В середине мая 2012 года в Дагестане российские спецслужбы провели успешные стратегические операции. Во-первых, ликвидирован главарь бандитского подполья - гражданин Турции шейх Абдусалам, по официальным сообщениям. Он руководил терактами в Дагестане и сопредельных республиках Северного Кавказа с 2008 года. Эта операция российских спецслужб - пожалуй, крупнейший их успех за последние годы.
А во-вторых, в одном из горных районов Дагестана, у стыка границ РФ с Грузией и Азербайджаном, обнаружены тайные склады с боеприпасами, оружием и средствами радиосвязи. Иностранного производства.
Незадолго до этого, напомним, в Махачкале был совершен крупный теракт с многочисленными жертвами. Похоже, этот российский регион снова пытаются превратить в постоянную «горячую точку» и, в качестве сверхзадачи, - отторгнуть от России.
Официальные лица РФ до последнего времени предпочитали не уточнять, - откуда боевики получают снабжение, откуда и как они проникают - заметим, во всё большем количестве - в Дагестан, да и на Северный Кавказ в целом. Эти «недоговоренности» были связаны с нежеланием Москвы обострять отношения с рядом стран. Хотя географически на Северный Кавказ, включая Дагестан, извне можно приникнуть через соседние Азербайджан, Грузию, Абхазию, Южную Осетию, Турцию, Иран...
Но председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев 4 мая решился расставить точки над «i». Он заявил, что Дагестан «выбран в качестве болевой точки, через которую можно влиять и на другие регионы России». Более того: «...идёт неприкрытое вторжение со стороны спецслужб определённых государств... это и Саудовская Аравия, и Турция, и ряд других, которые нам красиво улыбаются и жмут руки». Г. Сафаралиев отметил также, что «среди местных жителей могут скрываться иностранные провокаторы».
В Дагестане проживает минимум 25 народов и народностей - уже только этот фактор обнадеживает «засланцев» и их хозяев. Это во-первых. Во-вторых - с 2011 года именно Дагестан стал, можно сказать, активным связующим звеном между Россией и другими прикаспийскими странами. Так, налажены паромные рейсы с Казахстаном, Туркменистаном, Ираном; в середине апреля 2012 г. в Махачкале состоялась первая в РФ крупная выставка-ярмарка Ирана; быстро развиваются связи этого региона с Азербайджаном.
В-третьих, через Дагестан растет транзит нефти, нефтепродуктов, других внешнеторговых грузов упомянутых стран. Опять же, в Дагестан и через Дагестан в РФ поступает азербайджанский газ. Вдобавок, транспортные объекты этого региона - составная часть проекта нового евроазиатского коридора «Север-Юг». В его реализации, наряду с РФ, участвуют Азербайджан, Иран, Пакистан, Оман, а также Белоруссия, страны Прибалтики и Скандинавии.
Сорвать такие тенденции - тоже одна из задач террористов-сепаратистов и их хозяев.
Между тем, в Турции и Саудовской Аравии давно - с начала ХХ века - существуют организации, выступающие за отторжение Дагестана и всего Северного Кавказа от России. В рамках «протурецкого» или ультраисламистского «государства». Так что Г. Сафаралиев - тем более, на фоне ликвидации упомянутого террориста, подданного Турции Абдусалама, - ничего не преувеличивает: подрывная работа этих организаций прямо или косвенно поддерживается спецслужбами упомянутых стран, а также, по ряду данных, - Англии, США, Германии (а в 1920-30-х гг. поддерживалась спецслужбами и Польши, Румынии, Финляндии, Ирана). По сообщениям СМИ и другим данным, нелегально работают те же организации в Иране, Пакистане, Иордании, Грузии, арабских монархиях Персидского Залива.
А, можно сказать, глобальным подспорьем для такой деятельности остается бессрочный законодательный пакет США 1958-1959 гг. - «О порабощенных народах». Причем и советские власти не требовали, а российские - и поныне не требуют от США отмены действия этих провокационных документов...
Примечательно и то, что, одновременно с эскалацией напряженности в Дагестане, в Азербайджане с 2011 года выдвигаются претензии на граничащий с ним южно-дагестанский город и район Дербент; о принадлежности некоторых сопредельных территорий спорят с Дагестаном Чечня, Калмыкия (см., например, http://www.flnka.ru/politika; http://yaran-suvar.ucoz.ru/news). Конечно, эти обстоятельства тоже «подыгрывают» сепаратистам-террористам.
Кроме того, именно в Махачкале намечено разместить штаб-квартиру Организации сотрудничества прикаспийских стран, ныне формируемой, а также ряда отраслевых организаций тех же стран. Очевидно, что и эти обстоятельства укрепят позиции России в Каспийском бассейне и, соответственно, Дагестана - в составе России.
Словом, очень много взаимосвязанных факторов предопределяют попытки дестабилизации Кавказа и Юга России в целом, начиная именно с Дагестана.
http://www.rv.ru/content2.php3?id=4441