Божией и в заступничестве святых. А Бог быстро слышит молитвы блаженных.
Почему? Неужели так ценен в Его очах сознательный отказ от своего «я» — ради Бога и ради людей? Блаженная Ксения, к примеру, приняла на себя подвиг юродства, крест поношений, когда ее любимый супруг скоропостижно скончался без покаяния, когда она испугалась, что погибла его душа. Может быть, даже не разбираясь в «теории» духовной жизни, не вникая в проблему, что такое гордыня и как с ней бороться, она исполнила первую из евангельских заповедей блаженств — Блаженны нищие духом… (Мф. 5, 3). Самую непонятную, непостижимую до конца.
Все-таки Смоленское кладбище — удивительное место! Буду обязательно вспоминать его на службе в храме 6 июня, когда будет отмечаться память блаженной Ксении Петербургской: новая дата празднования в честь святой установлена совсем недавно, в 2010 году, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла — это день ее прославления в 1988 году. А что на Смоленском кладбище расстраивает, то это такие разговоры: «Она точно помогает, проверено. Купи иконочку и подари сестре как сувенир, и она (блаженная Ксения) все проблемы решит» (женщина рядом говорит по телефону). Я даже предпочитаю такой «вере» скептицизм людей, искренне желающих разобраться: почему же мы почитаем «городских сумасшедших» как святых… Хотя лично мне кажется, что с этим все понятно, все сказано в тропаре святой:
Нищету Христову возлюбивши, / безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, / безумием мнимым безумие мира обличивши, / смирением крестным силу Божию восприяла еси. / Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, / моли Христа Бога / избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Наталья Горенок
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60586&Itemid=3